Отходы без доходов?
Давно очевидно: велика Россия, а девать отходы некуда. По ранним подсчетам специалиста хабаровского гос. тех. университета (в 2005 г.) весь мусор в России "... можно разместить на площади 600 кв. км при толщине слоя 25 м". Что, по мнению этого специалиста, не такая уж и большая площадь.
По нынешней оценке Сергея Донского (министра природных ресурсов и экологии РФ) высокая и очень высокая загрязненность воздуха наблюдается в 40 регионах страны, а накопленные опасные отходы составляют около 3 млрд. тонн. Ежегодный экономический ущерб от этого - от 4 до 6% ВВП. По промышленным отходам ситуация не лучше. Из накопленных в стране около 32 млрд. тонн отходов производства переработке подвергаются не более 40% и 7-10% твердых бытовых отходов. Для размещения отходов ежегодно выделяется по 300-400 тыс. га. Для справки: 1 кв. км соответствует 100 га. Лидерами загрязнения окружающей среды являются угольная и металлургическая промышленности, нефте- и газоперерабатывающая отрасли.
Специалисты питерского НПО ЦБОО (частная компания "Центр благоустройства и обращения с отходами") подсчитали, что ежегодно в городе образуется около 1,7 млн. тонн ТБО (или около 10 млн. куб. м.). Из них только порядка 77% идет на полигоны. По процентному составу (к массе) пищевые отходы составляют около 35-45%, макулатура - 10-25%, пластмассы - 2-4%, древесные отходы - 2-6%, металл - 1-3%, прочие отходы - 10-18%.
Так что "время разбрасывать" уже истекло, а "время собирать" все никак не наступит.
Издержки цивилизации
Отходы - это плата общества за проживание в цивилизованных условиях, в том числе и за желание придать товарный вид любой продукции (огромный процент мусора - не что иное, как упаковка). По большому счету, главная проблема не в наличии отходов, а в организации управления, в организации поддержания экологичной обстановки в местах накопления, хранения, переработки отходов и в результате рекультивации. Технологий и технических средств имеется в избытке. Можно назвать не менее 20 способов переработки ТБО и прочих отходов ликвидационным, утилизационным, термическим, санитарно-биологическим, сортировочно-биохимическим методами и рядом других. Для прессования картона, пластиковых пакетов, банок, фольги, жестяной тары и макулатуры имеется прессовое оборудование как иностранного производства (например, немецкий агрегат Strautmann), так и отечественного. Прессы "Росполиграфтехники", ГУПа "Зарайский офсет", опытного завода "Прогресс" почти вдвое дешевле немецких аналогов. Имеются установки для вторичной переработки пластиковых отходов компаний Kaeler, Erema, Starlinger & Со, отечественного объединения "КузПолимерМаш". А компания "Тетра Пак" разработала по технологию переработки собственной упаковки на стандартном оборудовании (гидроразбивателях) для извлечения бумажного волокна и использовании его в дальнейшем для вторичного производства картона, бумажных пакетов, гофрокартона.
Что касается организации четкой структуры и создания законодательной базы по управлению с отходами, то здесь пока еще имеются проблемы. Неразбериха в сфере обращения с отходами, скажем, в Санкт-Петербурге не прекратилась до сих пор. Первая концепция по обращению с отходами появилась в городе в 1997 году. В ее основу легли "фундаментальные принципы экологической безопасности". Следующая концепция (2005 год) отражала более конкретную направленность по разработке схем санитарной очистки города, модернизации технологий сбора и вывоза отходов, внедрения автоматизированной системы учета отходов, оптимизацию бюджетных средств за счет создания единой системы учета. К сожалению, далеко не все из намеченного было выполнено по ряду различных причин и обстоятельств. Так, например, история закрытия двух крупнейших полигонов ТБО "Северный" (площадью в 84 га) и "Волхонка" (площадью в 34 га) тянется с 1996 года. Последний проект рекультивации предполагает начало работ не ранее 2014-2015 гг. Не дожидаясь срока завершения "концепции 2005 г.", в 2014 году она была заменена на долгосрочную целевую программу по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и промышленными отходами до 2020 года. По итогам инвентаризации (в рамках принятой Программы) на территории Санкт-Петербурга было учтено свыше 33 тыс. мест временного накопления ТБО в виде мусороприемников (около 16 тыс.), контейнерных площадок (свыше 9 тыс.), площадок с контейнерами заглубленного типа (около 500 контейнеров). О заинтересованности участников рынка говорит тот факт, что было предложено несколько проектов программ и концепций от СРО СПАР, НПО ЦБОО и самой администрацией города. Не столь важно, какой вариант принят к исполнению, важно, чтобы его не постигла участь двух предыдущих. Поправки, вносимые в ФЗ "Об отходах производства и потребления", касаются наиболее важных моментов для участников рынка в сфере обращения с отходами. Производители (импортеры) должны будут самостоятельно перерабатывать отходы производства, в том числе и упаковку во вторичное сырье или уплачивать утилизационный сбор. Еще одним способом исполнения обязательств может стать создание специального внебюджетного фонда. Однако управление средствами фонда предполагается государственным, что вызвало среди участников рынка недоумение. Будут также перераспределены полномочия по реорганизации деятельности в сфере обращения с твердыми отходами, в том числе, от органов местного самоуправления будут переданы органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия по установлению норм накопления и тарифов на их утилизацию.
