В организации (г. Мурманск) имеются свободные (вакантные) должности для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов. В настоящее время предстоит сокращение численности работников.
Обязан ли работодатель предлагать упомянутые должности работникам, попадающим под сокращение?
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
Так, согласно ст. 8 Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 573-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки инвалидов" (далее - Закон N 573-01-ЗМО) установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. При этом в силу п. 2 ст. 9 Закона N 573-01-ЗМО работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии с п.п. 2.4, 2.5, 2.6 постановления Правительства Мурманской области от 06.10.2005 N 375-ПП "О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области" (далее - Постановление N 375-ПП) трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно либо по направлениям органов службы занятости населения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Выполнением квоты считается создание или выделение работодателями рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное распорядительными документами, копии которых предоставляются в органы службы занятости населения. За отказ в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Более того, статьей 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 2.2 Постановления N 375-ПП установлено, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, ст. 11.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" устанавливается административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Из содержания указанных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 N 5-Г05-45 и от 11.05.2011 N 92-Г11-1, определение Свердловского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-12240/2011).
Таким образом, квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу исключительно инвалидов.
В соответствии с частью третьей ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
С одной стороны, в случае трудоустройства увольняемого в связи с сокращением работника, не являющегося инвалидом, на квотируемую должность может возникнуть ситуация, когда обратившемуся или направленному органом службы занятости населения в организацию инвалиду будет отказано в принятии на работу. Поэтому отдельные суды полагают, что если работнику, увольняемому по сокращению численности или штата, не установлена инвалидность, работодатель не обязан предлагать ему вакантные должности, которым соответствуют созданные или выделенные работодателем рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты, если, конечно, эти должности квотированы в установленном порядке (издан локальный нормативный акт о квотировании данных должностей, в орган занятости населения предоставляется отчет о наличии соответствующих вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов). В этой связи смотрите, например, решение Усманского районного суда Липецкой области от 02.07.2010 (http://rospravosudie.com/act-reshenie-ob-udovletvorenii-iskovyx-trebovan ij-o-vosstanovlenie-na-rabote-putilin-nikolaj-mixajlovich-09-09-2010-trud ovye-spory-nezavisimo-ot-form-sobstvennosti-rabotodatelya-o-vosstanovleni i-na-rabote-s).
Мы же исходим из другой позиции. На наш взгляд, необходимо учитывать, что положения части третьей ст. 81 ТК РФ не предполагают каких-либо исключений из общего порядка сокращения численности или штата работников. А в силу ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ; в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Таким образом, мы полагаем, что положения Закона N 181-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов не касаются вопросов прекращения трудового договора, в том числе не изменяют установленный ТК РФ порядок сокращения численности или штата работников, а носят самостоятельный характер.
В связи с этим, по нашему мнению, наличие в организации вакантных должностей, которым соответствуют созданные или выделенные работодателем рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты, не может лишать увольняемого в связи с сокращением работника гарантированного ему частью третьей ст. 81 ТК РФ права на получение предложения о переводе на все имеющиеся у работодателя в данной местности вакансии (как вакантные должность или работу, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которые работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.*(1) Если вакантная должность (работа), рабочее место по которой было квотировано для трудоустройства инвалидов, соответствует названным критериям, то работодатель обязан предложить увольняемому в связи с сокращением работнику такую должность (работу). При согласии работника занять указанную должность (выполнять работу) работодатель в силу норм Закона N 181-ФЗ будет обязан создать или выделить новое рабочее место для инвалидов в счет соответствующей квоты.
Косвенно этот вывод нашел подтверждение в решении Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 23.11.2011 по делу N 2-3032/2011 (http://rospravosudie.com/act-2-3032-11-po-isku-voroncova-p-a-k-oao-kirov skij-myasokombinat-o-priznanii-uvolneniya-ne-zakonnym-vosstanovlenii-na-r abote-nikonov-k-f-23-12-2011-trudovye-spory-nezavisimo-ot-form-sobstvenno sti-rabotod-s), в котором суд указал, что исполнение норм в сфере гарантий трудовых прав инвалидов не может осуществляться путем ущемления гарантированных трудовых прав других работников.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с официальной позицией контролирующих органов и судов при рассмотрении конкретных дел.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
2 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что сам по себе факт отсутствия у работника статуса инвалида не препятствует его поступлению на вакантные должности (работу), которым соответствуют созданные или выделенные работодателем рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты, по состоянию здоровья. Ведь квотированные для инвалидов должности (работа) заведомо предполагают облегченный труд по сравнению с обычными рабочими местами. Следовательно, в отсутствие иных медицинских противопоказаний у работника, не являющегося инвалидом, такие должности (работа) должны считаться соответствующими его состоянию здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.