Формальные основания получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
В статье на основе анализа норм уголовно-процессуального закона сделана попытка обобщить научные представления о формальных основаниях производства такого следственного действия, как получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. В частности, определяются временные периоды, в течение которых возможны его назначение и производство. Кроме того, анализируется достаточно актуальный вопрос о возможности поручения проведения данного следственного действия другим следственным органам или органам дознания и компетенции инициатора и исполнителя следственного действия в данной ситуации.
В 2010 г. в Уголовно-процессуальный кодекс РФ было введено новое следственное действие - получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. С учетом относительно небольшой истории существования данного следственного действия в качестве самостоятельного в настоящий момент недостаточно разработаны многие вопросы, касающиеся его производства. В частности, не в полной мере исследованы проблемы формальных оснований проведения данного следственного действия. Это приводит к тому, что в практической деятельности оно зачастую производится с существенными нарушениями, а его результаты теряют доказательственную силу.
К формально-правовым основаниям относится наличие у следователя полномочий на производство следственного действия по конкретному уголовному делу. Наиболее полный перечень формально-правовых оснований приведен С.А. Шейфером, который включает в него следующие обстоятельства:
1. Возможность производства следственных действий:
а) только после возбуждения уголовного дела (за исключением тех, которые в силу прямого указания закона могут проводиться до возбуждения дела);
б) с соблюдением правил подследственности;
в) до окончания либо до приостановления предварительного следствия;
г) при расследовании вновь открывшихся обстоятельств.
2. Право на проведение следственных действий, которое возникает в случаях:
а) принятия уголовного дела к производству следователем, дознавателем, руководителем следственного органа;
б) исполнения следователем поручения о производстве следственных действий не по месту расследования (ч. 1 ст. 152 УПК РФ);
в) проведения органом дознания, дознавателем или следователем неотложных следственных действий по возбужденным ими уголовным делам, которые им не подследственны и будут переданы, соответственно, либо от органа дознания в следственное подразделение, либо из одного следственного подразделения в другое (ст. 157, ч. 5 ст. 152 УПК РФ);
г) исполнения органом дознания поручений следователя о производстве отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
3. Наличие в определенных случаях процессуального документа, предваряющего производство следственного действия - постановления о назначении следственного действия, а для некоторых следственных действий, связанных с наиболее существенными ограничениями прав граждан, - судебного решения [Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. С. 27-31].
Рассмотрим более подробно формальные основания получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Во-первых, указанное следственное действие может быть проведено только после возбуждения уголовного дела. УПК РФ не содержит прямого указания на то, что следственные действия могут производиться только после возбуждения уголовного дела. Вместе с тем такой вывод следует из системного анализа ряда норм уголовно-процессуального закона. При конструировании правил производства конкретных следственных действий законодатель прямо предусматривает возможность проведения некоторых из них в порядке исключения до возбуждения уголовного дела. В настоящий момент прямое указание закона о возможности производства до возбуждения уголовного дела имеется в отношении осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), осмотра трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). Поскольку в отношении других следственных действий таких правил в законе не содержится, необходимо сделать однозначный вывод, что их проведение допускается только после возбуждения уголовного дела. Кроме того, в п. 3 ст. 149 и ч. 1 ст. 157 УПК РФ указано, что неотложные следственные действия производятся после возбуждения уголовного дела. Очевидно, что на следственные действия, не носящие неотложного характера, это правило распространяется еще в большей степени. Эти выводы в полной мере применимы и к получению информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими номерами. Его назначение и проведение до возбуждения уголовного дела не допускаются ни при каких обстоятельствах.
Во-вторых, данное следственное действие может производиться только в течение срока предварительного следствия. Актуальность данного правила обусловлена длящимся характером получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 УПК РФ срок предварительного следствия исчисляется в месяцах. По правилам, закрепленным в ст. 128 УПК РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа - в последние сутки данного месяца. При этом последние сутки процессуального срока, исчисляемого месяцами, входят в него полностью, т.е. до 24 часов по местному времени.
Начальный и конечный моменты предварительного следствия указаны в ч. 2 ст. 162 УПК РФ. Началом срока предварительного следствия является дата возбуждения уголовного дела. В постановлении о возбуждении уголовного дела должно быть указано и время принятия указанного решения с точностью до минуты. Соответственно, все следственные действия могут производиться после этого времени.
