Как отразить в учете ТФОМС суммы субсидий, возращенных медицинскими учреждениями ввиду их нецелевого использования?
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ осуществляется за счет средств:
- бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
- бюджетов субъектов РФ;
- бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Средства из бюджета ФФОМС следуют через территориальный фонд ОМС, который предоставляет их через страховые медицинские организации медицинским учреждениям в виде субсидий.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ финансирование по региональным программам здравоохранения осуществляется на основании договора, заключаемого между учреждением и страховой медицинской организацией. При этом медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым по решению комиссии по разработке данной программы установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС.
В договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие следующие обязанности медицинской организации:
- предоставление сведений о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимых для проведения контроля объемов, сроков и качества предоставляемой медицинской помощи, о режиме работы этой организации, видах оказываемой медицинской помощи;
- представление счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь;
- представление отчетности об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иной отчетности в порядке, установленном ФФОМС;
- выполнение иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 326-ФЗ и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Одним из обязательных пунктов договора является использование полученных по договору о финансовом обеспечении ОМС средств по целевому назначению.
Для справки. За использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств. Дополнительно к перечисленной сумме штрафа уплачиваются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
При этом положения Федерального закона N 326-ФЗ не содержат требования о включении в указанные договоры условия, предусматривающего порядок возврата использованных медицинскими организациями не по целевому назначению средств. Минфин в Письме от 26.10.2012 N 02-06-10/4496 изложил мнение, что поскольку целевое использование средств ОМС является обязательным условием исполнения договора, постольку целесообразно дополнить его положениями, предусматривающими порядок возврата средств медицинской организацией в случае использования целевых средств, предоставленных ей страховой медицинской организацией, не по назначению.
Что касается отражения операций по возврату средств ОМС и отражения их в учете ФФОМС и ТФОМС, отметим следующее.
Порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ФФОМС и ТФОМС установлен инструкциями N 157н *(1) и 162н *(2). В соответствии с нормами данных инструкций начисление расчетов (обязательств) по суммам, подлежащим возврату в случае выявления нецелевого использования в текущем финансовом году субсидии, отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете текущего года следующими бухгалтерскими записями.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В учете ТФОМС | ||
Методом "красное сторно" - в части расчетов по средствам ОМС, предоставленным из территориального фонда (в сумме выявленного нецелевого использования) | 1 401 20 241 1 302 41 830 | 1 302 41 730 1 206 41 660 |
Методом "красное сторно" - в части расчетов по полученным от ФФОМС средствам (в сумме выявленного нецелевого использования) | 1 205 51 560 | 1 401 10 151 |
В учете ФФОМС | ||
Методом "красное сторно" по восстановлению расчетов территориального фонда ОМС перед ФФОМС по возврату средств (в сумме выявленного нецелевого использования) | 1 401 20 251 1 302 51 730 | 1 302 51 830 1 206 51 660 |
Операции по перечислению сумм, подлежащих возврату в случае выявления нецелевого использования в текущем финансовом году субсидии, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете текущего года следующими бухгалтерскими записями.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В учете ТФОМС | ||
Поступление средств в территориальный фонд от медицинского учреждения (в сумме выявленного нецелевого использования) | 1 304 05 241 | 1 206 41 660 |
Перечисление от учреждения восстановления расходов текущего года | 1 205 51 560 | 1 210 02 151 |
В учете ФФОМС | ||
Поступление средств от территориального фонда | 1 304 05 251 | 1 206 51 660 |
Согласно Приказу Минфина РФ N 173н*(3) при оформлении операций по межбюджетному трансферту, предоставленному в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ, в том числе по произведенным расходам, источником финансового обеспечения которых является имеющий целевое назначение межбюджетный трансферт, подтвержденным отчетом администратора доходов бюджета от предоставления межбюджетного трансферта, применяется уведомление по расчетам между бюджетами (форма 0504817).
Если принять во внимание разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 26.10.2012 N 02-06-10/4496, в случае выявления нецелевого использования средств ОМС территориальному фонду следует оформить уведомление на корректировку расходов, источником финансового обеспечения которых выступает межбюджетный трансферт, в сумме выявленного нецелевого использования расходования средств с отражением в графе 4 уведомления и направить заверенный руководителем и главным бухгалтером экземпляр уведомления фонду не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания уведомления.
Указанная корректировка учитывается нарастающим итогом при последующем представлении уведомлений за текущий финансовый год.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 апреля 2013 г.
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"