Саморегулирование с акцентом
Давно известно: иностранные компании-подрядчики в России не только конкурируют, но неофициально сотрудничают (или, как минимум, делятся информацией). Если "иностранцев" на нашем рынке будет больше, рано или поздно количество перейдет в качество. Нацобъединения СРО для "иностранцев": почему бы и нет?
В общем и целом действующее российское законодательство если не благоприятствует, то, по крайне мере, не препятствует работе иностранных компаний (особенно со вступлением России в ВТО). И в этом направлении ведется постоянная законотворческая работа.
Так, Министерство транспорта России подготовило предложения по изменению системы распределения госзаказов, которые помогут привлечь иностранных генподрядчиков к строительству в России новых дорог. Эти предложения появились в развитие майского указа Владимира Путина, которым он дал поручение правительству до конца 2012 года разработать ряд мер, которые помогут иностранным подрядчикам более легко участвовать в аукционах на получение госконтрактов на строительство дорог.
Конкурс на отбор генподрядчиков дорог предлагается проводить в два этапа. Сначала претенденты подтверждают, что они действительно владеют новыми технологиями, имеют достаточно техники и компетенции для выполнения контракта. На этом этапе конкурсанты предлагают свои варианты строительства дороги, на основе которых заказчик может скорректировать проект. Только после этих процедур компании допускаются ко второму этапу, где рассматривается цена контракта и сроки его реализации. Если же генподрядчик не применяет новые технологии, как и обещал на конкурсе, то заказчик вправе в одностороннем порядке разорвать контракт, тогда как сейчас по 94-ФЗ расторгнуть договор заказчик может только через суд. По мнению чиновников Минтранса, двухэтапные конкурсы будут фильтром для тех компаний, которые, не обладая достаточным опытом, готовы демпинговать на аукционах ради получения госзаказа.
Представители австрийской Strabag и французской Vinci, принимавших участие в совещаниях в Минтрансе, заявили, что предлагаемые изменения при распределении госконтрактов комфортны для западных компаний.
Минэкономразвития России внесло в Правительство проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно действующему законодательству, хозяйствующие субъекты могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, иностранных юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в их уставном капитале (паевом фонде), а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.
Законопроект снимает некоторые из этих ограничений, в частности на долю участия в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении хозяйствующих субъектов, учредителями которых выступают автономные научные и образовательные учреждения. В случае принятия законопроекта, иностранные граждане смогут быть субъектами малого и среднего предпринимательства в России безо всяких ограничений.
СРО для гостей
В соответствии с отечественным законодательством иностранные строительные компании (а в перспективе, надо полагать и представители другого бизнеса) должны вступать в саморегулируемые организации. С этим проблем нет: во многих СРО в качестве членов присутствуют иностранцы. Существует НП СРО "Международный Альянс строителей", львиную долю членов которого составляют зарубежные строительные фирмы. Так, есть здесь даже представитель Британских Виргинских островов (известных, впрочем, своей "резиновостью").
Проблема в том, что многие иностранцы, работающие на территории России, имеют дипломы своих стран, а на межправительственных уровнях нет механизма признания дипломов. Правда, сейчас в соответствии с законодательством предусмотрена аттестация специалистов. Через национальные объединения строителей, проектировщиков вводится система аттестации специалистов, работающих в наших проектных и строительных организациях.
Например, тесное взаимодействие в этом направлении развивают НОСТРОЙ и Главный Союз немецкой строительной промышленности. Кроме того, Нацобъединение строителей активно сотрудничает и с финскими коллегами.
Нацобъединение - иностранный агент?
Существует еще одна правовая коллизия. По мнению экспертов, поправки в закон о некоммерческих организациях позволяют причислить Национальные объединения СРО к "иностранным агентам".
Речь идет о появлении нового в нашем законодательстве понятия "Иностранный агент". Возникает вопрос, как эти нововведения отразятся на существовании НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ. Согласно Градостроительному кодексу (ч. 1 ст. 55.20) национальные объединения саморегулируемых организаций являются некоммерческими организациями и, соответственно, в своей деятельности должны руководствоваться законом о НКО.
Какие же изменения будут внесены в Закон о некоммерческих организациях?
В статье 2 появляется новый пункт - вводится понятие иностранного агента. По мнению одного из инициаторов внесения поправок, все российские некоммерческие организации, "существующие" на деньги и иные материальные ценности, поступающие от иностранных государств, иностранных госорганов, иных международных организаций и просто иностранных граждан, отныне будут считаться иностранными агентами. Однако законодатель уточняет - "которые участвуют... в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ".
Казалось бы, что политической деятельностью занимаются лишь немногие, однако не все так просто. Новая редакция Закона об НКО раскрывает также и понятие "политическая деятельность". Так, "некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях".
Таким образом, ключевым моментом в данной трактовке становится понятие "политические акции". Политическая акция - это действие, направленное на формирование, поддержку или изменение политических институтов. Если приложить нововведения закона об НКО к национальным объединениям, то согласно частям 3 и 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса "национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов и осуществляют формирование предложений по вопросам выработки государственной политики".
Это означает, что в той или иной мере нацобъединения осуществляют политическую деятельность, проводят политические акции, формируя предложения и общественное мнение профессионального сообщества по вопросам государственной политики.
Помимо этого, национальные объединения имеют и второй определяющий признак иностранного агента. А именно - получение иностранных денежных средств. Согласно тому же Закону о НКО, некоммерческая организация может быть признана иностранным агентом только в том случае, если она получает денежные средства от иностранных государств, организаций или граждан. Данное положение действует и в том случае, если она получает деньги не напрямую от иностранного лица, а от российских юридических лиц, получивших, в свою очередь, денежные средства из-за кордона.
Просматривается следующая схема. По российскому законодательству иностранные юридические лица могут заниматься бизнесом на территории нашей страны. Естественно при условии соблюдения определенных правил регистрации и постановки на налоговый учет. Все это относится к и строительству, проектированию, инженерным изысканиям при наличии допуска СРО к соответствующим работам. Иностранная компания, становясь членом отечественной СРО, выплачивает, как и полагается, вступительные и членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд. СРО, в свою очередь, должны состоять в Национальных объединениях и выплачивать все необходимые взносы. Таким образом, саморегулируемые организации, получая деньги от иностранных строительных фирм, определенную часть уплачивают в Национальные объединения, что может расцениваться как зарубежное или иностранное финансировании деятельности.
По мнению экспертов, при расплывчатости формулировок обновленного закона о НКО, национальные объединения СРО "идеально подходят" под понятие "иностранного агента". А подобный статус накладывает на некоммерческие организации довольно жесткие требования. Это и предоставление отчетности о расходовании денежных средств с указанием целей расходования, и многое другое.
Каковы возможности решения проблемы? По мнению специалистов, выходом из данной ситуации могло бы стать внесение дополнительных поправок в Закон о НКО об исключении национальных объединений из списка некоммерческих организаций, которые могут быть признаны иностранными агентами.
А. Толмачев
"Саморегулирование & Бизнес", N 4, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.