Организация работы Службы внутреннего контроля (аудита) медицинских организаций в Республике Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации*(1) по организации работы Службы внутреннего контроля (аудита) медицинских организаций (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 58 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2011 года N 1577 "Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг", в целях совершенствования деятельности Службы внутреннего контроля (аудита) в медицинских организациях.
2. Методические рекомендации являются пособием для руководителей медицинских организаций, врачей-экспертов, специалистов Службы внутреннего аудита медицинских организаций, определяют методологию работы данной Службы в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи и направлены на непрерывное обеспечение качества медицинских услуг.
3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
1) внутренние индикаторы - показатели, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности каждого структурного подразделения медицинской организации стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности;
2) внутрибольничные комиссии - комиссии, создаваемые в организациях, оказывающих стационарную, помощь (по профилактике внутрибольничных инфекций, по разбору летальных случаев);
3) индикаторы оценки качества медицинских услуг - показатели эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в области здравоохранения, включающие:
- индикаторы структуры - показатели обеспеченности человеческими, финансовыми и техническими ресурсами (индикаторы структуры характеризуют соответствие ресурсного обеспечения медицинской организации нормативам и требованиям, утвержденным уполномоченным органом);
- индикаторы процесса - показатели оценки выполнения технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (определение индикаторов процесса предусматривает сопоставление технологии оказанных медицинских услуг конкретному пациенту со стандартами, утвержденными уполномоченным органом);
- индикаторы результата медицинских услуг - показатели оценки последствий для здоровья в результате оказания или неоказания медицинской помощи субъектами здравоохранения (индикаторы результата предусматривают анализ показателей эффективности деятельности медицинской организации);
4) клинический аудит - подробный ретроспективный и/или текущий анализ проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия установленным стандартам;
5) пороговое значение индикатора - значение, установленное как целевое для индикаторов, характеризующих неблагоприятное явление;
6) самооценка - процесс, который проводится медицинскими работниками и руководителем каждого структурного подразделения медицинской организации для оценки своей медицинской деятельности согласно внутренним индикаторам;
7) служба внутреннего контроля (аудита) - структурное подразделение медицинской организации, осуществляющая деятельность по управлению качеством медицинской помощи на уровне медицинской организации и наделенная соответствующими полномочиями;
8) управление качеством медицинской помощи - систематический, независимый и документированный процесс непрерывных, взаимосвязанных действий, включающих планирование, организацию, мотивацию, внутренний аудит деятельности медицинской организации, а также другие мероприятия, обеспечивающие улучшение качества медицинской помощи и безопасность для пациентов и направленные на предупреждение и устранение недостатков деятельности;
9) мониторинг - процесс систематического сбора информации о деятельности структурных подразделений медицинской организации в ходе реализации достижения результатов для оказания поддержки в управлении для непрерывного процесса принятия своевременных и адекватных решений;
10) оценка - это периодический и систематический процесс, указывающий на прогресс в достижении эффекта деятельности медицинской организации, ожидаемых результатов и цели;
11) медицинские услуги - действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность по отношению к конкретному человеку;
12) независимый эксперт - физическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения;
13) анкетирование - субъективный метод социологического исследования, заключающийся в опросе респондентов на основе заранее разработанной анкеты;
14) удовлетворенность пациента - один из важных компонентов качества медицинской помощи, отражающий соответствие ожиданий пациентов действительности.
4. Экспертиза качества медицинских услуг подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
5. Внешняя экспертиза качества медицинских услуг проводится:
1) Комитетом контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан и (или) независимыми экспертами в области здравоохранения на предмет соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сфере оказания медицинских услуг в рамках осуществления государственного контроля;
2) Комитетом оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан с целью оценки оказания полного перечня медицинских услуг, достоверности объемов оказания медицинских услуг в соответствии со стандартами в области здравоохранения в рамках договорных отношений с медицинскими организациями.
6. Внутренняя экспертиза качества осуществляется Службой внутреннего контроля (аудита) медицинской организации.
2. Организация работы Службы внутреннего аудита
7. Структура и состав Службы внутреннего аудита утверждаются руководителем медицинской организации в зависимости от объема оказываемых медицинских услуг.
8. В соответствии с Типовыми штатами и штатными нормативами организаций здравоохранения, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года N 238, в медицинской организации предусмотрена должность заместителя руководителя по качеству медицинских услуг, который возглавляет Службу внутреннего аудита.
9. Должности врачей-экспертов в соответствии с вышеуказанными Типовыми штатами и штатными нормативами организаций здравоохранения устанавливаются из расчета:
1 должность на 20 000 прикрепленного населения в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь;
1 должность на 200 коек со средним пребыванием до 30 дней и 400 коек со средним пребыванием свыше 30 дней в организациях, оказывающих стационарную помощь.
10. При Службе внутреннего аудита создается Совет по управлению качеством медицинских услуг (далее - Совет) из числа медицинских работников, прошедших обучение вопросам экспертизы качества медицинских услуг, пользующихся заслуженным авторитетом среди сотрудников медицинской организации, в силу своих высоких профессиональных качеств, большого опыта работы врачебной (медицинской) практики, обладающих лидерскими качествами и креативным мышлением.
Совет является основным органом, осуществляющим задачи по управлению и совершенствованию качества оказываемых медицинских услуг.
Рекомендуемый состав Совета не превышает 7 человек, включая заместителя руководителя по качеству медицинских услуг.
При необходимости состав Совета может меняться в зависимости от профиля и целей осуществляемых Советом мероприятий.
Совет заседает с периодичностью не менее 1 раза в месяц. На заседаниях Совета рассматриваются проблемные вопросы, связанные с условиями организации медицинской помощи и качеством оказания медицинских услуг. Кроме того, на заседания Совета выносятся и рассматриваются предложения по повышению качества медицинских услуг.
Советом осуществляются регулярные обходы подразделений медицинской организации с целью выявления проблемных вопросов для дальнейшего совершенствования качества оказания медицинских услуг пациентам.
11. Внутренний контроль носит многоуровневый характер. На каждом уровне обеспечивается контроль за качеством медицинских услуг.
12. Внутренний контроль на уровне самоконтроля осуществляется врачом отделения, медицинской сестрой отделения.
Самоконтроль выражается в четком знании и выполнении медицинскими работниками своих функциональных обязанностей, стандартов деятельности: протоколы диагностики и лечения, требования к стандартным процедурам (диагностические, лечебные мероприятия), инструкции, правила и т.д. Подпись врача и медицинской сестры в соответствующей медицинской документации является свидетельством того, что медицинский работник удостоверился в правильности выполненных мероприятий и что все свои действия им выполнены сознательно, т.е. он их проконтролировал.
