Обязательные требования к качеству товаров
На сегодняшний день качество товаров имеет сложное правовое регулирование. Применительно к одним товарам действуют правила, закрепленные в Законе о техническом регулировании*(1), в отношении других - порядок, установленный до его принятия. Гражданский кодекс РФ не относит условие о качестве к существенным условиям договоров купли-продажи и поставки. Нет в ГК РФ и норм, позволяющих сторонам грамотно и полноценно сформулировать в соглашении условие о качестве. Кодекс содержит лишь общие положения, определяющие взаимоотношения сторон по поводу качества товаров. Однако для надлежащего исполнения договора этого недостаточно. При вступлении в правоотношение сторонам потребуются специальные знания о правовом регулировании качества товаров. В противном случае они окажутся в затруднительном положении.
В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условия о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ).
Содержание указанных норм свидетельствует о свободе сторон при формировании условий о качестве товара: стороны либо самостоятельно определяют этот показатель, либо вообще не включают данное условие в договор. Однако такое понимание норм ГК РФ ошибочно. В пункте 4 ст. 469 ГК РФ содержится правило об ограничении принципа свободы договора, согласно которому если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Указанная норма возлагает на продавца обязанность соблюдать установленные требования к производимому (или реализуемому, если продавец не является изготовителем) товару независимо от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве товара. При передаче товара, не соответствующего обязательным требованиям, считается, что продавец ненадлежаще исполнил принятое на себя обязательство. При согласовании же сторонами условия о качестве товара в силу жесткости формулировки рассматриваемой нормы стороны не могут отступить от требований актов, устанавливающих обязательные требования к качеству. Это означает, что сторонам должно быть известно, каковы обязательные требования к качеству товара, по поводу которого заключается договор.
После прочтения п. 4 ст. 469 ГК РФ возникает вопрос: что имел в виду законодатель, употребляя термин "обязательные требования к качеству"? К сожалению, непосредственно в тексте ГК РФ ответа на него нет.
Определение обязательных требований к качеству продукции осложнено и тем, что в настоящее время в данной сфере происходит переход к новым правилам. Это связано со вступлением в силу Закона о техническом регулировании, согласно которому обязательные требования устанавливаются в технических регламентах (ст. 2).
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Из данного определения следует, что технический регламент может быть внутригосударственным актом Российской Федерации или международно-правовым актом. Для лучшего понимания исследуемого вопроса технический регламент, принятый федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативно-правовым актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предлагаем именовать национальным техническим регламентом. В российском законодательстве этот термин не используется, но он употребляется в международно-правовых актах для обозначения технического регламента, принятого стороной соответствующего международного договора.
Помимо технических регламентов, принятых в Российской Федерации (национальные технические регламенты), существуют технические регламенты, действующие в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Технический регламент ЕврАзЭС - документ, принятый международным договором государств-сторон в рамках ЕврАзЭС и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст. 1 соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 24 марта 2005 г. "Об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества" (с изменениями от 12 декабря 2008 г.) (далее - Соглашение от 24 марта 2005 г.) и ст. 1 соглашения правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.)). Технические регламенты ЕврАзЭС являются обязательными для государств - сторон сообщества. Международный договор о принятии технического регламента ЕврАзЭС подлежит ратификации в порядке, установленном законодательством государства каждой стороны (п. 1, 3 ст. 1 Соглашения от 25 января 2008 г.). Каждая из сторон вводит в действие технический регламент ЕврАзЭС в соответствии с законодательством своего государства и уведомляет секретариат интеграционного комитета ЕврАзЭС о дате, с которой начинается применение такого регламента (ст. 4 Соглашения от 24 марта 2005 г.). При разработке технических регламентов ЕврАзЭС могут полностью или частично использоваться национальные технические регламенты государств - участников ЕврАзЭС.
Технический регламент Таможенного союза - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный комиссией Таможенного союза (п. 1 ст. 1 соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 ноября 2010 г. "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации" (далее - Соглашение от 18 ноября 2010 г.). Комиссия Таможенного союза осуществляла свою деятельность на основании договора о комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. 18 ноября 2011 г. был подписан договор о Евразийской экономической комиссии, в ст. 39 которого предусмотрено, что с даты вступления в силу этого соглашения прекращает действие договор о комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. Решения Евразийской экономической комиссии принимаются советом комиссии (п. 2 ст. 5).
На сегодняшний день технические регламенты Таможенного союза принимает совет Евразийской экономической комиссии*(2).
В отличие от технических регламентов ЕврАзЭС, подлежащих ратификации, технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза (п. 2 ст. 2 Соглашения от 18 ноября 2010 г.).
