Гражданину начислялась оплата за коммунальную услугу по отоплению в большем размере из-за ошибочных сведений о площади жилого помещения, которые были исправлены при проведении повторного технического учета жилого помещения (квартиры) в ноябре 2011 года, а в августе 2012 года гражданин обратился в суд с требованиями о перерасчете платы.
Обязана ли теплоснабжающая организация произвести перерасчет за отопление не с момента, когда гражданину стало известно о неправильном указании общей площади жилого помещения, а за три года, предшествующих его обращению в суд?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При наличии заявления ресурсоснабжающей организации о применении срока исковой давности требования потребителя о перерасчете платы могут быть удовлетворены судом на основании п. 2 ст. 199 ГК РФ лишь в пределах срока исковой давности, т.е. в пределах трех лет, предшествующих обращению потребителя в суд.
Обоснование позиции:
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Одной из составляющих обеих формул является общая площадь жилого помещения.
Подсчет площади жилого помещения производится при его технической инвентаризации и указывается в техническом паспорте жилого помещения (квартиры) (смотрите Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37). Отметим, что технический учет сам по себе не создает объект посредством описания его характеристик и не обладает правопорождающим значением, что следует, например, из п. 9 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301.
В этой связи, как нам представляется, целесообразно различать две ситуации:
- когда при проведении технического учета площадь жилого помещения изначально была подсчитана ошибочно;
- когда технический учет был проведен надлежащим образом, однако впоследствии в результате реконструкции здания площадь жилого помещения изменилась.
В первой ситуации технический учет (повторный), в ходе которого выявляется ранее допущенная ошибка, как мы полагаем, лишь подтверждает тот факт, что данный объект в действительности с момента своего возникновения обладает иными характеристиками. Другими словами, в собственности или пользовании правообладателя изначально находилось жилое помещение, площадь которого отлична от площади, указанной в техническом паспорте жилого помещения (квартиры). Каким-либо иным значением такой повторный технический учет, по нашему мнению, не обладает.
Иначе, на наш взгляд, складывается вторая ситуация, когда изначально проведенный надлежащим образом технический учет подтверждал одни характеристики жилого помещения, однако впоследствии ввиду определенных действий заинтересованных лиц эти характеристики изменились. При таком положении повторный технический учет имеет самостоятельной значение как фиксирующий измененные характеристики жилого помещения, а также дату соответствующих изменений.
Как мы поняли из вопроса, гражданину начислялась оплата за коммунальную услугу по отоплению в большем размере из-за ошибочных сведений о площади жилого помещения, которые были исправлены при проведении повторного технического учета жилого помещения (квартиры) в ноябре 2011 г. Поскольку самостоятельного значения, как мы полагаем, повторный технический учет, приводящий площадь жилого помещения в соответствие с действительной, не имеет, надлежит признать, что суммы, излишне уплаченные потребителем за коммунальную услугу по отоплению в течение всего периода наличия соответствующей ошибки, являются неосновательным обогащением теплоснабжающей организации (последняя фактически получала с потребителя денежные средства за отопление не существующих в принадлежащем этому гражданину жилом помещении квадратных метров, то есть за услуги, которые не оказывала).
Отсутствие вины теплоснабжающей организации в неправильном расчете платы за коммунальную услугу по смыслу ст. 1102 ГК РФ не препятствует взысканию с нее такого неосновательного обогащения в пользу потребителя, однако лишает потребителя возможности привлечь теплоснабжающую организацию к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, компенсации морального вреда и т.п. (смотрите, к примеру, решение Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://rospravosudie.com/act-o-vozlozhenii-obyazannosti-po-pereraschetu-k ommunalnyx-platezhej-antonova-v-a-22-12-2011-o-vozmeshhenii-ushherba-za-n arushenie-prirodooxrannogo-zakonodatelstva-s).
Ввиду длительных отношений между потребителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией Правила предоставления коммунальных услуг позволяют взыскать с последней неосновательное обогащение в порядке перерасчета платы за коммунальные услуги. Такое требование потребителя по своему характеру является гражданско-правовым, следовательно, к нему могут быть применены положения главы 12 ГК РФ.
Так, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, судом применяется исковая давность - срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ составляет три года. В некоторых случаях этот срок может быть иным, но для рассматриваемой ситуации законодательство иных сроков не предусматривает. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Учитывая, что гражданину стало известно о неправильном начислении платы за коммунальную услугу при проведении повторного технического учета в ноябре 2011 г., а с требованиями о перерасчете платы он обратился в суд в августе 2012 г., то срок исковой давности им не пропущен.
В то же время при наличии заявления ресурсоснабжающей организации о применении срока исковой давности требования потребителя о перерасчете платы могут быть удовлетворены судом на основании п. 2 ст. 199 ГК РФ лишь в пределах срока исковой давности, т.е. в пределах трех лет, предшествующих обращению потребителя в суд.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов государственной власти, в том числе судов, при рассмотрении конкретных дел.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
27 марта 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.