Таким же образом, документально, подтверждается контроль на последующих уровнях.
13. На уровне структурного подразделения (отделения) медицинской организации внутренний контроль за работой врачей осуществляется руководителем структурного подразделения (заведующим отделения), за работой среднего медицинского персонала - старшей медицинской сестрой.
14. Внутренний контроль за работой среднего медицинского персонала в целом по медицинской организации осуществляется главной медицинской сестрой медицинской организации.
15. Методическая и информационная поддержка Службе внутреннего контроля осуществляется сотрудниками организационно-методического отдела и отдела (кабинета) медицинской статистики.
16. Необходимая методическая помощь в организации мероприятий по управлению качеством медицинской помощи и совершенствованию механизмов ее обеспечения оказывается главными внештатными специалистами местных органов государственного управления здравоохранением областей, городов Астана, Алматы в соответствии с профилем их деятельности.
17. Основные направления работы Службы внутреннего аудита:
1) решение проблем (жалоб) пациентов на месте по мере их появления и в срок, не превышающий 5 дней, с изучением степени удовлетворенности пациентов уровнем и качеством медицинских услуг посредством проведения их анкетирования;
2) оценка состояния и эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов;
3) оценка технологий оказания медицинской помощи пациентам на соответствие установленным стандартам в области здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;
4) соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
5) разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи.
18. Функциями Службы внутреннего контроля (аудита) являются:
1) анализ эффективности деятельности подразделений медицинской организации по оценке собственных процессов и процедур, внедрению стандартов в области здравоохранения с применением внутренних индикаторов, установленных в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям;
2) анализ деятельности внутрибольничных комиссий;
3) представление руководству медицинской организации информации о проблемах, выявленных в результате анализа, разработанного плана мероприятий, направленного на устранение и предупреждение повторных возникновений дефектов;
4) обучение и методическая помощь персоналу медицинской организации по вопросам обеспечения надлежащего качества медицинской помощи;
5) изучение мнения сотрудников медицинской организации и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации.
19. Службой внутреннего контроля (аудита) разрабатывается программа по обеспечению и непрерывному повышению качества медицинской помощи, утверждаемая руководителем медицинской организации.
Программа содержит:
1) цель и задачи программы;
2) результаты анализа деятельности структурных подразделений с оценкой внутренних индикаторов, а также соответствия деятельности подразделений установленным стандартам в области здравоохранения;
3) мероприятия по улучшению показателей деятельности каждого подразделения;
4) определение ответственных лиц и сроков исполнения вышеуказанных мероприятий;
5) ожидаемые результаты от реализации программы.
20. По результатам анализа деятельности структурных подразделений составляется План мероприятий, утверждаемый руководителем медицинской организации, по форме согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям,
21. Руководителями структурных подразделений медицинских организаций (заведующие отделений) в рамках внутреннего контроля осуществляется экспертиза случаев на основе анализа медицинской документации.
Все случаи оказания: медицинской помощи имеют одинаковую возможность быть подвергнутыми внутренней экспертизе, что обеспечивается статистическим методом случайной выборки.
22. В организациях, оказывающих стационарную помощь, проводится экспертиза не менее 5% пролеченных случаев в квартал, а также все случаи:
1) летальных исходов;
2) фактов возникновения внутрибольничных инфекций;
3) осложнений, в том числе послеоперационных;
4) повторной госпитализации по одному и тому же заболеванию в течение одного месяца вследствие некачественного предыдущего лечения;
5) удлинения или укорочения сроков лечения;
6) расхождений диагнозов;
7) необоснованной госпитализации.
23. В организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, проводится экспертиза не менее 30 законченных случаев в квартал, а также все случаи:
1) материнской смертности;
2) смерти на дому детей от 0 до 5 лет включительно;
3) смерти на дому лиц трудоспособного возраста от заболеваний;
4) запущенных форм онкологических заболеваний и туберкулеза.
5) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
6) осложнений беременности, управляемых на уровне организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
7) наблюдений за гражданами после выписки из стационара (за детьми, за женщинами в послеродовом периоде (до 42 дней), за больными болезнями системы кровообращения (постинсультные, постинфарктные больные).
24. В организациях скорой медицинской помощи проводится экспертиза не менее 50 обслуженных вызовов за квартал, а также все случаи:
1) повторных вызовов к одному и тому же пациенту по тому же заболеванию в течение суток с момента первого вызова;
2) летальности при вызовах: смерть до прибытия бригады, смерть в присутствии бригады;
3) расхождения диагнозов бригады скорой помощи и стационара в случае госпитализации больных.
25. В организациях, осуществляющих деятельность в сфере службы крови, проводится экспертиза не менее 20% медицинских карт доноров в квартал, а также проводится контроль за этапами и технологией заготовки и хранения крови и ее компонентов, включая:
1) наличие функциональных блоков и их содержание;
2) условия "Холодовой цепи";
3) регулярность технического обслуживания, калибровка медицинского оборудования;
4) результаты входного контроля;
5) соблюдение карантинизации;
6) наличие процедуры выявления критических этапов;
7) обеспечение инфекционной и иммунологической безопасности продукции крови;
8) наличие брака при консервировании крови.
26. Главной медицинской сестрой медицинской организации в рамках внутреннего контроля проводится не менее 5 экспертиз качества работы средних медицинских работников в квартал.
Экспертиза качества работы средних медицинских работников включает:
1) оценку качества работы старших медицинских сестер;
2) выборочную оценку работы средних медицинских работников.
При проведении экспертизы оценивается работа среднего медицинского персонала по следующим направлениям:
1) организация работы по кадровому планированию, рациональной расстановке и использованию средних и младших медицинских работников.
2) организационные мероприятия по повышению квалификации, переподготовке, оценке квалификации средних медицинских работников.
3) осуществление контроля за противоэпидемическими мероприятиями в отделении;
4) организация лечебного процесса.
27. По итогам проведенной оценки деятельности конкретного врача, медицинской сестры, структурного подразделения и по субъекту здравоохранения для анализа и принятия управленческих решений определяется:
общее количество выявленных дефектов, их структура, возможные причины и пути их устранения;
количество выявленных дефектов, повлекших ухудшение состояния здоровья;
количество выявленных отклонений, приведших к увеличению затрат на оказание медицинской помощи.
28. Результаты экспертиз медицинской документации тщательно анализируются.