В качестве основы для разработки технических регламентов Таможенного союза применяются в том числе и национальные технические регламенты или их проекты (п. 4 ст. 4 Соглашения от 18 ноября 2010 г.). Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты Евразийского экономического сообщества (п. 1 ст. 4 Оглашения от 18 ноября 2010 г.). Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден решением комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 и содержит 66 позиций. Отдельные технические регламенты вступили в силу.
Так, с 1 июля 2012 г. действуют следующие технические регламенты Таможенного союза:
- Технический регламент "О безопасности упаковки" (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769);
- Технический регламент "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797);
- Технический регламент "О безопасности игрушек" (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798);
- Технический регламент "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799);
- Технический регламент "О безопасности продукции легкой промышленности" (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 876).
Законом о техническом регулировании (п. 6.2 ст. 46) установлено еще одно правило: до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством РФ в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза. Таким образом, обязательные требования допустимо вводить посредством национальных технических регламентов государств - участников Таможенного союза. Так, постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником Таможенного союза" утвержден перечень пунктов технических регламентов Республики Казахстан, подлежащих обязательному применению.
В настоящее время термин "технический регламент" может использоваться при обозначении разного рода документов: национального технического регламента (технического регламента Российской Федерации, государства - участника Таможенного союза или ЕврАзЭС), технического регламента Таможенного союза, технического регламента ЕврАзЭС. При таком многообразии технических регламентов возникает вопрос о том, какой технический регламент подлежит применению. Особенно это актуально в тех случаях, когда принято несколько технических регламентов с одним наименованием.
Чтобы правильно оценить соотношение национальных технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза или ЕврАзЭС, необходимо знать следующее правило. Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон, не применяются. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС (абз. 2 п. 1 ст. 4 Оглашения от 18 ноября 2010 г.). Например, после вступления в силу 1 июля 2013 г. технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятого решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 882, не подлежит применению технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, действовавший в России согласно Федеральному закону от 27 октября 2008 г.
В настоящее время действует незначительное количество технических регламентов различного статуса. Следовательно, для большей части товаров обязательные требования к качеству техническими регламентами не установлены. Не означает ли это, что до принятия соответствующего технического регламента и вступления его в силу нет никаких документов, определяющих обязательные требования к качеству товаров, и качество производимого и реализуемого товара (в том числе в розничной торговле) зависит исключительно от усмотрения сторон договора?
Правовое регулирование на переходный период установлено в п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании. Согласно указанной норме до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
4) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, в части, соответствующей указанным положениям, применяются ранее принятые нормативные акты, устанавливающие обязательные требования к качеству товаров.
Рассмотрим, в каких актах устанавливались до вступления в силу Закона о техническом регулировании (до 1 июля 2003 г.) обязательные требования к качеству товаров. Это следующие нормативные акты, принятые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти:
- государственные стандарты (п. 2 ст. 7 Закона РФ "О стандартизации". Государственные стандарты принимал Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Госстрой России);
- санитарные и ветеринарные правила и нормы (ст. 13, п. 2 ст. 15, п. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеринарии").
Однако знать только сказанное недостаточно. Применительно к указанным актам Законом о техническом регулировании установлено следующее правило. Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов. С 1 сентября 2011 г. нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе.
Таким образом, акты, в которых ранее устанавливались обязательные требования к качеству товаров, подлежат обязательному соблюдению, если они соответствуют целям, указанным в Законе о техническом регулировании, и размещены в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению разделов, пунктов этих документов.
Для полного понимания действующих правил следует иметь в виду следующее. В Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при обозначении документа, устанавливающего обязательные требования к отношениям, являющимся предметом правового регулирования этого закона, использовался термин "санитарные правила". В статье 1 действующей редакции данного закона в зависимости от предмета регулирования предусмотрены различные акты, устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:
а) санитарные правила (устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний);
б) документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (устанавливают обязательные требования в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации).
Различие проявляется не только в наименовании, но и в статусе актов, устанавливающих обязательные требования. В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с п. 5.5.12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, указанный федеральный орган исполнительной власти осуществляет утверждение и введение в действие государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Следовательно, на сегодняшний день принимаются документы, именуемые санитарными правилами, но обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессами ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации в них не устанавливаются.
Помимо изложенных при определении обязательных требований к качеству товаров имеет место еще одно правило, установленное в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании. До дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством РФ в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в документах Европейского союза. Так, постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 852 утвержден перечень статей и пунктов решения комиссии Европейского сообщества от 26 апреля 2005 г. (2005/360/ЕС) об установлении экологических критериев и соответствующих оценочных и верификационных требований к присвоению экологической маркировки Европейского сообщества смазочным материалам, которые содержат обязательные требования в отношении смазочных материалов.
