Земельный налог и учреждения силовых министерств и ведомств
1 января 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Рассмотрим, какие учреждения будут вынуждены теперь платить земельный налог, а также особенности начисления и уплаты этого налога.
Какие силовые министерства и ведомства должны платить земельный налог?
Утратил силу пп. 3 п. ст. 389 НК РФ, согласно которому не признавались объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Следовательно, с 01.01.2013 эта категория земель облагается налогом на землю.
К сведению. Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Как и прежде, не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ.
Напомним, что согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций ФСБ;
- объектами организаций органов государственной охраны;
- объектами учреждений и органов ФСИН.
Кроме того, по-прежнему освобождены от налогообложения (п. 1 ст. 395 НК РФ) организации и учреждения УИС Минюста - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
Обратите внимание! На основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Например, Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" освобождает от обложения земельным налогом казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" освобождает от уплаты земельного налога все казенные учреждения, созданные в Санкт-Петербурге.
Таким образом, те учреждения силовых министерств и ведомств, чьи земельные участки признаются ограниченными в обороте и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не освобождены от уплаты земельного налога, с 2013 года должны платить этот налог.
Рассмотрим, как начислять и платить земельный налог в соответствии с НК РФ.
Налоговый и отчетные периоды
Статьей 393 НК РФ установлено, что по земельному налогу налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами являются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.
Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не определять отчетный период при установлении налога.
Налоговая база
Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390, 391 НК РФ).
Учреждения должны определить налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
К сведению. Территориальные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете (Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков").
Налоговая ставка
Налоговая ставка для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не может превышать 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Исчисление налога и авансовых платежей по нему
Сумма налога исчисляется учреждениями самостоятельно по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1, 2 ст. 396 НК РФ).
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).
Обратите внимание! Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).
Пример 1
Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 0,1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 5 млн. руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2013 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2013 г.
Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 1250 руб. (5 000 000 руб. х 0,1% х 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 1250 руб. ((5 000 000 руб. х 0,1%) - (1250 руб. х 3 кв.)).
В случае, если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа - за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Пример 2
Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.03.2013. Ставка земельного налога определена в размере 0,2%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2013 составила 4 млн. руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за II квартал 2013 г.
Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((3 / 6) мес.). Сумма авансового платежа за II квартал 2013 года составит 1000 руб. (4 000 000 руб. х 0,2% х 1/4 х 0,5).
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Налоговая декларация по земельному налогу
По истечении налогового периода необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Ее форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ (далее - Порядок заполнения).
В частности, в состав декларации включаются (п. 1.2 Порядка заполнения):
- раздел 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет";
- раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".
Пунктом 2.13 Порядка заполнения установлено, что учреждения в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, представляют декларацию в налоговый орган.
Для заполнения декларации применяются справочники согласно приложениям к Порядку заполнения (п. 1.3 Порядка заполнения):
- "Коды, определяющие налоговый период" (приложение 1);
- "Коды форм реорганизации и код ликвидации организации" (приложение 2);
- "Коды представления налоговой декларации по земельному налогу" (приложение 3);
- "Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган" (приложение 4);
- "Справочник категорий земли" (приложение 5);
- "Коды налоговых льгот" (приложение 6). Например, для учреждений УИС Минюста предусмотрен код льготы 3021110. Для учреждений, которым льготы по земельному налогу предоставлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), - 3022100 (в частности, код 3022400 - освобождение от налогообложения), кроме того, при использовании льгот, предусмотренных этими актами, необходимо указать номер, пункт и подпункт статьи этого закона (п. 5.9, 5.13, 5.22, 5.26, 5.28 Порядка заполнения). Например, если соответствующая льгота установлена пп. 15.1 п. 3 ст. 2, указывается:
3 | 0 | 2 | 2 | 4 | 0 | 0 | / | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 5 | . | 1 |
Следует заметить, что требования к заполнению декларации по земельному налогу в целом такие же, как и для других машиночитаемых форм деклараций (например, для налога на прибыль организаций).
Например, все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля (п. 2.2 Порядка заполнения).
Страницы декларации имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов, приложений к декларации, подтверждающих документов или их копий. Порядковый номер страницы записывается в определенном для нумерации поле слева направо начиная с первого (левого) знакоместа (п. 2.3 Порядка заполнения). Показатель номера страницы (поле "Стр."), имеющий три знакоместа, записывается следующим образом: для первой страницы - "001", для 33-й - "033".
При заполнении декларации не допускается:
- исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
- двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя.
Декларацию можно заполнять чернилами черного, фиолетового или синего цвета.
Текстовые поля декларации заполняются заглавными печатными символами.
Каждому показателю декларации в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель (п. 2.4 Порядка заполнения).
Бюджетный учет начисления и уплаты налога
Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации*(1) расходы на оплату земельного налога осуществляются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Расчеты по земельному налогу отражаются в бюджетном учете на счете 1 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу".
В соответствии с Инструкцией N 162н*(2) операции по начислению и уплате земельного налога отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Получены лимиты бюджетных обязательств для уплаты налога | 1 501 15 290 | 1 501 13 290 |
Начислен налог на землю | 1 401 20 290 | 1 303 13 730 |
Принято бюджетное обязательство по уплате налога | 1 501 13 290 | 1 502 11 290 |
Принято денежное обязательство по уплате налога | 1 502 11 290 | 1 502 12 290 |
Перечислен налог в бюджет | 1 303 13 830 | 1 304 05 290 |
О. Фурагина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н.
*(2) Инструкция по применению плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2012 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"