С медицинскими работниками, допустившими дефекты в оформлении медицинской документации, в выборе медицинской услуги или в технологии оказания медицинской услуги, проведение разъяснительной работы о причинах возникновения дефектов является немаловажным фактором по предотвращению их повторения. Медицинские работники, неоднократно допускающие дефекты, направляются на дополнительное обучение, курсы повышения квалификации, за ними закрепляются наставники из числа более опытных сотрудников.
29. Случаи допущенных дефектов, которые требуют принятия управленческих решений, в целях выработки мер по их предупреждению, выносятся на заседания Совета и по ним разрабатывается конкретный план мероприятий.
3. Этапы проведения внутреннего контроля
30. Этапы проведения внутреннего контроля:
1) анализ учетной и отчетной документации медицинской организации проводится с целью сравнительного анализа показателей деятельности медицинской организации за определенный период работы, с показателями за предыдущий период работы, а также с республиканскими и областными показателями состояния здоровья населения;
2) проведение клинического аудита путем изучения подробного ретроспективного и/или текущего анализа проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия установленным стандартам в области здравоохранения;
3) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи проводится путем анкетирования пациентов и (или) их родственников и по количеству обоснованных обращений граждан на деятельность медицинской организации;
4) анализ и обобщение результатов экспертизы качества медицинских услуг;
5) принятие мер, направленных на устранение и предупреждение выявленных недостатков по результатам экспертизы качества медицинских услуг.
31. При проведении анализа медицинской документации оценивается:
1) качество сбора анамнеза;
2) полнота и обоснованность проведения диагностических исследований;
3) правильность, своевременность и обоснованность выставленного клинического диагноза в течение первых 3 дней с учетом результатов проведенных исследований на догоспитальном этапе;
4) обоснованность нахождения на лечении, получения медицинской помощи в данной форме (амбулаторно-поликлинической, стационарной, стационарозамещающей);
5) своевременность и качество консультаций специалистов;
6) объем, качество и обоснованность проведения лечебных мероприятий, в том числе диспансерных, профилактических и реабилитационных.
7) развитие осложнений после медицинских вмешательств;
8) достигнутый результат;
9) качество ведения медицинской документации.
32. Качество сбора анамнеза оценивается по четырем критериям:
1) отсутствие сбора анамнеза;
2) отсутствие системности сбора с частичными или полными упущениями по основным составляющим (аллергологическая часть, гемотрансфузионная часть, перенесенные заболевания, лекарственная часть, отягощенная наследственность);
3) при полном сборе анамнеза отсутствие выделения существенных деталей, имеющих важное значение в трактовке данного случая;
4) некачественный сбор анамнеза явился причиной тактических ошибок, повлекших возникновение осложнений.
В случаях крайней тяжести состояния пациента или пребывания его в бессознательном состоянии качество сбора анамнеза не учитывается.
33. При оценке соответствия диагностических исследований учитываются пять критериев:
1) диагностические мероприятия и обследования не проводились;
2) диагностические мероприятия имеют неправильную трактовку или отсутствуют, что приводит к неправильной постановке диагноза и подбору тактики лечения;
3) не проведены диагностические исследования, предусмотренные протоколами диагностики и лечения заболеваний;
4) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований с высоким, неоправданным риском для состояния здоровья пациента;
5) имеется чрезмерный набор диагностических процедур и дополнительных исследований, приведший к необоснованному удлинению сроков лечения, удорожанию стоимости лечения, и не принесший информацию для постановки правильного диагноза.
Объективные причины непроведения диагностических процедур и мероприятий, необходимых в соответствии с требованиями протоколов диагностики и лечения заболеваний, такие, как отсутствие оборудования, недостаточная квалификация врача, затруднение проведения диагностических исследований из-за крайней тяжести состояния больного и экстренных показаний к реанимационным мероприятиям или оперативному пособию, отражаются в результатах экспертизы качества медицинских услуг. Проводится оценка влияния невыполнения стандарта по обследованию на последующие этапы осуществления медицинской помощи.
34. Оценка правильности и точности постановки клинического диагноза проводится по четырем критериям:
1) диагноз поставлен неправильно или отсутствует, в том числе диагноз неполный, не соответствует международной классификации болезней или общепринятым классификациям;
2) не выделен ведущий патологический синдром, определяющий тяжесть течения заболевания, не распознаны сопутствующие заболевания, а также осложнения;
3) диагноз правильный, но неполный, не выделен ведущий патологический синдром, хотя выделены осложнения, но не распознаны важные для исхода сопутствующие заболевания;
4) диагноз основного заболевания правильный, однако, не диагностированы сопутствующие заболевания, важные для результата лечения.
Объективные причины неправильной и (или) несвоевременной диагностики, такие, как атипичное течение основного заболевания, завуалированное наличие тяжелого сопутствующего заболевания, редко встречающиеся осложнения и сопутствующие заболевания, отражаются в результатах экспертизы качества медицинских услуг. Проводится оценка влияния неправильной и (или) несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы осуществления медицинской помощи.
35. Оценка своевременности и качества консультаций специалистов осуществляется по четырем критериям:
1) консультации не проведены, что привело к ошибочной трактовке симптомов и синдромов, которые отрицательно повлияли на исход заболевания;
2) консультации проведены вовремя, но мнение консультанта не учтено при постановке правильного диагноза, что частично повлияло на исход заболевания;
3) консультации проведены вовремя, мнение консультанта учтено при определении правильного диагноза, но не выполнены рекомендации консультанта по лечению, что частично повлияло на исход заболевания;
4) мнение консультанта ошибочно, что повлияло на исход заболевания.
В случаях проведения консультаций с опозданием, проводится оценка объективности причин несвоевременной консультации и влияния несвоевременной постановки диагноза на последующие этапы оказания медицинской помощи.
36. Оценка назначенных лечебных мероприятий проводится по следующим критериям:
1) отсутствие лечения при наличии показаний;
2) лечение назначено без показаний;
3) при лечении назначены малоэффективные лечебные мероприятия без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений;
4) лечебные мероприятия выполнены не полностью, без учета функциональной недостаточности органов и систем, особенностей механизма действия лекарственных веществ;
5) преждевременное прекращение лечения при недооценке клинического эффекта и/или утяжелении течения заболевания, кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента;
6) несоблюдение требований нормативных правовых актов в области здравоохранения, в том числе значительное отклонение от протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии без тяжелого побочного действия лекарств и развития нового патологического синдрома;
7) несоблюдение нормативных правовых актов в области здравоохранения, в том числе полное отклонение от требований протоколов диагностики и лечения заболеваний, наличие полипрагмазии, приведшее к развитию нового патологического синдрома и ухудшению состояния пациента.