Окончанием срока предварительного следствия, в зависимости от формы его окончания, предусмотренной законом, считается:
а) день направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением;
б) день направления уголовного дела прокурору с постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
в) день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
Кроме того, в случае приостановления предварительного следствия по уголовному делу в соответствии со ст. 208 УПК РФ, независимо от оснований приостановления, последним днем, во время которого разрешается производство следственных действий, является день вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия.
Окончание уголовного дела путем направления прокурору с обвинительным заключением или с постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера предполагает ознакомление участников уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения с материалами дела. Данный период, с одной стороны, включается в срок предварительного следствия, а с другой - предполагает проведение исключительно одного процессуального действия - ознакомления участников процесса с материалами уголовного дела. Проведение всех других процессуальных действий, в том числе и следственных, во время такого ознакомления не допускается.
Согласно требованиям ч. 1 и 2 ст. 215 УПК РФ следователь объявляет об окончании следственных действий вначале всем обвиняемым и их представителям, а затем всем потерпевшим и их представителям. При этом объявление производится не коллективно, а персонально каждому обвиняемому и потерпевшему и, соответственно, их представителям. В протоколе уведомления об окончании следственных действий указываются дата и конкретное время соответствующего объявления.
Анализ формулировки закона позволяет сделать однозначный вывод, что к моменту объявления первому из обвиняемых об окончании следственных действий они все должны быть полностью завершены, и их дальнейшее производство запрещается. Следовательно, получение информации о соединениях между абонентами должно быть выполнено в полном объеме до времени объявления первому из обвиняемых об окончании производства следственных действий. Следственное действие, предусмотренное ст. 186.1 УПК РФ, носит комплексный и длящийся характер. С одной стороны, оно состоит из ряда относительно самостоятельных процессуальных действий (самого получения информации, осмотра ее носителя, его приобщения в качестве вещественного доказательства), каждое из которых одновременно является обязательным элементом процессуального комплекса, направленного на достижение единой цели. С другой стороны, данное следственное действие включает в себя технический этап, состоящий в деятельности оператора связи по систематизации сведений о соединениях между абонентами, их переносу на материальный носитель и направлению следователю. Технический этап в силу своего характера имеет определенную продолжительность, которая не урегулирована уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, если разрешение на получение информации о соединениях между абонентами получается "на будущее", то следственное действие длится в течение срока, установленного в судебном решении.
Завершение такого следственного действия, как получение информации о соединениях между абонентами, означает полное выполнение всех процессуальных действий, составляющих его комплекс. К моменту объявления первому из обвиняемых об окончании следственных действий (в случаях направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения или постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера) либо к моменту вынесения постановления о прекращении уголовного дела, либо о приостановлении предварительного следствия детализация соединений должна быть получена следователем от оператора связи, осмотрена и в случае необходимости приобщена к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.
Как уже было отмечено ранее, все названные действия должны быть полностью выполнены в указанной последовательности не позднее даты принятия процессуальных решений об окончании или приостановлении предварительного следствия, а при направлении уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения или постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера - не позднее времени объявления первому из обвиняемых об окончании следственных действий. Запрещается проведение данного следственного действия в период объявления обвиняемым и потерпевшим об окончании следственных действий и во время ознакомления потерпевших и обвиняемых с материалами уголовного дела в порядке ст. 216, 217 УПК РФ. Недопустима ситуация, когда технический этап следственного действия не завершен к моменту принятия названных решений, продолжается во время ознакомления потерпевших и обвиняемых с материалами уголовного дела, а сама информация приобщается к делу уже в ходе такого ознакомления.
В-третьих, производить данное следственное действие могут лица, в производстве которых находится уголовное дело, т.е. следователь, принявший уголовное дело к производству по поручению руководителя следственного органа в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, либо руководитель следственного органа, которому для этого, согласно ч. 2 ст. 39 УПК РФ, также необходимо принять уголовное дело к своему производству. С учетом сложной структуры данного следственного действия необходимо иметь в виду, что возбудить перед судом ходатайство о разрешении получения информации о соединениях между абонентскими номерами может только следователь, в производстве которого находится уголовное дело, а в случае производства предварительного следствия следственной группой - только ее руководитель (п. 7 ч. 4 ст. 163 УПК РФ). В то же время участвовать в судебном заседании для обоснования возбужденного ходатайства, производить осмотры поступивших от оператора связи детализаций и выносить постановления об их приобщении в качестве вещественных доказательств вправе любой из следователей, включенных в состав следственной группы, причем для этого достаточно устного поручения руководителя следственной группы, вынесения им каких-либо письменных документов не требуется.
