Уведомление о начале деятельности турагентств
"Наконец-то, случилось!" - скажет читатель, прочитав название заметки. Да, уведомительный порядок начала деятельности теперь распространяется не только на гостиничный бизнес и предоставление прочих мест для временного проживания, но и на представителей рынка турагентских услуг (см. Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 42), упрощая их жизнь. Хотя обозначенный документ - не более чем подзаконный акт, дополняющий действующее законодательство, в котором уже предусмотрено, что деятельность турагентов начинается в уведомительном порядке. Что же нужно знать турагентам об упрощенной, уведомительной процедуре? Давайте разбираться вместе.
В чем суть?
Базовым документом в вопросах информирования о начале ведения деятельности является Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей*(1) (далее - Закон о защите прав). Он устанавливает для указанных лиц обязанность подавать уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. В связи с тем, что уведомление трактуется как обязанность, юридические лица и предприниматели не вправе от него отказаться или выбрать иной порядок регистрации начала деятельности. Одновременно органам власти и местного самоуправления запрещено требовать от хозяйствующих субъектов, помимо уведомлений, получения разрешений на ведение той или иной деятельности (п. 3 ст. 8 Закона).
Организации или предпринимателю, которые решили начать деятельность в упрощенном порядке, предстоит ответить на несколько вопросов. Кто может претендовать на уведомительный порядок, а точнее, в отношении каких видов деятельности он предусмотрен? Кому направлять уведомление о начале бизнеса? Что указывается в уведомлении? Когда и какие сведения нужно сообщить в уполномоченный орган дополнительно?
За ответами обратимся не только к Закону о защите прав, но и к Правилам представления уведомлений*(2) о начале осуществления отдельных видов деятельности.
Разбираемся с видом деятельности
Виды бизнеса, при ведении которых организация или предприниматель могут рассчитывать на упрощенный порядок регистрации, изначально указаны в Законе о защите прав. В нем турагентская деятельность упомянута обобщенно, в то время как в Правилах представления уведомлений есть еще и код каждого вида деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007*(3). Деятельность туристических агентств значится под кодом 63.3 и, в свою очередь, включает следующие направления:
- организация комплексного туристического обслуживания (код 63.30.1);
- обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами (код 63.30.2);
- предоставление туристических информационных услуг (код 63.30.3);
- предоставление туристических экскурсионных услуг (код 63.30.4).
Уведомления о начале ведения деятельности от турагентств принимают территориальные органы Роспотребнадзора. Именно на данную службу возложены обязанности по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (п. 5.2.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека*(4)). Уведомление представляется в Роспотребнадзор после регистрации и постановки на учет в налоговом органе, но до начала фактического осуществления турагентского бизнеса.
Что указывается в документах?
Для ответа на этот вопрос нужно ознакомиться с формой уведомления, которая приведена в приложении 2 к Правилам представления уведомлений. В частности, в рассматриваемом документе указываются следующие сведения:
- идентификационные данные заявителя (наименование, адрес, место фактического осуществления планируемого вида деятельности, ОГРН организации, ИНН предпринимателя);
- вид деятельности и выполняемые в его составе работы, услуги;
- данные ответственного лица заявителя (должность, подпись, инициалы руководителя);
- данные о подтверждении соответствия территорий, зданий, помещений, сооружений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств, предназначенных для использования в процессе осуществления заявленной деятельности, персонала, иных условий установленным обязательным требованиям.
К уведомлению прилагаются (см. п. 8 Правил представления уведомлений):
- копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- копия свидетельства о постановке юридического лица или предпринимателя на учет в налоговых органах.
Как видим, документов минимум, что облегчает начало осуществления деятельности и делает процедуру уведомления более демократичной.
Как подать уведомление?
Уведомление с копиями прилагаемых к нему документов представляется в территориальные органы Роспотребнадзора непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с описью вложения либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя. Должностное лицо, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет отметку с указанием даты его получения, регистрационного номера. Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю. При подаче уведомления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП, должностное лицо Роспотребнадзора, ответственное за учет поступивших уведомлений, обязано в день регистрации направить заявителю подтверждение получения этого документа.
Несколько слов об ответственности
Компании, для которых предусмотрен упрощенный порядок регистрации, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности или представления таких уведомлений с недостоверными сведениями несут ответственность согласно законодательству об административных правонарушениях (ст. 19.7.5-1 КоАП РФ). Нужно заметить, что эти виды правонарушений являются специальными по отношению к общему нарушению, предусмотренному ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление обязательных сведений или информации), и влекут повышенную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, за первый вид нарушения (непредставление уведомлений) турагентство может поплатиться штрафом: для должностных лиц он составит от 3 000 до 5 000 руб., для юридических - от 10 000 до 20 000 руб. За второй вид нарушения (уведомление с представлением недостоверной информацией) штрафы налагаются на должностных лиц в интервале от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц, соответственно, - от 20 000 до 30 000 руб.
Хотя здесь не сказано о предпринимателях, не стоит заблуждаться, полагая, что для них законодатель не установил ответственность за неуведомление (подачу недостоверных данных) о начале деятельности. В частности, за отдельные нарушения индивидуальные предприниматели несут такую же административную ответственность, как юридические. Об этом сказано, например, в примечании к ст. 16.1 КоАП РФ. Правда, в ст. 19.7.5-1 КоАП РФ аналогичного примечания пока нет. А если нет специальных норм, то предприниматели несут ответственность в объеме, предусмотренном для должностных лиц организаций - нарушителей положений действующего законодательства (ст. 2.4 КоАП РФ).
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных книг
и статей по бухгалтерскому учету
и налогообложению
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584.
*(3) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"