Проблемы применения ККТ
Данный материал в первую очередь предназначен тем "упрощенцам", которые в своей хозяйственной деятельности осуществляют наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. По общему правилу они обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Исключения из этого правила приведены в ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В последнее время вышел ряд документов, связанных с применением ККТ. Кроме этого, разъяснения по вопросам, связанным с соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, дали представители Минфина и налоговых органов.
Новые документы по ККТ
Исключен знак "Государственный реестр". 1 января 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1319 "О внесении изменений в Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями". Этим документом внесены изменения в Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470).
Согласно новшествам ККТ включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт больше не должна иметь знак "Государственный реестр" установленного образца. Исключены понятие "знак "Государственный реестр" и обязанность поставщика наносить данный знак на корпус ККТ.
Государственный реестр ККТ дополнен новыми моделями ККТ. В соответствии с Правилами ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требованиями к его структуре и составу сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 N 39, ФНС внесла следующие изменения в Государственный реестр ККТ.
Сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях ККТ, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций, дополнены сведениями о моделях ККТ:
- программно-технических комплексах FPrint-11ПТК, FPrint-22ПТК, FPrint-55ПТК (Приказ ФНС РФ от 19.11.2012 N АС-7-2/883@ "О включении в Государственный реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники, внесении изменений в них");
- контрольно-кассовых машинах POSprint FP510K, YARUS M2100K; программно-техническом комплексе "ШТРИХ-КОМБО-ПТК" (Приказ ФНС РФ от 21.12.2012 N АС-7-2/991@ "О включении в Государственный реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники").
Электронная очередь на регистрацию ККТ. Приказом ФНС РФ от 12.11.2012 N ММВ-7-12/838@ "Об утверждении перечней услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы" утвержден перечень услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к услугам, доступным в электронной системе управления очередью в налоговой инспекции, отнесены регистрация ККТ, внесение изменений по регистрации ККТ, снятие с учета ККТ, замена блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) для ККТ, другие вопросы, связанные с ККТ.
Документ принят в целях повышения качества исполнения (предоставления) функций (услуг) налоговыми органами при взаимодействии с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.
Противодействие уклонению от уплаты налогов. Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2012 N 2250-р утвержден план мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Последним пунктом данного плана предусмотрено "совершенствование порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Проект соответствующего федерального закона должен быть подготовлен Минфином, Минэкономразвития и ФНС во II квартале 2013 года.
Обязанность применять ККТ
Статья 2 Федерального закона N 54-ФЗ определяет круг субъектов, которые обязаны применять ККТ, а также тех, кто имеет право не применять ККТ, а использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности (БСО) или выдавать другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно данным ФНС по состоянию на 01.01.2012 в налоговых органах РФ зарегистрировано 2 572 464 ед. ККТ. В 2011 году налоговыми органами снимались показания контрольных суммирующих счетчиков, а также оформлялись показания фискальной памяти и ЭКЛЗ более чем с 2,5 млн. ед. ККТ (Письмо ФНС РФ от 17.10.2012 N АС-4-2/17581).
Скажем несколько слов о зарубежном опыте правоотношений в сфере государственного контроля наличных денежных расчетов.
Опыт применения ККТ в зарубежных странах различен: в отдельных странах отсутствует обязанность применять кассовые аппараты, в других, напротив, успешно применяют современные информационные технологии в сфере контроля за полнотой учета выручки при осуществлении наличных денежных расчетов.
Так, например, законодательство Финляндии не обязывает хозяйствующие субъекты применять ККТ и выдавать кассовые чеки. В Австрии не осуществляется постоянный системный контроль над сделками между организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денежных средств.
В Швеции каждый продавец обязан выдавать покупателю чек при каждой денежной операции, при этом кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговом органе. Законодательство разрешает налоговым органам Швеции проводить как контрольные закупки, так и открытые проверки соблюдения законодательства в отношении кассовых аппаратов. Выявленные при таких проверках нарушения могут привести к полноценной налоговой проверке налогоплательщика.