Сложным является вопрос о возможности поручения производства указанного следственного действия другому следственному органу в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 152 УПК РФ, т.е. не по месту расследования. В соответствии с указанной нормой следователь в случае необходимости производства следственных действий в другом месте, т.е. за пределами места дислокации следственного органа, в штате которого он состоит, может поручить производство этих следственных действий следователю или органу дознания. Каких-либо ограничений относительно количества или характера поручаемых следственных действий законодательно не установлено. Вместе с тем согласно ст. 38 УПК РФ следователь вправе и обязан самостоятельно направлять ход расследования и принимать решение о производстве следственных действий. Это означает, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не должен фактически перепоручать расследование по нему кому бы то ни было. Поручать другим следователям или сотрудникам органа дознания можно только отдельные следственные действия, такие поручения могут быть даны только в случаях, когда личное выполнение указанных следственных действий следователем, в производстве которого находится уголовное дело, объективно невозможно или значительно затруднено (например, необходимо произвести несколько следственных действий либо такие действия должны проводиться в другом населенном пункте). Необходимо учитывать, что следователь, которому поручается выполнение следственных действий, как правило, не знает в должной степени обстоятельств уголовного дела, в силу чего может выполнить поручаемые ему следственные действия формально, не установив обстоятельства, имеющие наибольшее значение для расследования.
Как было отмечено, поручать производство отдельных следственных действий другому следователю закон позволяет только в случаях необходимости их проведения в другом месте, т.е. за пределами дислокации следственного органа. При этом при производстве следственных действий, требующих судебного разрешения, ключевым является вопрос, кто должен получать это разрешение - инициатор или исполнитель следственного действия. Прямого ответа на этот вопрос закон не дает. Представляется, что, исходя из указанных выше полномочий следователя по ведению расследования в полном объеме, получать судебное разрешение на производство следственного действия должен его инициатор, т.е. следователь, в производстве которого находится уголовное дело. После этого он направляет поручение о производстве следственного действия руководителю следственного органа, который будет его проводить. К поручению прилагается постановление судьи о разрешении на производство следственного действия.
Применительно к получению информации о соединениях между абонентами следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе поручить производство данного следственного действия в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 152 УПК РФ, в том случае, если офис оператора связи, в котором сосредоточена необходимая информация, расположен в другом населенном пункте. Для этого следователь-инициатор должен получить в установленном законом порядке судебное разрешение на производство данного следственного действия и направить его копию в следственный орган, который будет исполнять поручение. Очевидно, что поручить другому следственному органу можно проведение не всего комплекса процессуальных действий, предусмотренных ст. 186.1 УПК РФ, а только непосредственное получение детализации соединений абонента у оператора связи. Таким образом, действия следователя-исполнителя должны быть ограничены направлением постановления судьи о разрешении производства следственного действий оператору связи и получением от него детализации соединений. После этого исполнитель направляет детализацию следователю, в производстве которого находится уголовное дело, и тот производит ее осмотр и приобщает к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. Проведение осмотра детализации следователем-исполнителем поручения невозможно, поскольку в силу ч. 5 ст. 186.1 УПК РФ такой осмотр заключается не в сплошном воспроизведении следователем полученной информации, а в ее анализе, выборе на его основе части информации, относящейся к делу, и ее детальной фиксации в протоколе. Соотнести информацию с уголовным делом объективно может только следователь, инициировавший производство следственного действия. Соответственно, решение о признании детализации вещественным доказательством принимается в зависимости от результатов ее осмотра, что также обусловливает возможность принятия такого решения только следователем, в производстве которого находится уголовное дело.
Еще более сложным представляется вопрос о правомерности поручения производства данного следственного действия органу дознания в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Формально данная норма не содержит никаких ограничений для следователя в плане объема следственных действий, которые он вправе поручить органу дознания. Вместе с тем следует учитывать, что сотрудники органа дознания, как правило, не обладают необходимой квалификацией для выполнения следственных действий на достаточно высоком уровне, поскольку данный вид деятельности не является для них основным. В силу этого велика возможность некачественного проведения указанными лицами следственных действий, что может повлечь признание полученных доказательств недопустимыми и существенно затруднить установление истины по уголовному делу.
