"Ни в чем не ошибаться - свойство богов, а ваши сотрудники - люди..." (интервью с С. Алимовой, HR-директором группы компаний "РОЛЬФ")
Если выбирать из трех зол - ошибка, перестраховка и бездеятельность, то наименьшее - первое, уверена Светлана Алимова: "Мой собственный жизненный опыт, а я 11 лет возглавляю службу персонала крупнейшего автодилера в России, свидетельствует о том, что ошибки - это ступени развития, движения вперед сотрудника и компании".
Если говорить об ошибках лидеров, то к самым серьезным из них, по мнению Светланы Алимовой, следует отнести:
- боязнь совершать ошибки,
- не сознаваться в них,
- не держать обязательства перед своими людьми,
- не верить в свою команду.
Если ты не сдержал слово, тебе больше никогда не поверят, а утрата веры - это риск потерять 30-50% своего персонала. Поэтому врать и воровать - это, на мой взгляд, самые главные ошибки.
12 заповедей лидера
"Не стоит путать понятия "руководитель" и "лидер", - убеждена Светлана Алимова. - Руководитель - это скорее лицо назначенное, функциональное, а лидер - человек, который, исходя из особенностей своей личности, возглавляет определенное направление и развивает бизнес компании".
1. никогда не обещать то, что ты не можешь выполнить
2. не бояться ошибаться
3. не обманывать своих сотрудников
4. не бояться говорить о своих ошибках
5. не ждать, а действовать
6. не медлить с принятием решения
7. не бояться рисковать
8. не бояться нанимать сильных менеджеров
9. не забывать о важности развития
10. не приписывать людям собственную систему мотивов
11. не бояться отпустить контроль
12. не бояться уйти в сторону, если твой энтузиазм исчерпан
"У лидера постоянно должно быть много энтузиазма, веры в то, что он делает. Когда энтузиазм и вера пропадают, это один из первых "звонков" о том, что пора задуматься о своевременном уходе", - уверена Светлана Алимова.
Ошибки "кнута" и "пряника" в руках лидера
"Нельзя действовать только методом "кнута" или только "пряника", это две серьезные ошибки, которые совершает руководитель, - говорит Светлана Алимова. - Должно быть достаточно грамотное сочетание, причем в сторону "пряника". Однако лидеру необходимо понимать, что самыми "вкусными" для сотрудников являются не деньги и похвала руководства, а осознание того, что все делают одно дело. Если сотрудники видят, что лидер заражен идеей, верит в нее, они проникнутся важностью цели и будут прикладывать все силы, чтобы соответствовать руководителю, помогать ему и быть сопричастными к результатам. Тогда "пряник" обретает конкретные черты, а "кнут" становится ненужным".
Примечание. Бывают ситуации, когда лидеру пора уходить, а он по-прежнему продолжает вести за собой людей. Это выглядит страшно.
Ошибки при увольнении
"Если не смогли работать друг с другом, давайте честно об этом говорить, хочешь уйти из компании - сделай все так, чтобы это было максимально комфортно как для работодателя, так и для тебя, - говорит Светлана Алимова. - В любой компании могут возникнуть конфликты при увольнении. К такому развитию ситуации руководитель должен быть всегда готов".
Ошибки контроля
Грамотный лидер умеет контроль не насаждать, а применять его дозированно и "не обидно", при условии, что он хочет вырастить в своей компании лидеров и планирует работать с людьми, которые думают и развиваются.
Сотрудникам необходимо давать интересные задачи, которые бы стимулировали их к самореализации.
Примечание. Хорошим лидер не будет окружать себя людьми, которые не развиваются, а занимаются лишь тем, что льстят и подхалимничают.
Не бойтесь делегировать полномочия. Можно провести аналогию с ребенком: чем больше ему дают возможностей проявлять себя, умеренной независимости, тем сильнее он становится, лучше и быстрее развивается.
Беседовала
Ю. Андреева
Примечание. Работа над ошибками от Светланы Алимовой
- постоянно запрашивайте обратную связь - как от своего собственного руководителя, так и от сотрудников. Без постоянного самоаудита, самоанализа ты перестаешь развиваться вообще. При этом желательно собирать мнения от людей, которые для тебя являются лидерами.
- старайтесь принимать критику, особенно если она исходит от нескольких сторон. Ошибки всегда больно признавать, но по-другому профессиональный рост невозможен.
- если ты не растешь, значит, ты никогда не совершаешь ошибок.
- исследуйте причины ошибок, а при возникновении какой-то проблемы не ищите причину ее появления только во внешних факторах. Как правило, ошибки всегда взаимны. Необходим постоянный самоаудит, рефлексия по поводу собственных ошибок.
- соотносите свои действия со стратегией компании. Лидер, стоящий у руля, обязан постоянно соотносить себя со стратегией компании, понимать, что для нее в данный момент является наиболее важным.
- проводите периодический аудит задач, их значимости для компании, срочности выполнения со своим руководителем.
Светлана Алимова: "У любого руководителя рано или поздно настает такой момент, когда он разочаровывается в людях, которым доверял. Когда приходит понимание того, что тебя могут подвести, причем намеренно, невзирая на то, что несут ответственность не только перед тобой, как перед лидером-руководителем, но и перед всей компанией. Наверное, мои собственные ошибки заключались в том, что я слишком верила людям".
"Управление персоналом", N 6, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.