Обобщая изложенное, отметим, что на сегодняшний день обязательные требования к качеству товаров устанавливаются:
- техническими регламентами - национальным техническим регламентом (технический регламент Российской Федерации, или технический регламент государств - участников Таможенного союза (в случае принятия соответствующего постановления Правительства РФ), или технический регламент Таможенного союза, или технический регламент ЕврАэЗС),
- при отсутствии соответствующего технического регламента - документами Европейского союза (если это предусмотрено постановлением Правительства РФ), принятыми и вступившими в силу до 1 июля 2003 г. государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, ветеринарными правилами и нормами (но только в части, соответствующей п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, и при условии их размещения в информационной системе общего пользования в электронной форме уполномоченными федеральными органами исполнительной власти).
Для правильного понимания новых правил необходимо иметь в виду следующее. Действующими документами Таможенного союза введены правила на переходный период. Согласно им до указанной в документе даты допускаются производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента (см. решения комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799 о принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"; от 9 декабря 2011 г. N 876 (в редакции от 22 июня 2012 г.) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", от 23 сентября 2011 г. N 797 (в редакции от 22 июня 2012 г.) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"). Указанные нормы предоставляет производителю право до срока, указанного в документе (например, для парфюмерно-косметической продукции до 1 июля 2014 г.), изготавливать продукцию в соответствии с ранее установленными требованиями.
Однако такое право предоставлено не всем производителям. Выпуск продукции по ранее установленным обязательным требованиям возможен при наличии одновременно следующих условий:
а) обязательное подтверждение соответствия было осуществлено до вступления в силу технического регламента Таможенного союза;
б) не истек срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии.
Для применения указанных норм необходимо знать правила о сроках действия сертификата соответствия и декларации о соответствии. Так, срок действия сертификата соответствия всегда ограничен. Применительно к товарам, в отношении которых нет действующих технических регламентов, срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают (п. 3.5.3 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. N 15 (в редакции от 11 июля 2002 г.)). Что касается срока действия декларации о соответствии, то в силу п. 6 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766 (документ распространяется на товары, в отношении которых не принят или не вступил в силу технический регламент), декларация о соответствии принимается на срок, установленный изготовителем продукции исходя из планируемого срока выпуска данной продукции или срока реализации партии продукции.
Применительно к товарам, в отношении которых действуют национальные технические регламенты, срок действия документов об обязательном подтверждении соответствия устанавливается техническим регламентом. Например, сертификат соответствия на соковую продукцию из фруктов и (или) овощей, выпускаемую серийно, выдается на пять лет, на партию соковой продукции из фруктов и (или) овощей - на срок годности такой продукции. При декларировании соответствия соковой продукции из фруктов и (или) овощей, выпускаемой серийно, срок действия декларации о соответствии составляет пять лет (п. 10 ст. 23, п. 9 ст. 24 Технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей). В соответствии с п. 4 ст. 16 Технического регламента на табачную продукцию срок действия декларации о соответствии не должен превышать пять лет. Применительно к товарам, на которые распространяется указанный закон, в ст. 13 установлено, что обязательное подтверждение соответствия осуществляется путем принятия декларации о соответствии. Обязательная сертификация для указанных товаров не предусмотрена.
Проведенный анализ свидетельствует о сложном правовом регулировании качества товаров, понимание которого требует специальных знаний. На сегодняшний день по данной проблематике нет комплексных научных исследований. Основное внимание в немногочисленных научных работах, рассматривающих правовое регулирование качества товаров, уделяется техническому регулированию*(3).
Имеет место и еще одна проблема: к сожалению, специальная литература не всегда дает правильные разъяснения действующих норм. Так, в одном из комментариев к ГК РФ*(4) авторы дают следующее толкование положений ст. 469 ГК РФ: "В договоре качество товара определяется путем указания нормативных документов по стандартизации либо показателей качества (количественных характеристик товара, надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) товара. При этом возможно использование одновременно обоих указанных способов". Далее приводятся положения Закона РФ "О стандартизации" о видах и содержании стандартов, указывается, что ГОСТы принимает Госстандарт России и т.д. К сожалению, авторы не указывают, что Закон РФ "О стандартизации" не действует с 1 июля 2003 г. (после вступления в силу Закона о техническом регулировании), что с этого же времени документы с наименованием "Государственный стандарт" не принимаются, ошибочно указывается и орган, принимающий стандарты национального уровня (на сегодняшний день это Росстандарт).