В науке и практической деятельности выработаны критерии недопустимости поручения следственных действий органу дознания, в соответствии с которыми следователь не должен поручать органу дознания производство следственных действий:
а) имеющих сложный характер и требующих хорошего знания тактики и значительный опыт проведения следственных действий (следственный эксперимент, проверка показаний на месте, назначение экспертизы);
б) предполагающих глубокое знание обстоятельств уголовного дела (допрос лица, на которое ссылается обвиняемый или подозреваемый в подтверждение заявленного алиби);
в) носящих неповторимый характер, исключающий возможность их повторного производства (следственные действия, связанные с изъятиями предметов материального мира - обыски, выемки, а также предъявление для опознания) [Дознание в органах внутренних дел: Учебн. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011. С. 97].
Из этого следует, что органу дознания могут поручаться лишь наиболее простые следственные действия. Получение информации о соединениях между абонентами к таковым не относится, поскольку требует судебного разрешения, носит комплексный характер, включает в себя несколько взаимосвязанных процессуальных действий, каждое из которых должно производиться с учетом результатов предыдущих.
Кроме того, многочисленными ведомственными указаниями руководства следственных органов федерального уровня следователям настоятельно рекомендовано вообще отказаться от поручения каких бы то ни было следственных действий сотрудникам органов дознания. Такой подход представляется правильным, поскольку, по общему правилу, заниматься производством предварительного следствия должен именно следователь, но не сотрудники оперативных или прочих подразделений органов дознания, не обладающие для этого должной компетентностью.
Таким образом, хотя закон прямо не запрещает поручать производство следственного действия, предусмотренного ст. 186.1 УПК РФ, органу дознания, делать это крайне нецелесообразно.
Теоретически вероятно проведение указанного следственного действия как неотложного дознавателем или следователем по возбужденному уголовному делу, которое им не подследственно и которое впоследствии будет передано по подследственности (ст. 157 УПК РФ). Однако в практическом аспекте это маловероятно, с учетом сжатого срока, установленного для производства неотложных следственных действий (согласно ч. 3 ст. 157 УПК РФ он не может превышать 10 суток). Кроме того, по смыслу п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия не могут подменить собой полномасштабного расследования, а должны быть направлены только на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами в неотложном порядке возможно при расследовании уголовных дел по хищениям телефонов, когда данные о IMEI (индивидуальном номере телефона), номере SIM-карты и абонентском номере известны органам предварительного следствия с самого начала расследования, основания считать эти сведения недостоверными отсутствуют, поскольку они исходят от потерпевшего, и быстрое установление контроля за соединениями позволит установить виновных лиц и местоположение похищенного телефона. Когда же информация о соединениях между абонентами необходима для доказывания виновности лица в инкриминируемом деянии и она затребуется за прошлый период, производить данное следственное действие как неотложное нецелесообразно.
Кроме того, практически нереально и невозможно проведение указанного следственного действия, даже в качестве неотложного, органами, указанными в ч. 3 ст. 40 УПК РФ (капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителями геологоразведочных партий и зимовок, российских антарктических станций, удаленных от мест расположения органов дознания; главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации). Очевидно, что данные субъекты, вынужденно и временно осуществляющие функции органа дознания по принципу "больше некому", не имеют ни правовых, ни организационных возможностей для назначения такого следственного действия.
Для получения информации о соединениях между абонентами требуется судебное разрешение производства данного следственного действия. Проведение указанного следственного действия по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 165 УПК РФ (т.е. без судебного решения с последующим уведомлением суда и получения решения о законности производства следственного действия) не допускается. Включение рассматриваемого следственного действия в перечень, предусмотренный ч. 5 ст. 165 УПК РФ, не вызывается необходимостью, поскольку в силу наличия технического этапа, выполняющегося сторонней организацией, оно не может быть проведено срочно в полном объеме. Его назначение без судебного разрешения ничего не даст в практическом плане, зато поставит под сомнение законность получения результатов.
Библиографический список:
1. Дознание в органах внутренних дел: Учебн. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011.
2. Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.
В.Ю. Стельмах,
преподаватель кафедры уголовного процесса
Уральского юридического института МВД России
"Право и жизнь", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.