При оценке лечебных мероприятий учитывается и отражается в результатах экспертизы качества медицинской помощи наличие обстоятельств, создающих затруднение или невозможность проведения эффективных лечебных мероприятий, и оказавших или способствовавших оказанию влияния на исход заболевания.
37. При проведении экспертизы качества медицинской помощи на уровне стационара проводится оценка обоснованности отказов в госпитализации, оценка качества оказания медицинской помощи в приемных отделениях стационаров, наличие преемственности со станциями (отделениями) скорой помощи, доступности населения к стационарной помощи. На уровне амбулаторно-поликлинической помощи проводится оценка доступности медицинской помощи для пациентов, организация работы регистратуры.
38. Оценке качества медицинской помощи подлежат возникшие осложнения и осложнения, обусловленные низким техническим качеством исполнения операции, послеоперационные осложнения, являющиеся следствием выполнения хирургических манипуляций и применения других методов исследования.
39. Качество ведения медицинской документации определяется по наличию, полноте и качеству записей в соответствии с формами первичной медицинской документации организаций здравоохранения, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года N 907.
В ходе проведения экспертизы качества медицинских услуг оценивается оформление информированного согласия пациента на проведение инвазивных вмешательств, отказа от предлагаемого лечения, а также обоснованность не проведения патологоанатомического исследования, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 56 Кодекса.
40. Диспансерные мероприятия оцениваются исходя из их влияния на состояние больного, частоту возникновения обострений заболевания, их тяжесть и длительность с точки зрения своевременности, регулярности врачебных осмотров, проведенного лабораторного и инструментального обследования, назначения профилактического лечения, по следующим критериям:
1) кратность диспансерного наблюдения;
2) качество обследования и соответствие видов обследований утвержденным протоколам диагностики и лечения заболеваний, обоснованности проведения лабораторно-диагностических исследований, не вошедших в протоколы;
3) качество лечения и соответствие назначенного лечения протоколам диагностики и лечения заболеваний, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения;
4) при направлении на госпитализацию наличие показаний к стационарному лечению;
5) наблюдение после выписки из стационара;
6) наличие продолжения лечения в том случае, если больной был направлен на стационарное лечение, но в стационар не поступил;
7) статистические данные достоверности снятия с учета в связи с выздоровлением.
41. Профилактические (скрининги, вакцинация, диспансеризация детей первого года жизни, наблюдение за беременными, мероприятия по планированию семьи) и реабилитационные мероприятия оцениваются с учетом наличия показаний к их проведению, своевременности проведения, уровня первичного выявления заболеваний, принятых мер по результатам медицинского осмотра, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий, результатов оздоровления.
42. Оценка профилактических мероприятий детям до 5 лет проводится по следующим критериям:
1) соблюдение сроков наблюдения за детьми и полнота осмотров специалистами;
2) своевременность и адекватность рекомендаций по уходу и вскармливанию в соответствии с принципами интегрированного ведения болезней детского возраста (далее - ИВБДВ) и развития детей раннего возраста;
3) оценка физического развития и ухода в целях развития в соответствии с индикаторами ИВБДВ (кабинет здорового ребенка, памятка матери, консультации);
4) соблюдение календаря профилактических прививок (удельный вес детей в возрасте от 12 до 24 месяцев, получивших рекомендованную вакцинацию до достижения возраста 24 месяцев);
5) наличие контроля за состоянием здоровья ребенка после проведения прививки;
6) обоснованность медицинских отводов.
43. Оценка профилактических мероприятий за беременными женщинами проводится по следующим критериям:
1) сроки взятия на учет и эффективность наблюдения по беременности (удельный вес женщин за которыми проводилось наблюдение в дородовом периоде не менее 1 раза, удельный вес женщин, за которыми проводилось наблюдение у квалифицированного врача, в дородовом периоде не менее 4 раз);
2) полнота и эффективность обследования, включая наличие пренатального скрининга;
3) своевременность диагностики осложнений беременности и экстрагенитальной патологии, в том числе наличие консультаций профильных специалистов с целью выявления экстрагенитальной патологии;
4) обеспечение беременных женщин лекарственными препаратами на бесплатной основе;
5) качество ведения регистра беременных (своевременное введение в регистр всех беременных).
44. Оценка достигнутого результата проводится по следующим критериям:
1) достижение ожидаемого клинического эффекта при соблюдении технологии оказания медицинской помощи;
2) отсутствие клинического эффекта лечебных и профилактических мероприятий вследствие некачественного проведения диагностических мероприятий (неполный сбор анамнеза, отсутствие или неправильная интерпретация результатов обследования, установление неправильного или неточного диагноза);
3) не достигнут ожидаемый клинический эффект вследствие проведения малоэффективных лечебных, профилактических мероприятий без учета особенностей течения заболевания у данного пациента, сопутствующих заболеваний, осложнений, особенностей механизма действия лекарственных веществ;
4) наличие полипрагмазии, обусловившее развитие нежелательных последствий (удельный вес случаев с необоснованным назначением антибиотиков, удельный вес случаев с полипрагмазией).
45. По завершению экспертизы качества медицинских услуг, при отклонении оказания медицинской помощи классифицируются и делаются выводы:
1) о соответствии (несоответствии) оказанной медицинской помощи требованиям действующего законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения;
2) о предоставлении пациенту бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном государством.
46. Определение степени удовлетворенности граждан уровнем оказания медицинских услуг проводится путем проведения анкетирования пациентов и (или) их родственников.
Целью проведения анкетирования граждан по определению степени удовлетворенности уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи является выявление проблемных вопросов и дальнейшее улучшение качества оказания медицинской помощи.
Основные принципы для обеспечения удовлетворенности пациентов:
1) доступность медицинской помощи для потребителей медицинских услуг;
2) обеспечение пациентов необходимой информацией;
3) обеспечение пациентов качественной медицинской помощью оказанной квалифицированными медицинскими работниками;
4) внимание и участие врача, медицинской сестры к состоянию пациенту;
5) соблюдение медицинским персоналом правил этики и деонтологии.
Анкетирование граждан не рекомендуется проводить среди пациентов младше 15 лет, среди больных с психоневрологической и наркологической патологией, больных в тяжелом состоянии. Анкетирование проводится анонимно на добровольной основе с помощью анкет.
Для формирования объективной оценки удовлетворенности пациентов уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи рекомендуется проводить исследования с охватом не менее 10% респондентов от количества больных, находящихся на стационарном лечении и не менее 5% респондентов от фактического количества посещений в смену для организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.
После проведения анкетирования подводятся результаты и на основе анализа результатов выносится заключение о степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи медицинской организацией и о дальнейших мерах, необходимых для повышения уровня и улучшения качества медицинских услуг.
