Ребенок-сирота заканчивает в этом учебном году университет во Владивостоке и собирается продолжить жить во Владивостоке. За ребенком не закреплено жилое помещение, и только в начале 2013 года он встал в очередь на получение жилья по своему месту регистрации (а именно в городе Лесозаводске).
Имеет ли право ребенок-сирота получить квартиру по месту нынешнего проживания (г. Владивосток), а не по месту постановки на учет для получения жилого помещения? Если да, то что нужно для этого сделать и какие документы собрать?
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусматривает обязанность государства обеспечить жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Так, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г., детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещения, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения закреплены и в жилищном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как город Владивосток, так и город Лесозаводск расположены на территории Приморского края. Следовательно, для решения вопроса о предоставлении жилья студенту из числа детей-сирот, вставшему на соответствующий учет в начале 2013 года, необходимо руководствоваться помимо положений Закона N 159-ФЗ нормами Закона Приморского края от 12.02.2013 N 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" (далее - Закон N 168-КЗ), который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. (ч. 1 ст. 10 Закона N 168-КЗ).
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 168-КЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования Приморского края. При этом в силу ч. 5 ст. 7 Закона N 168-КЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда Приморского края в другом муниципальном образовании Приморского края могут быть предоставлены указанным лицам по их заявлению только в случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Приморского края по месту их жительства на территории соответствующего муниципального образования Приморского края.
Отметим, что Закон N 168-КЗ, по сравнению с ранее действовавшим Законом Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края", отказался от необходимости получения в процессе предоставления жилья указанным категориям граждан (на стадии постановки на учет) справки о регистрации по месту жительства. Поэтому, на наш взгляд, регистрация по месту жительства решающего значения для рассматриваемого вопроса не имеет. Тем более что согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Статья 20 ГК РФ под местом жительства понимает место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Таким образом, факт регистрации гражданина в жилом помещении может являться лишь одним из доказательств места жительства. Помимо регистрации место жительства может подтверждаться договором найма жилого помещения, т.п.
Учитывая изложенное, мы полагаем, что жилое помещение, в соответствии с нормами Закона N 168-КЗ, должно предоставляться в том населенном пункте Приморского края, в котором заявителем подтверждено место своего постоянного жительства.
Из вопроса неясно, является ли жилое помещение, в котором студент проживает в г. Владивостоке, местом его жительства. Поэтому однозначно ответить на поставленный вопрос мы не можем. В то же время отметим, что законодатель, определяя в ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина, характеризует его через постоянное или преимущественное проживание в конкретном жилом помещении. На наш взгляд, проживание гражданина в специализированном жилищном фонде (например общежитии) таким требованиям не отвечает, поскольку предполагает срочный характер права пользования жилым помещением (на срок обучения, ч. 1 ст. 94 ЖК РФ) в отличие, к примеру, от проживания по договору коммерческого найма жилого помещения (смотрите ст. 684 ГК РФ).
Как мы поняли из вопроса, студент из числа детей-сирот встал на специализированный жилищный учет по нормам Закона N 168-КЗ в г. Лесозаводске. Данный закон не регламентирует ситуацию, когда гражданин, вставший на учет в одном муниципальном образовании Приморского края, переезжает на новое место жительства в другое муниципальное образование Приморского края, то есть в пределах одного субъекта Российской Федерации. Тем не менее такие действия гражданина не влекут его снятие с учета (ч. 1 ст. 5 Закона N 168-КЗ). Следовательно, студенту вновь вставать на специализированный жилищный учет по новому месту жительства в г. Владивостоке (если занимаемое им жилое помещение в действительности отвечает требованиям, предъявляемым к месту жительства) не требуется. Поэтому можно предположить, что по смыслу положений Закона N 168-КЗ студент может обратиться в территориальный отдел опеки и попечительства по соответствующему муниципальному образованию Приморского края уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края в сфере образования в г. Владивостоке с заявлением о том, чтобы его учетное дело запросили из г. Лесозаводска и передали по новому месту жительства. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие тот факт, что в г. Владивостоке находится новое место жительства данного гражданина. После передачи учетного дела студента из числа детей-сирот по новому месту жительства обеспечение его жилым помещением будет производиться в соответствии со ст.ст. 6, 7 Закона N 168-КЗ в г. Владивостоке.
Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов власти при рассмотрении конкретных дел. К сожалению, ввиду непродолжительного периода действия Закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) и Закона N 168-КЗ какой-либо правоприменительной, в том числе судебной, практики, а также официальных разъяснений в подтверждение или опровержение своих доводов нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
25 марта 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.