По мнению Вячеслава Прохорова, исполнительного директора СРО СПАР (первого СРО в сфере обращения с отходами), резервный фонд должен быть в управлении бизнес-сообщества. Со дня образования СРО СПАР его специалисты неоднократно направляли свои концептуальные предложения по пересмотру ФЗ "Об отходах производства и накопления" и даже свой законопроект "О вторичных материальных ресурсах". Кроме того, председатель Совета директоров СПАР и исполнительный директор СПАР участвовали во всех круглых столах и общественных слушаниях ГД и Совета Федерации РФ, где настаивали на разработке нового закона об отходах, который бы определил собственника коммунальных отходов, ввел институт саморегулирования в сферу обращения с отходами и материальную ответственность отходообразователя за утилизацию отходов. Как считает руководство СПАР, "... было бы неплохо повысить залоговую стоимость некоторых видов упаковки (бутылки, алюминиевые банки, макулатуру и т.п.) а также для решения вопросов ресурсной утилизации отходов, было бы необходимо законодательно обязать раздельный сбор органики и неорганики".
Внесение поправок в закон, увеличивающих ответственность производителя, предоставляет ему и возможность выбора: пополнять своим взносом фонд или заняться самостоятельно утилизацией собственных отходов. Но на пути избавления от мусора имеется еще немало "тупиковых зон". Например, на некоторых территориях в Арктике, на Байкале, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах-миллионниках остаются массовые "зоны загрязнения" еще с советских времен. Для них также нужна законодательная база. Другой пример: нечеткая формулировка в законе некоторых положений и терминов. В законе существует понятие о полигоне временного хранения отходов. Однако не уточнено, сколько времени вывезенный и непереработанный мусор должен там храниться. Отсутствие установленного срока превращает "временное" хранилище в "постоянное". И предъявлять штрафные санкции, выходит, некому.
Н. Шаров
Кстати. "Размер имеет значение" и в управлении с отходами. Например, меньший размер и иная форма посуды для "шведского стола" на паромах "Viking Line", а также нарезка пищи на маленькие кусочки снизили на треть биологические отходы на паромах. А они составляют здесь пятую часть всего мусора. Причина проста: на тарелках остается меньше объедков. А финская компания L&T DeepLine наоборот увеличила емкость мусорного контейнера, углубив при этом его на 1,5 метра в землю. Уменьшилась придомовая "грязная" зона для мусорных бачков, среда стала экологичней, снизилась частота вывозов мусора (т.е. автопрогоны и расход топлива).
Кстати. Мировой опыт утилизации мусора базируется на трех вариантах: полигоны-свалки, сжигание отходов или переработка для вторичного использования. До сих пор ни одной стране не удалось преодолеть уровня рециклинга в 40%. Около 50% отходов сжигается, 10% - захоранивается. Политика властей европейских стран в отношении мусора намного жестче российской. Сортировка отходов входит в обязанности населения, а вывоз отходов осуществляется строго по графику и бесплатно.
"Саморегулирование & Бизнес", N 4, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.