Передача данных от ККТ в адрес налоговых органов по удаленным каналам связи в том или ином виде применяется в Сербии, Южной Корее, Украине, Армении, Азербайджане и ряде других стран.
Налоговики напоминают, что материалы проверок ККТ используются при проведении мероприятий налогового контроля, учитывая, что характерным нарушением в данной области является представление нулевых отчетов за тот период времени, в котором деятельность на самом деле осуществлялась. Данные нарушения выявляются по итогам анализа материалов проверок ККТ и фискальных отчетов.
Вернемся к нашим реалиям. Обязанность применения ККТ на практике вызывает вопросы.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель совмещает УСНО и патентную систему налогообложения (ПСН). Обязан ли он в отношении деятельности, облагаемой в рамках ПСН, применять ККТ, если деятельность, облагаемая в рамках УСНО, не связана с наличными расчетами?
Согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, при ведении предпринимательской деятельности, в отношении которой законами субъектов РФ предусмотрено применение данной системы налогообложения, и не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименования и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, могут применять ККТ или осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (Письмо Минфина РФ от 21.01.2013 N 03-11-12/05).
Вопрос. Наша организация применяет УСНО. В отношении одного вида деятельности, связанного с наличными расчетами, было принято решение с 2013 года перейти на ЕНВД. Обязаны ли мы применять ККТ в 2013 году?
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 данного закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
Соответственно, из положений п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ следует, что неприменение ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками ЕНВД, возможно при условии выдачи по требованию покупателя или клиента документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (Письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-01-15/10-275).
Вопрос. Индивидуальный предприниматель применяет УСНО. За свои услуги (размещение рекламы на своем интернет-сайте) он получает оплату в виде наличных денежных средств почтовым переводом. Обязан ли он применять ККТ?
Ответ на аналогичный вопрос был дан в Письме Минфина РФ от 28.01.2013 N 03-01-15/1-12: в случае получения индивидуальным предпринимателем наличных денежных средств почтовым переводом за оказанные услуги по размещению рекламных объявлений на своем сайте применяются Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221. Федеральный закон N 54-ФЗ при этом не применяется.
При этом финансисты отмечают, что при проведении налоговых проверок для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя в случае необходимости налоговые органы в порядке, установленном НК РФ, могут получить сведения, сделав запрос в ФГУП "Почта России" о предоставлении информации о количестве и сумме почтовых переводов денежных средств физическому лицу - индивидуальному предпринимателю.
Регистрация ККТ при изменении адреса обособленного подразделения
В соответствии с п. 15 Положения N 470 заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Согласно п. 21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 N 94н (далее - Административный регламент N 94н), ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением заявителя-организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения.
Территориальные налоговые органы регистрируют ККТ заявителя-организации, осуществляющего деятельность через обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, подведомственные разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором организация-заявитель поставлена на налоговый учет.
Вопрос. Организация осуществляет торговую деятельность в Москве. Изменился адрес обособленного подразделения организации, который относится к другой налоговой инспекции. Необходимо ли снимать ККТ в налоговом органе по старому адресу?
В рассматриваемой ситуации организация в случае передачи ККТ из одного обособленного подразделения в другое, при котором происходит смена адреса места установки ККТ в пределах территорий, подведомственных разным территориальным налоговым органам, обязана снять ККТ в той налоговой инспекции, в которой она была ранее зарегистрирована, и представить необходимые документы для регистрации ККТ в территориальный налоговый орган по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения (Письмо УФНС по г. Москве от 02.11.2012 N 17-15/105442).
Территориальный налоговый орган после получения от налогоплательщика документов, необходимых для регистрации ККТ, и проверки достоверности данных, указанных в них, в установленные сроки осуществляет операции по фискализации, регистрации ККТ и выдаче соответствующих документов пользователю ККТ.
Вопрос. Нужно ли перерегистрировать ККТ при передаче из одного обособленного подразделения в другое, при котором происходит смена адреса места установки ККТ в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу?