47. Степень удовлетворенности граждан уровнем оказания медицинских услуг также определяется количеством обоснованных жалоб на качество медицинских услуг.
Письменные обращения (жалобы) граждан рассматриваются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О порядке рассмотрений обращений физических и юридических лиц".
Обращения находящихся на лечении пациентов или их законных представителей поступают на сайт медицинской организации, в ящик обращений, размещенный при входе в медицинскую организацию, либо непосредственно в канцелярию медицинской организации. Для объективного и качественного разбора обращения (жалобы) они рассматриваются комиссионно. Наряду с письменными обращениями, рассматриваются и устные обращения находящихся на лечении пациентов или их законных представителей.
Поступившие обращения (жалобы) находящихся на лечении пациентов регистрируются в Журнале обращений граждан.
Журнал обращений граждан подлежит полистной нумерации, подшивается и заверяется подписью руководителя и печатью организации.
Обращения (жалобы) пациентов, находящихся на лечении, в соответствии со статьей 58 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", рассматриваются в срок, не превышающий пяти календарных дней с предоставлением ответа заявителю.
48. Службой внутреннего аудита проводится мониторинг обоснованных жалоб граждан в разрезе структурных подразделений медицинской организации, а также разрабатываются мероприятия для планомерного уменьшения количества жалоб на ненадлежащее качество медицинских услуг.
49. Оценка деятельности медицинской организации в целом и по каждому структурному подразделению организации осуществляется Службой внутреннего аудита на основании оценки индикаторов.
Руководители структурных подразделений медицинской организации представляют в установленные сроки результаты мониторинга по индикаторам оценки качества медицинских услуг по курирующему подразделению Службе внутреннего аудита.
Службой внутреннего аудита проводится анализ результатов деятельности структурных подразделений и в целом по медицинской организации, заключение по результатам индикаторов оценки качества медицинских услуг доводится до сведения руководителя медицинской организации для принятия организационных и управленческих решений.
50. Распределение суммы дополнительного компонента к тарифу ПМСП, определенной для организации ПМСП, по структурным подразделениям осуществляется в соответствии с Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года N 801 "Об утверждении Методики формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи" (далее - приказ N 801).
Распределение суммы выплат стимулирующего компонента внутри структурного подразделения осуществляется в соответствии с соотношением фонда заработной платы врачебного персонала и среднего медицинского персонала за указанный период.
Распределение суммы стимулирующего компонента внутри структурного подразделения между медицинскими работниками осуществляется в зависимости от вклада в достижении ими конечных результатов деятельности ПМСП.
51. В соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 мая 2011 года N 310 "Об утверждении Правил оплаты труда медицинских работников", осуществляются дополнительные выплаты к основной заработной плате за счет сложившейся экономии бюджетных средств и платных медицинских услуг посредством распределения между структурными подразделениями, медицинскими работниками и руководителями (заместителями руководителей) с медицинским образованием организаций здравоохранения на основе критериев оценки деятельности медицинских работников.
4. Расчет суммы стимулирующих надбавок и распределение стимулирующих надбавок внутри медицинской организации
52. Расчет сумм стимулирующих надбавок происходит в 4 этапа. На всех этапах сохраняется единый алгоритм расчетов, для каждого уровня определяются:
1) сумма баллов;
2) норма ставки вознаграждения или стоимость 1 балла;
3) сумма стимулирующей надбавки.
С целью справедливого распределения стимулирующих надбавок в расчетах применяются корректирующие коэффициенты:
1) коэффициент населения - это коэффициент, отражающий соотношение количества населения прикрепленного к одной организации ПМСП к минимальному количеству прикрепленного населения из общего числа организаций ПМСП;
2) коэффициент выравнивания территориальных участков - это коэффициент, учитывающий различия в количестве используемых индикаторов при оценке достигнутых результатов работы организаций ПМСП;
3) коэффициент персонала - это коэффициент, учитывающий различия в численности средних медицинских работников на одном территориальном участке;
4) весовой коэффициент индикатора - коэффициент, определяющий важность индикатора.
По итогам расчетов СКПН на Портале известна сумма баллов и денежное вознаграждение каждой организации ПМСП в разрезе индикаторов результата по итогам квартала.
В организации ПМСП службой внутреннего аудита с согласования руководства на каждый индикатор результата разрабатываются индикаторы процесса.
Например, индикатор результата: материнская смертность предотвратимая на уровне ПМСП среди прикрепленных жителей, индикаторы процесса:
1) Удельный вес оздоровленных женщин с экстрагенитальной патологией среди женщин фертильного возраста прикрепленного населения
2) Охват контрацепцией женщин с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности
3) Случаи беременности ЖФВ с экстрагенитальной патологией, которым абсолютно противопоказана беременность
4) Уровень абортов по отношению к родам
5) Удельный вес беременных женщин госпитализированных с нарушением принципа регионализации (по данным круглосуточного стационара)
Пример:
Организации ПМСП Карагандинской области получили по итогам квартала за индикатор результата материнская смертность, предотвратимая на уровне ПМСП:
поликлиника N - 100 у.е. (условные единицы, отражающие денежный показатель),
поликлиника М - 200 у.е.,
поликлиника L - 50 у.е.
Вариант 1: в поликлинике N за квартал не зарегистрировано случаев материнской смертности, предотвратимой на уровне ПМСП.
Полученная сумма за данный индикатор составляет 100 у.е., сумма баллов составляет - 6,2
Стоимость 1 балла =100 у.е. / 6,2 = 16,1
В зависимости от индикаторов процесса и корректирующих коэффициентов 1 участок получит 24,2 у.е.; 2 участок 29 у.е.; 3 участок 21; 4 участок 25,8 у.е.
N участка | Количество баллов за индикаторы процесса по участкам | Сумма стимулирующей надбавки = сумма надбавки за индикатор результата/сумма баллов индикаторов процесса |
1 | 1,5 | 24,2 |
2 | 1,8 | 29 |
3 | 1,3 | 21 |
4 | 1,6 | 25,8 |
6,2 (сумма баллов) | 100 у.е. |
Вариант 2: в поликлинике L за квартал зарегистрирован 1 случай материнской смертности, предотвратимой на уровне ПМСП на 4 участке. Сумма полученная за данный индикатор составила 50 у.е., сумма баллов составила 4,6.
Стоимость 1 балла = 10,8
По итогам расчета 1 участок получит 16,4 у.е., 2 участок - 19,5 у.е., 3 участок - 14,1 у.е., 4 участок не получит стимулирующей надбавки.
