В жилом помещении, занимаемом на основании договора социального найма, зарегистрировано несколько человек: женщина со своим мужем, младшая дочь со своим ребенком и старшая дочь. Женщина претендует на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Старшая дочь находится замужем, имеет ребенка, вместе со своей матерью, претендующей на получение субсидии, не проживает, вселена своим мужем вместе с ребенком в принадлежащее ему жилое помещение и постоянно проживает там. Женщине в получении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было отказано со ссылкой на п. 33 постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 и с указанием на то, что старшая дочь, ее муж и ребенок входят в состав её семьи и их доход также подлежит учету.
Правомерен ли отказ в предоставлении жилищной субсидии матери?
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг*(1), превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Согласно ч. 2 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют в том числе пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан в соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ установлены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Отметим, что частью 3 ст. 159 ЖК РФ прямо предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Аналогичное положение содержится в п. 4 Правил. При этом в разделе III Правил установлен порядок определения состава семьи заявителя*(2). Им, в частности, предусмотрено, что в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 69 ЖК РФ (пп. "а" п. 18 Правил). А в силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Таким образом, к членам семьи гражданки, претендующей на получение субсидии, может быть отнесена ее дочь, зять и внук при условии их постоянного совместного проживания с данной гражданкой (зять и внук - также при условии их вселения нанимателем в качестве членов своей семьи и ведения с ним общего хозяйства).
Отметим, что законодатель не связывает статус члена семьи с обязательной регистрацией лица по месту жительства или месту пребывания. Сам по себе факт регистрации гражданина в квартире не имеет правового значения для установления наличия у него каких-либо жилищных прав и обязанностей, поскольку в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Юридическое значение имеют именно материальные факты совместного проживания с нанимателем, ведения общего хозяйства, вселения в качестве члена семьи и т.п. В этой связи смотрите п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Наличие регистрации по месту жительства в жилом помещении, на оплату коммунальных услуг по которому гражданин просит предоставить субсидию, имеет значение только для этого гражданина (заявителя), как следует из прямого указания пп. "а" п. 8 Правил. В этой связи смотрите, например, решение Плюсского районного суда Псковской области от 02.02.2012 по делу N 2-20/2012 (http://plussky.psk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=386&;cl=1). Для лиц, указываемых в качестве членов семьи получателя субсидии, условие о наличии регистрации в таком жилом помещении не предусмотрено ни федеральными, ни региональными нормативными актами*(3).
Как мы поняли из вопроса, старшая дочь вместе с матерью, претендующей на получение субсидии, не проживает, вселена своим мужем в принадлежащее ему жилое помещение и постоянно проживает там. Следовательно, она, с точки зрения жилищного законодательства, перестала быть членом семьи матери и стала членом семьи своего мужа. То обстоятельство, что она зарегистрирована в квартире мужа по месту пребывания, не свидетельствует о временном характере её проживания в квартире мужа, поскольку вид регистрации не предопределяет характер проживания. Старшая дочь заявительницы вселена собственником (своим мужем) не временно, не на условиях какого-либо соглашения (например, договора найма, безвозмездного пользования), а в качестве члена его семьи (супруги), что в силу ст. 31 ЖК РФ свидетельствует о ее самостоятельном праве пользования жилым помещением мужа, которое не ограничено каким-либо сроком. Поэтому данное помещение (квартира мужа) по смыслу ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона N 5242-1, п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, является местом её жительства на весь период проживания в нем.
Судя по обстоятельствам, изложенным в вопросе, муж и ребенок старшей дочери заявительницы никогда в квартиру заявительницы не вселялись, совместно с ней не проживают, общее хозяйство не ведут. Поэтому и они по смыслу пп. "а" п. 18 Правил, ч. 1 ст. 69 ЖК РФ не могут рассматриваться в качестве членов семьи гражданки, претендующей на получение субсидии.
На этом основании мы полагаем, что ни старшая дочь заявительницы, ни её супруг и ребенок не должны учитываться в составе семьи заявительницы при решении вопроса о предоставлении последней субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Подобная позиция прослеживается и в материалах судебной практики. Смотрите, к примеру, решения Курагинского районного суда от 01.07.2010 по делу N 2-133/2010 (http://kuragino.krk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=234&;;cl=1), Первомайского районного суда Ярославской области по делу N 2-310/2010 (http://rospravosudie.com/act-reshenie-o-naznachenii-subsidii-na-oplatu-z hilogo-pomeshheniya-i-komunalnyx-uslug-martynenko-t-f-14-04-2011-prochie- iskovye-dela-s).
Поскольку, на наш взгляд, старшая дочь заявительницы в рассматриваемых обстоятельствах не является членом ее семьи, то в соответствии с п. 33 Правил доход ее супруга не должен учитываться при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии.
Отметим, что по смыслу Правил, в том числе их раздела II, у уполномоченного органа при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера отсутствует возможность устанавливать факты проживания (непроживания) граждан в жилых помещениях иначе как на основании сведений регистрационного учета. Поэтому представляется, что для защиты нарушенного права заявительнице необходимо обратиться в суд: в процессе рассмотрения гражданского дела она не будет ограничена средствами доказывания фактов отсутствия совместного проживания со старшей дочерью, ее супругом и ребенком (такие обстоятельства могут подтверждаться любыми доказательствами, в том числе свидетельскими показаниями).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
3 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Эти размеры в силу ч. 1 ст. 159 ЖК РФ устанавливаются субъектами РФ самостоятельно. В частности, размеры региональных стандартов, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для населения Владимирской области утверждены постановлением Губернатора Владимирской области от 05.02.2013 N 100.
*(2) Смотрите также раздел III Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ и Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2006 N 58/403.
*(3) Смотрите также Административный регламент предоставления государственными казенными учреждениями социальной защиты населения Владимирской области государственной услуги по приему заявлений и организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 29.06.2012 N 692.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"