При толковании п. 4 ст. 469 ГК РФ авторы пишут, что "обязательные требования к качеству товаров предусматриваются в установленном законом порядке. Согласно Закону о стандартизации они определяются государственными стандартами РФ, и стороны обязаны включать в договор условие о соответствии товара этим требованиям. Таким образом, условие о соответствии товара обязательным требованиям ГОСТов является существенным условием договора купли-продажи в силу закона, и при его отсутствии договор считается незаключенным".
К сожалению, в рассматриваемом комментарии не упоминается Закон о техническом регулировании и, как следствие этого, не приводятся правила, установленные этим актом и существенно изменившие правовое регулирование качества товаров. Такой подход является недопустимым и не способствует улучшению понимания и соответственно применения действующих правовых норм. Нельзя согласиться и с мнением авторов о том, что при отсутствии в договоре указания на обязательные требования, подлежащие исполнению, договор считается незаключенным. Исходя из положений ГК РФ условие о качестве не является существенным условием договора поставки, следовательно, обязательные требования не требуют включения в договор. Главное установленное законом правило - исполнение установленных обязательных требований.
В другом комментарии к ГК РФ*(5) дано следующее толкование: "положения п. 4 ст. 469 ГК РФ распространяют свое действие на договоры купли-продажи, в которых продавцами выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Установление обязательных требований к качеству продаваемого товара производится уполномоченными органами государства и местного самоуправления, организациями и предприятиями в порядке, определяемом законом. Регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и использовании обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, Закон о техническом регулировании... По продукции, связанной с обеспечением безопасности жизни и здоровья людей, имущества, охраны окружающей среды, иной продукции, направленной на обеспечение наиболее важных интересов общества в развитии экономики страны, требования национальных стандартов для сторон договора купли-продажи имеют обязательный характер. На них должна быть сделана ссылка в договоре. Иные требования национальных стандартов применяются на добровольной основе...".
Такое толкование действующих правил также является ошибочным. Обязательные требования к качеству товаров устанавливаются на уровне федерации; ни органам местного самоуправления, ни юридическим лицам не предоставлено право принимать акты, имеющие общеобязательный характер. Несмотря на то что авторы ссылаются на Закон о техническом регулировании, разъясняются существующие правила неверно. Законом о техническом регулировании установлено, что национальные стандарты подлежат добровольному применению (абз. 2 п. 2 ст. 15). Авторы рассматриваемого комментария указывают, что в зависимости от целей национальные стандарты могут иметь как обязательный, так и добровольный порядок применения, что противоречит действующему законодательству.
При формировании условий договора поставки о качестве товара стороны должны иметь полное представление об установленных обязательных требованиях и осуществлять проверку качества товара на соответствие им.
Правильное и однозначное понимание обязательных требований к качеству товаров необходимо не только для соблюдения положений ГК РФ при взаимоотношениях между сторонами договора поставки, но и для выполнения других положений закона. Это важно и при осуществлении обязательного подтверждения соответствия установленным обязательным требованиям. И на сегодняшний день главное - не ошибиться в том, какой нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательные требования, подлежит применению. Знание этих правил необходимо как субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, так и органам по сертификации, уполномоченным федеральным органам исполнительной власти при осуществлении государственного контроля, поскольку государственный контроль можно осуществлять только над соблюдением обязательных требований.
В целях полного и единообразного понимания и применения нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, представляется необходимым на какой-то один федеральный орган исполнительной власти возложить обязанность по формированию единого перечня актов, устанавливающих обязательные требования к качеству товаров. Выполнение этой задачи может взять на себя и Торгово-промышленная палата РФ. Независимо от того, каким субъектом будет формироваться перечень, важно, чтобы этот перечень соответствовал действующему законодательству, был общедоступен для предпринимателей, органов по сертификации, органов, осуществляющих государственный контроль и надзор.
Список литературы
1. Агешкина Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный). М., 2010.
2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный). М., 2010.
3. Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. 2009.
4. Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2006. Т. 2.
6. Морозов А.Н. Международно-правовые аспекты технического регулирования в Таможенном союзе // Журнал российского права. 2012. N 4.
7. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании". М., 2004.
8. Юрлов И. Техническое регулирование // ЭЖ-Юрист. 2012. N 31.
Г.Б. Леонова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры коммерческого права
и основ правоведения юридического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 3, март 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с последующими изменениями) // СПС "Гарант".
*(2) См., напр.: решение совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции".
*(3) См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный). М., 2010; Агешкина Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный). М., 2010; Юрлов И. Техническое регулирование // ЭЖ-Юрист. 2012. N 31; Морозов А.Н. Международно-правовые аспекты технического регулирования в Таможенном союзе // Журнал российского права. 2012. N 4; Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6; Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании". М., 2004.
*(4) Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2009.
*(5) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2006. Т. 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязательные требования к качеству товаров
Автор
Г.Б. Леонова - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права
и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2013, N 3