N участка | Количество баллов за индикаторы процесса по участкам | Сумма стимулирующей надбавки = сумма надбавки за индикатор результата/сумма баллов индикаторов процесса |
1 | 1,5 | 16,4 |
2 | 1,8 | 19,5 |
3 | 1,3 | 14,1 |
4 | 0 | 0 |
4,6 (сумма баллов) | 50 у.е. |
5. Заключение
53. Мероприятия, проводимые на сегодняшний день в системе здравоохранения, направлены в первую очередь на повышение качества медицинских услуг и обеспечение прав пациентов на доступность и качество предоставляемой медицинской помощи. Эффективное управление качеством медицинских услуг посредством внутреннего контроля возможно при соблюдении условий открытости, прозрачности и объективности, то есть все решения, принимаемые Службой внутреннего контроля, выносятся и обсуждаются на общем собрании медицинской организации при участии всего коллектива.
Одним из условий проведения внутреннего контроля является создание мотивации для медицинских работников, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказываемых медицинских услуг. Условия для возникновения мотивации у медицинских работников созданы в виде стимулирующих надбавок в организациях ПМСП и дополнительных выплат к основной заработной плате.
Предлагаемые методы в полной мере соответствуют новым задачам современного здравоохранения по ключевым направлениям развития системы здравоохранения в пользу усиления солидарной ответственности государства и работодателя, лично человека за свое здоровье, усиление мер профилактики и формирования здорового образа жизни.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Индикаторы оценки качества медицинских услуг для организаций, оказывающих стационарную помощь
1. Удельный вес случаев умерших при плановой госпитализации по основному заболеванию*(2)
Определение: процент случаев умерших в стационаре по основному заболеванию от всех поступивших в плановом порядке за отчетный период
Как измерить:
число умерших при плановой госпитализации по "x" заболеванию х 100
-------------------------------------------------------------------------
число выбывших (выписанных + умерших) из стационара больных
за отчетный период
Источники информации: отчетные данные медицинской организации, медицинская карта стационарного больного (форма 003/у)
Пороговое значение: стремиться к нулю
Периодичность: ежемесячно
2. Показатель досуточной летальности в стационаре
Определение: процент умерших в течение первых суток от числа выбывших больных
Как измерить:
число умерших больных в течение 1-х суток х 100
-------------------------------------------------------------------------
число выбывших (выписанных + умерших) из стационара больных
за отчетный период
Источники информации: медицинская карта стационарного больного (форма 003/у); статистическая карта выбывшего из стационара (форма 066/у)
Пороговое значение: не должен превышать 4%
Периодичность: ежеквартально
3. Послеоперационная летальность в случаях плановой госпитализации
Определение: удельный вес умерших в стационаре после операции от всех оперированных в плановом порядке за отчетный период
Как измерить:
число умерших больных после операции х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число прооперированных больных за отчетный период
Источники информации: отчетные данные медицинской организации (ф. 14); медицинская карта стационарного больного (форма 003/у)
Пороговое значение: стремиться к нулю
Периодичность: ежеквартально
4. Удельный вес интраоперационных осложнений
Определение: процент осложнений, возникших во время операций, от числа всех операций
Как измерить:
число осложнений, возникших во время операций х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число прооперированных больных за отчетный период
Источники информации: отчетные данные медицинской организации; медицинская карта стационарного больного (форма 003/у); журнал записи оперативных вмешательств (форма 008/у)
Пороговое значение: не превышает 5%
Периодичность: ежеквартально
5. Удельный вес послеоперационных осложнений
Определение: процент осложнений, возникших в течение 3 суток после операций от общего числа прооперированных больных
Как измерить:
число осложнений, возникших в течение 3 суток после операций х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число прооперированных больных за отчетный период
Источники информации: отчетные данные медицинской организации; медицинская карта стационарного больного (форма 003/у); журнал записи оперативных вмешательств (форма 008/у).
Пороговое значение: не превышает 3%
Периодичность: ежеквартально
6. Число случаев материнской смертности, из них от акушерских кровотечений, гестозов, абортов и экстрагенитальной патологии
Определение: процент женщин, умерших в родах и послеродовом периоде от управляемых причин от общего количества выписанных родильниц за отчетный период
Как измерить:
число случаев материнской смертности* от "x" патологии х 100
-------------------------------------------------------------------------
число выбывших (выписанных + умерших) родильниц за отчетный период
* Показатель рассчитывается по отдельным нозологическим формам
Источники информации: данные мониторинга беременных, родильниц медицинской организации, карта учета материнской смертности (форма 2009-1/у), медицинская карта стационарного больного (форма ООЗ/у)
Пороговое значение: стремится к нулю по причинам, поддающимся управлению
Периодичность: ежедневно
7. Удельный вес случаев родового травматизма у женщин
Определение: процент случаев родовых травм у женщин от числа всех родов
Как измерить:
число случаев родовых травм х 100
---------------------------------------
число родов за отчетный период
Источники информации: история родов (форма 096/у); журнал записи оперативных вмешательств (форма 008/у)
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежеквартально
8. Удельный вес экстренных кесаревых сечений из общего числа кесаревых сечений
Определение: процент экстренных кесаревых сечений из общего числа кесаревых сечений за отчетный период
Как измерить:
число случаев экстренных кесаревых сечений х 100
------------------------------------------------------
число кесаревых сечений за отчетный период
Источники информации: история родов (форма 096/у); журнал записи оперативных вмешательств (форма 008/у)
Пороговое значение: не превышает 20%
Периодичность: ежеквартально
9. Удельный вес беременных женщин, поступивших в стационар в течение суток после отказа в госпитализации
Определение: процент беременных женщин, поступивших в стационар в течение 1 суток после отказа в госпитализации от числа всех отказов
Как измерить:
число беременных женщин, поступивших в стационар в течение 1 суток
после отказа в госпитализации х 100
-------------------------------------------------------------------------
число отказов в госпитализации за отчетный период
Источники информации: журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма 001/у)
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежеквартально
10. Полнота выявления экстрагенитальной патологии при поступлении в стационар
Определение: процент экстрагенитальной патологии, выявленной в стационаре от числа женщин, имеющих экстрагенитальные заболевания
Как измерить:
число случаев с впервые выявленными в стационаре
экстрагенитальными заболеваниями х 100
---------------------------------------------------------
число женщин с экстрагенитальной патологией
Источники информации: история родов (форма 096/у); медицинская карта стационарного больного (форма ООЗ/у); статистическая карта выбывшего из стационара (форма 066/у)
Пороговое значение: стремится к 100%
Периодичность: ежеквартально
11. Количество случаев детской смертности от 0 до 5 лет, из них от заболеваний органов дыхания, кишечных инфекций, врожденных пороков развития и причин перинатального периода
Определение: процент случаев детской смертности от заболеваний органов дыхания, кишечных инфекций, врожденных пороков развития и причин перинатального периода за отчетный период от общего числа детской смертности
Как измерить:
число детей* от 0 до 5 лет, умерших от "X" заболевания х 100
-------------------------------------------------------------------------
число поступивших в плановом порядке за отчетный период
* Показатель рассчитывается по отдельным нозологическим формам
Источники информации: карта учета родившегося живым, мертворожденного и умершего ребенка в возрасте до 5 лет (форма 2009/у)
