Кодекс добросовестных практик взаимоотношений
Торговые сети и поставщики потребительских товаров 14 декабря 2012 года подписали Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров*(1) (далее - Кодекс). Что представляет собой этот документ? Кто должен соблюдать правила, содержащиеся в нем? На эти и другие вопросы - ответы в статье.
Идея создания подобного кодекса существовала давно. И вот наконец в конце прошлого года Межотраслевым экспертным советом по развитию потребительского рынка этот документ был представлен на рассмотрение антимонопольного ведомства.
Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров представляет собой свод рекомендуемых правил поведения между названными лицами. Основными целями этого документа являются:
- формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков;
- повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок;
- создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке;
- содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах.
Правила, содержащиеся в Кодексе, могут применяться поставщиками и торговыми сетями на территории РФ в качестве делового обыкновения в преддоговорных и договорных отношениях в рамках договоров поставки и оказания услуг и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории других стран. Положения настоящего кодекса являются обязательными для торговой сети и (или) поставщика только в случаях добровольного присоединения организаций к названному кодексу.
Примечание. Что говорят? Алексей Доценко (заместитель руководителя ФАС РФ) так прокомментировал подписание Кодекса: "Мы приветствуем подписание Кодекса добросовестных практик, потому что считаем важным и необходимым использование наряду с законом об основах государственного регулирования торговой деятельности наилучших практик, выработанных в процессе диалога торговых сетей и поставщиков".
Порядок присоединения к Кодексу установлен ст. 26 этого документа. Так, хозяйствующие субъекты вправе присоединиться к Кодексу одним из двух способов:
1) путем указания в протоколе о намерениях, договоре поставки, договоре оказания услуг или ином гражданско-правовом договоре на то, что к соответствующим правоотношениям применяется Кодекс;
2) путем принятия внутреннего регламента (локального акта), содержащего согласие с применением настоящего кодекса или воспроизводящего его положения.
Если согласие с применением положений Кодекса выразил лишь один из хозяйствующих субъектов, вступающих или находящихся в договорных отношениях по поставке товаров или оказанию услуг, положения Кодекса являются для него обязательными и не обязательны для другой стороны договора.
Кодекс добросовестных практик охватывает широкий перечень вопросов. Им регулируются, в частности:
- принципы взаимоотношений торговых сетей и поставщиков в части обеспечения качества потребительских товаров (ст. 4);
- документальное сопровождение переговоров между сторонами по согласованию, изменению условий и расторжению договора (ст. 6);
- порядок согласования условий договора, в том числе изменения цены потребительских товаров (услуг) (ст. 7, 8);
- ввод (вывод) потребительского товара в ассортиментную матрицу (из ассортиментной матрицы) торговой сети, в том числе товара под собственным товарным знаком*(2) (ст. 9-11);
- установление неустойки в случае нарушения обязательств по договору (ст. 12);
- размещение заказа на поставку потребительских товаров, в том числе на поставку товаров под собственным товарным знаком торговой сети (ст. 13, 14);
- приемка потребительских товаров (ст. 15);
- обмен документами (ст. 16);
- порядок согласования проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров (ст. 17);
- взаимозачеты (ст. 19);
- порядок возмещения расходов торговой сети в связи с претензиями потребителей (ст. 21) и другие вопросы.
Тезисно осветим самые интересные положения документа. Итак, если организации добровольно присоединятся к Кодексу, они будут обязаны выполнять определенные правила.
Например, в случае поступления претензии от потребителя, связанной с ненадлежащим качеством потребительского товара, торговая сеть должна будет за свой счет удовлетворять такие жалобы и не вправе требовать от поставщика возмещения своих расходов на удовлетворение жалоб, за исключением случаев, если у торговой сети есть подтвержденные основания того, что недостатки потребительского товара возникли до его передачи в торговую сеть.
При согласовании изменения цены потребительского товара по договору поставки должна обеспечиваться прогнозируемость, предсказуемость и экономическая обоснованность, дающая контрагентам возможность достигнуть соглашения о новых ценах или, если соглашение не достигнуто, осуществить поиск альтернативного контрагента. При этом срок согласования изменения цен не должен превышать 45 календарных дней от даты получения уведомления об изменении цены, если иное не предусмотрено договором. Если в течение указанного срока сторонами не достигнуто соглашение по новой цене, штрафные санкции к поставщику при прекращении поставок потребительского товара по старой цене и к торговой сети при отказе от приобретения потребительского товара по новой цене не применяются. Торговая сеть не вправе требовать от поставщика предоставления информации об установлении поставщиком новых цен иным торговым сетям (в том числе результаты ценового мониторинга).
При приемке продовольственных потребительских товаров торговая сеть обязана зафиксировать время прибытия (в часах и минутах), а также время окончания разгрузки (в часах и минутах) транспортного средства. Договором могут предусматриваться обоюдные и соразмерные фактически понесенным затратам неустойки в случае несвоевременного прибытия и простоя ТС не по вине поставщика сверх срока разгрузки, предусмотренного договором. При этом риски случайной гибели и случайного повреждения товара переходят на покупателя (торговую сеть) с момента приемки товара в магазине, распределительном центре (если поставка осуществляется через распределительный центр) или на складе поставщика (если поставка осуществляется непосредственно со склада поставщика), если иной момент перехода риска случайной гибели товара не предусмотрен договором поставки.
На этапе ввода потребительского товара в ассортиментную матрицу торговой сети должны быть обеспечены стабильные и бесперебойные поставки на условиях договора и постоянное наличие потребительского товара в торговых объектах и (или) на распределительном центре торговой сети. Поставщик и торговая сеть вправе по обоюдному соглашению сторон распределить расходы, связанные с доставкой потребительских товаров в торговые объекты торговой сети.
Процедура расторжения договора или вывода потребительских товаров из ассортиментной матрицы торговой сети должна быть предсказуемой, обеспечивающей контрагентам возможность осуществить поиск альтернативного контрагента. При выводе отдельного потребительского товара из ассортиментной матрицы торговая сеть обязана предоставить поставщику обоснование причин такого вывода. Срок уведомления о выводе из ассортиментной матрицы торговой сети отдельных потребительских товаров должен быть указан в договоре между поставщиком и торговой сетью. Если поставщиком по заказу торговой сети были произведены или приобретены потребительские товары с особыми потребительскими характеристиками (то есть такие, которые отсутствуют в ассортиментной матрице иных торговых сетей и несетевых торговых объектов) и на момент расторжения договора или вывода из ассортиментной матрицы торговой сети данные потребительские товары не были реализованы, торговая сеть обязуется приобрести у поставщика такие потребительские товары по цене, действовавшей на момент направления уведомления о выводе данного потребительского товара из ассортиментной матрицы.
* * *
Положения Кодекса, скорее всего, довольно быстро войдут в практику договорных и преддоговорных отношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Отметим, что в данной заметке озвучена лишь небольшая часть положений Кодекса. Прежде чем присоединиться к комментируемому документу, целесообразно ознакомиться со всеми его положениями, а в случае несогласия с отдельными его нормами отразить в договоре поставки иной порядок действий. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны помнить, что практики, не включенные в Кодекс, не могут быть признаны противоречащими принципам разумности, добросовестности и справедливости и, соответственно, могут применяться между партнерами по бизнесу.
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С текстом Кодекса можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru, раздел "Аналитические материалы").
*(2) Товары под собственными товарными знаками - потребительские товары, производимые поставщиками по заказу торговых сетей, на которые нанесены товарные знаки, права на которые принадлежат торговым сетям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"