В случае передачи ККТ из одного обособленного подразделения в другое, при которой происходит смена адреса места установки ККТ в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу, согласно пп. "б" п. 76 Административного регламента N 94н осуществляется перерегистрация ККТ. Снятие с регистрации ККТ и постановка ее на учет в одном налоговом органе в данном случае не требуются (Письмо ФНС РФ от 12.10.2012 N ЕД-4-3/17309).
Вопрос. Нужно ли менять блок ЭКЛЗ при изменении места установки ККТ?
Согласно п. 3.3 Технических требований к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), утвержденных Протоколом Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 27.11.2001 N 6/65-2001, при активации ЭКЛЗ информация о месте установки ККТ в ЭКЛЗ не заносится, в связи с чем в случае изменения места установки ККТ замены блока ЭКЛЗ не требуется.
Срок хранения контрольной ленты
Нужно ли хранить контрольную ленту ККТ? Если да, как долго? Этими вопросами периодически задаются налогоплательщики, которые обязаны применять ККТ.
Согласно п. 14 Положения N 470 документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергозависимое долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее пяти лет с даты окончания их использования.
В соответствии с п. 4.4.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Протоколом заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.2002 N 4/69-2002 (далее - Методические указания), ККТ обеспечивает формирование по запросам следующих отчетов по информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ:
- отчета по закрытиям смен в заданном диапазоне дат;
- отчета по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен;
- итогов смены по номеру смены;
- отчета итогов активизации;
- документа по номеру КПК;
- контрольной ленты по номеру смены.
Согласно п. 4.5.1 Методических указаний отчетные документы, перечисленные в п. 4.4.1 этого документа, распечатываются ККТ на чековой ленте или вкладном бланке в стандартном формате, регламентированном техническими требованиями к ККТ.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение срока, указанного в п. 14 Положения N 470, - не менее пяти лет с даты окончания их использования (письма ФНС РФ от 27.08.2012 N АС-4-2/14090, от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Бланки строгой отчетности: практические вопросы
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определяемому Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).
Согласно Письму Минфина РФ от 27.01.2009 N 03-01-15/1-29 принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
Отметим, что в данном случае под населением понимаются все граждане, в том числе индивидуальные предприниматели. Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16, предусмотренное п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.
В связи с этим организации (индивидуальные предприниматели) в случае оказания услуг гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя, вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ с выдачей документа, отпечатанного на БСО и содержащего реквизиты, поименованные в п. 3 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359). Такие разъяснения даны в Письме ФНС РФ от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@.
Положение N 359 устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Согласно п. 3 Положения N 359 документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных п. 5-6 Положения N 359:
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование и организационно-правовую форму - для организации, фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дату осуществления расчета и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Пунктом 4 Положения N 359 предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
В соответствии с п. 11 Положения N 359 формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
- автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
- при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
В силу п. 12 Положения N 359 организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
Отметим, что автоматизированные системы для формирования БСО, соответствующие требованиям Положения N 359, к ККТ не относятся, в связи с этим используемые организациями и индивидуальными предпринимателями автоматизированные системы для формирования БСО регистрации в налоговых органах не подлежат.
Один из самых распространенных вопросов, связанных с применением БСО, следующий. Вправе ли организация (индивидуальный предприниматель) формировать БСО с использованием компьютера? Нет, и вот почему.
Согласно разъяснениям Минфина РФ от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303 и от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96 соответствие автоматизированной системы, формирующей БСО, требованиям Положения N 359 должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати БСО, приравненных к кассовым чекам. При этом по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ.
Свое мнение по данному вопросу представители Минфина высказали в Письме от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353: вопросы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков строгой отчетности. Поскольку в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.
Еще один вопрос, связанный с оформлением БСО: возможно ли нанесение на документ, оформленный на БСО, печати организации типографским способом? Ответ тоже отрицательный.
Подпунктом "и" п. 3 Положения N 359 определено, что документ должен содержать должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно п. 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"*(1) оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяют печатью организации.
В связи с этим лицо, ответственное за совершение операций и правильность ее оформления, обязано заверить печатью организации свою личную подпись на документе, оформленном на БСО, в каждом конкретном случае при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Нанесение печати типографским способом на документ, оформленный на БСО, не допускается.
Т.В. Спицына,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"