Пороговое значение: уменьшение на 5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежемесячно
12. Удельный вес случаев травматизма новорожденных\
Определение: процент травм среди новорожденных от общего числа родов
Как измерить:
число травм у новорожденных х 100
------------------------------------------
число родов отчетный период
Источники информации: история родов (форма 096/у); история развития новорожденного (форма 097/у)
Пороговое значение: стремиться к нулю
Периодичность: ежеквартально
13. Показатель интранатальной гибели плода на 100 родившихся живыми и мертвыми
Определение: число случаев гибели плода на 100 родившихся живыми и мертвыми
Как измерить:
число случаев интранатальной гибели плода х 100
------------------------------------------------------
число родившихся живыми и мертвыми
Источники информации: история родов (форма 096/у)
Пороговое значение: уменьшение на 10% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально
14. Показатель соблюдения тепловой цепочки под термоконтролем (мониторинг температурного режима)
Определение: процент соблюдения тепловой цепочки от общего числа новорожденных
Как измерить:
число случаев с соблюдением тепловой цепочки х 100
---------------------------------------------------------
число новорожденных
Источники информации: история развития новорожденного (форма 097/у); история родов (форма 096/у)
Пороговое значение: не превышает 0.5%
Периодичность: ежеквартально
15. Показатель ранней неонатальной смертности (до 7 суток) на 1000 родившихся живыми
Определение: число случаев ранней неонатальной смертности (до 7 суток) на 1000 родившихся живыми.
Как измерить:
число случаев ранней неонатальной смертности (до 7 суток) х 1000
-------------------------------------------------------------------------
число родившихся живыми
Источники информации: история развития новорожденного (форма 097/у)
Пороговое значение: уменьшение на 5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально
16. Показатель внутрибольничной инфекции (ВБИ)
Определение: процент случаев ВБИ от общего числа получивших лечение в стационаре (поликлинике, дневном стационаре и др.)
Как измерить:
число случаев внутрибольничной инфекции х 1000
------------------------------------------------------
число всех госпитализированных больных
Источники информации: Журнал учета инфекционных заболеваний (форма 060/у)
Пороговое значение: не превышает 2%
Периодичность: ежемесячно
17. Удельный вес гнойно-септических процессов после оперативных вмешательств
Определение: процент гнойно-септических случаев от общего числа операций
Как измерить:
число гнойно-септических случаев х 100
---------------------------------------------
число операций
Источники информации: Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у)
Пороговое значение: не превышает 1%
Периодичность: ежемесячно
18. Удельный вес гнойно-септических процессов у новорожденных
Определение: процент гнойно-септических случаев у новорожденных от общего числа родов
Как измерить:
число гнойно-септических случаев у новорожденных х 100
---------------------------------------------------------------
число родов
Источники информации: история развития новорожденного (форма 097/у)
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежемесячно
19. Показатель повторного поступления (в течение месяца по поводу одного и того же заболевания)
Определение: процент повторных госпитализаций от общего числа выбывших больных из стационара
Как измерить:
число* выбывших (выписанных + умерших) из стационара больных из числа
повторно госпитализированных в течение года х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число выбывших (выписанных + умерших) из стационара больных
* Показатель рассчитывается по отдельным нозологическим формам
Источники информации: отчетные данные медицинской организации; Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у); Статистическая карта выбывшего из стационара (066/у)
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежеквартально
20. Случаи расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов
Определение: процент случаев расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов от общего числа вскрытий
Как измерить:
число случаев расхождения клинического
и патологоанатомического диагнозов х 100
-----------------------------------------------
число умерших больных
Источники информации: Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у); Протокол патологоанатомического исследования (013/у)
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежемесячно
21. Общее количество обоснованных жалоб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Определение: динамика числа жалоб с аналогичным периодом прошлого года процент
Как измерить:
(число жалоб в текущем году - число жалоб в прошлом году) х 100
-------------------------------------------------------------------------
число жалоб в прошлом году
Источники информации: Журнал регистрации обращений
Пороговое значение: уменьшение на 10% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально
Индикаторы оценки качества медицинских услуг для организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь
1. Показатель общей смертности, в том числе трудоспособного возраста среди прикрепленного населения за отчетный период
Определение: число случаев смертности, в том числе трудоспособного возраста за отчетный период на 1000 прикрепленного населения и процент смертей лиц трудоспособного возраста от общего числа смертей.
Как измерить:
число умерших х 1000
-------------------------------------------------------
среднегодовая численность прикрепленного населения
число умерших лиц трудоспособного возраста х 1000
-------------------------------------------------------
среднегодовая численность прикрепленного населения
число умерших лиц трудоспособного возраста х 100
-------------------------------------------------------
всего число умерших
Источники информации: данные областного\городского статистического управления (с указанием домашнего адреса)
Пороговое значение: уменьшение годового показателя на 2% по сравнению с предыдущим годом
Периодичность: ежеквартально
2. Показатель первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста
Определение: число случаев выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста на 10 000 прикрепленного населения
Как измерить:
число лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами х 10000
-------------------------------------------------------------------------
среднегодовая численность работающего населения
Источники информации: данные медико-социальной экспертной комиссии
Пороговое значение: уменьшение на 1% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально
3. Удельный вес случаев материнской смертности, предотвратимых на уровне первичной медико-санитарной помощи
Определение: процент случаев материнской смертности, предотвратимых на уровне первичной медико-санитарной помощи от общего числа случаев материнской смертности
Как измерить:
число случаев материнской смертности, предотвратимых на уровне ПМСП х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число случаев материнской смертности
Источники информации: Карта учета материнской смертности (форма 2009-1/у); Результаты экспертизы ККМФД
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежедневно
4. Удельный вес оздоровленных женщин с экстрагенитальной патологией среди женщин фертильного возраста (ЖФВ) прикрепленного населения
Определение: процент оздоровленных женщин с экстрагенитальной патологией среди прикрепленных ЖФВ
Как измерить:
число оздоровленных женщин с экстрагенитальной патологией х 100
-------------------------------------------------------------------------
число прикрепленных ЖФВ
Источники информации: Медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у); Статистическая карта амбулаторного пациента (форма 025-05/у); Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 03-0/у)
Пороговое значение: увеличение на 5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом Периодичность: ежеквартально
5. Случаи беременности ЖФВ с экстрагенитальной патологией, которым абсолютно противопоказана беременность
Определение: процент случаев беременности ЖФВ с экстрагенитальной патологией, которым абсолютно противопоказана беременность от числа беременных.
