Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2012 N 02-07-10/4186
Согласно нормам ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Из бюджетов бюджетной системы РФ субсидии могут предоставляться автономным учреждениям на иные цели.
В пункте 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) установлено следующее. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на при обретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, производится за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Контроль за деятельностью автономных учреждений выполняется (п. 3.23 Закона об автономных учреждениях):
1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
По мнению Департамента бюджетной политики и методологии, изложенному в Письме от 10.10.2012 N 02-07-10/4186, осуществление ведомственного финансового контроля за обеспечением правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств в отношении автономных учреждений не может рассматриваться со стороны главного распорядителя бюджетных средств как обязательное к исполнению полномочие. При этом в целях осуществления полномочий по контролю учредителя в соответствии с Законом об автономных учреждениях рассматриваемые автономные учреждения можно включать в план контрольной деятельности.
В то же время согласно нормам ст. 269 БК РФ главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. На наш взгляд, исходя из норм ст. 269 БК РФ со стороны главного распорядителя бюджетных средств проведение контрольных мероприятий в отношении автономных учреждений в части сумм субсидий является обязательным. Одним из направлений контрольных мероприятий является проверка целевого использования субсидий подведомственными учреждениями.
Для справки. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов (ст. 268 БК РФ). В свою очередь, контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств (ст. 270 БК РФ).
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, март-апрель, 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"