Организация реализует в розницу гражданам товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Имеет ли право организация отказать покупателю в приемке планшетного компьютера ненадлежащего качества по причине утраты товарного вида (появление царапин, потертости на корпусе) для последующей проверки качества товара?
Поскольку, как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации у Вашей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по продаже потребителям товаров в розницу, гражданами приобретаются товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то правоотношения между продавцом и покупателями регулируются нормами ГК РФ о договорах купли-продажи, в том числе розничной, а также Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона N 2300-I (п. 2 ст. 476 ГК РФ) в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товаров потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Отметим, что потребитель вправе предъявить одно из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре любого недостатка. Исключение составляют технически сложные товары (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I). В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков*(1) вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Планшетный компьютер относится к технически сложным товарам. В этой связи смотрите следующий материал:
- п. 7 Перечня технически сложных товаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924;
- решение Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 03.10.2012 по делу N 2-4529/12;
- разъяснения, размещенные на сайте Управления Роспотребнадзора по г. Москве (http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/upravlenie/priemnaya/inf-obschest v/981-priyomnaya ).
Таким образом, при выявлении в эксплуатации планшетного компьютера недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в порядке, предусмотренном абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I.
Предоставляя право потребителю требовать возврата суммы, уплаченной за технически сложный товар с недостатками, Закон N 2300-I не ставит замену некачественного товара в зависимость от сохранения потребителем внешнего вида изделия, поскольку возможные недостатки технически сложного товара, осмотренного при передаче покупателю, могут проявиться только в процессе его эксплуатации в течение гарантийного срока. В этой связи смотрите, к примеру, определение Советского районного суда г. Томска от 25.01.2011. Отметим, что требования к внешнему виду товара законом предъявляются только в случае возврата товара надлежащего качества, который не подошел покупателю, например, по форме, габаритам, размеру или комплектации (ст. 502 ГК РФ, а также ст. 25 Закона N 2300-I). Однако на рассматриваемую ситуацию эти положения не распространяются.
Следовательно, при выявлении в эксплуатации планшетного компьютера недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы независимо от того, сохранен ли им внешний вид изделия или нет.
Напомним, что в силу абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I законодательством установлен пятнадцатидневный срок со дня получения покупателем товара для отказа от исполнения договора купли-продажи и предъявления требования о возврате сумм, уплаченной за технически сложный товар (в рассматриваемой ситуации - планшетный компьютер). По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: при обнаружении существенного недостатка товара; при нарушении установленных Законом N 2300-I сроков устранения недостатков товара; при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации продавец не вправе отказать покупателю в приемке планшетного компьютера ненадлежащего качества по причине утраты товарного вида (появление царапин, потертости на корпусе) для последующей проверки качества товара*(2). На основании ст. 22 Закона N 2300-I требования потребителя о возврате уплаченной за планшетный компьютер суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение данных сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона N 2300-I). Кроме того, необходимо иметь ввиду, что в силу п. 5 ст. 503 ГК РФ при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
9 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Недостатком товара признается его несоответствие или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (абз. 7 преамбулы к Закону N 2300-I).
*(2) Согласно абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. При этом потребитель может участвовать в проверке качества товара. Отказ в приемке товара или дата его приемки должны быть документально зафиксированы либо соответствующей записью на претензии потребителя, либо отдельным документом. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (абз. 3 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I). Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона N 2300-I для удовлетворения соответствующих требований. Покупатель может присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.