Как измерить:
число случаев беременности ЖФВ с экстрагенитальной патологией,
которым абсолютно противопоказана беременность х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число беременных на данной территории
Источники информации: Статистическая карта выбывшего из стационара (форма 066/у)
Программное обеспечение "Регистр беременных"
Пороговое значение: стремится к нулю
Периодичность: ежеквартально
6. Детская смертность до 5 лет, предотвратимая на уровне ПМСП (ОКИ, ОРИ)
Определение: число случаев смертности детей от 0 до 5 лет от ОКИ, ОРИ на 1000 прикрепленных детей до 5 лет на данной территории
Как измерить:
число умерших детей от 0 до 5 лет (ОКИ, ОРИ) х 1000 детей до 5 лет
-------------------------------------------------------------------------
количество детей от 0 до 5 лет среди прикрепленного населения
Источники информации: Карта учета родившегося живым, мертворожденного и умершего ребенка в возрасте до 5 лет (форма 2009/у)
Программное обеспечение "Регистр беременных"
Пороговое значение: уменьшение на 5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом Периодичность: ежедневно
7. Показатель умерших детей в возрасте от 7 дней до 5 лет на дому
Определение: процент детей умерших на дому в возрасте от 7 дней до 5 лет от общего числа умерших детей от 0 до 5 лет
Как измерить:
число детей умерших на дому в возрасте от 7 дней до 5 лет х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число умерших детей от 0 до 5 лет
Источники информации: АИС "МЛАД"; данные областного/городского статистического управления
Пороговое значение: уменьшение на 5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально
8. Удельный вес экстренной госпитализации детей до 5 лет с ОКИ, ОРИ за отчетный период
Определение: процент экстренной госпитализации детей до 5 лет с ОКИ, ОРИ от общего числа
госпитализаций за отчетный период
Как измерить:
число случаев экстренной госпитализации детей до 5 лет с ОКИ х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число госпитализаций за отчетный период
число случаев экстренной госпитализации детей до 5 лет с ОРИ х 100
-------------------------------------------------------------------------
общее число госпитализаций за отчетный период
Источники информации: данные "МедИнформ"
Пороговое значение: уменьшение на 1% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально
9. Удельный вес запущенных случаев туберкулеза легких среди впервые выявленных больных туберкулезом легких
Определение: процент запущенных случаев туберкулеза легких среди впервые выявленных больных туберкулезом легких.
Как измерить:
число впервые выявленных больных туберкулёзом легких
с запущенными случаями х 100
-------------------------------------------------------------------------
число всех впервые выявленных больных туберкулёзом легких
Источники информации: программный комплекс "Национальный регистр больных туберкулезом"
Пороговое значение: уменьшение годового показателя на 5% по сравнению с предыдущим годом
Периодичность: ежеквартально
10. Охват населения профилактической флюорографией на туберкулез среди обязательного контингента (групп "риска")
Определение: процент лиц обязательного контингента (групп "риска"), прошедших флюорографию, от численности прикрепленного населения
Как измерить:
число лиц обязательного контингента (групп "риска"),
прошедших флюорографию х 100
-------------------------------------------------------------------------
среднегодовая численность прикрепленного населения
Источники информации: план проведения флюорографических обследований; журнал регистрации флюорографических обследований; отчетные данные
Пороговое значение: стремится к 100%
Периодичность: ежеквартально
11. Удельный вес числа впервые выявленных больных злокачественными новообразованиями (ЗНО) 3-4 стадии за отчетный период
Определение: процент впервые выявленных больных ЗНО 3-4 стадии за отчетный период от числа впервые выявленных
Как измерить:
число впервые выявленных больных ЗНО 3-4 стадии х 100
-------------------------------------------------------------------------
число впервые выявленных больных ЗНО за отчетный период
Источники информации: программный комплекс "Онкорегистр"
Пороговое значение: уменьшение годового показателя на 5% по сравнению с предыдущим годом Периодичность: 1 раз в год
12. Удельный вес числа впервые выявленных больных злокачественными новообразованиями (ЗНО) 1-2 стадии за отчетный период
Определение: процент впервые выявленных больных ЗНО 1-2 стадии от числа всех впервые выявленных ЗНО за отчетный период.
Как измерить:
число впервые выявленных больных ЗНО 1-2 стадии х 100
-------------------------------------------------------------------------
число всех впервые выявленных ЗНО за отчетный период
Источники информации: программный комплекс "Онкорегистр"
Пороговое значение: уменьшение годового показателя на 5% по сравнению с предыдущим годом
Периодичность: 1 раз в год
13. Общее количество обоснованных жалоб за отчетный период
Определение: динамика жалоб в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в процентах
Как измерить:
(число жалоб в текущем году - число жалоб в прошлом году) х 100
-------------------------------------------------------------------------
число жалоб в прошлом году
Источники информации: Журнал регистрации обращений
Пороговое значение: уменьшение на 10% по сравнению с предыдущим периодом
Периодичность: 1 раз в год
14. Уровень госпитализации больных с осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт) из числа прикрепленного населения
Определение: процент госпитализации больных с осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт) из числа прикрепленного населения в общем числе госпитализаций
Как измерить:
число* госпитализации больных с "x" осложнениями заболеваний ССС х 100
-------------------------------------------------------------------------
число поступивших в плановом порядке за отчетный период
* Показатель рассчитывается по отдельным осложнениям
Источники информации: Статистическая карта выбывшего из стационара (форма 066/у) - МКБ 10:110-113, 120-121.4, 160-166.9
Пороговое значение: уменьшение на 10% по сравнению с предыдущим отчетным периодом
Периодичность: ежеквартально.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
План мероприятий по устранению выявленных проблем
N | Мероприятия | Сроки выполнения | Форма завершения | Ответственные лица | |
Дата начала | Дата окончания | ||||
1. | |||||
2. | |||||
3. |
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27.12.2011 N 923.
*(2) Показатель рассчитывается по отдельным нозологическим формам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".