Лучше деньги в руках, чем долгое ожидание квартиры (комментарий к Федеральному закону от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ)
Российское государство в последнее десятилетие достаточно последовательно проводит политику по замене льгот и социальных гарантий, предоставляемых ранее в "натуральном" виде, денежными выплатами. Наиболее радикальная реформа в данной сфере произошла с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вошедшего в историю как "закон о монетизации льгот". При этом в одних случаях социальные гарантии в безусловном порядке были заменены денежными выплатами, в других случаях получателям предоставлено право выбора - получать деньги или меры социальной поддержки в натуральном виде.
Коснулась данная тенденция и сферы жилищного обеспечения различных категорий граждан, включая военнослужащих и ветеранов.
Так, с 1998 г. действует система жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем получения и реализации государственных жилищных сертификатов (ГЖС). При этом, участие в данной системе является добровольным.
С 2005 г. вступила в действие накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения, которая для военнослужащих, поступивших на военную службу после 1 января 2005 г., является единственной формой жилищного обеспечения. Права выбора - получить квартиру в готовом виде или путем использования накоплений на именном счете - у данных военнослужащих нет, они могут решать свою жилищную проблему только за счет денежных средств, выделенных им государством.
С 1 января 2011 г. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения получили граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При этом за указанными гражданами сохранено право выбора - получать данную денежную выплату, либо жилое помещение в собственность бесплатно, либо по договору социального найма.
Коснулась данная тенденция и отдельных категорий ветеранов. Так, согласно п. 3.1 Федерального закона "О ветеранах" ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., имеют право (по их письменному заявлению) на жилищное обеспечение путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России).
Данная практика получила свое дальнейшее развитие в отношении других категорий ветеранов с принятием Федерального закона "О внесении дополнений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах" от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ.
Согласно внесенным дополнениям граждане, перечисленные в подп. 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г. (инвалиды и ветераны боевых действий, военнослужащие и лица, к ним приравненные, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих и лиц, к ним приравненных, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий), могут быть обеспечены жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Данная выплата осуществляется при наличии волеизъявления указанных граждан, выраженного в поданном ими письменном заявлении в орган, осуществляющий их жилищный учет.
До сих пор указанные граждане, как известно, могли рассчитывать на обеспечение жилыми помещениями только в натуральном выражении за счет денежных средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Как показала практика, данный единственный способ жилищного обеспечения оказался малоэффективным. Ветераны годами вынуждены ждать положенного им по закону жилья.
С принятием вышеназванного Закона у ветеранов боевых действий появилась альтернатива получить "живые" деньги и с их помощью самостоятельно решить жилищную проблему.
Правда, смущает весьма скромный размер единовременной денежной выплаты. Он, согласно указанному Федеральному закону, определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Минрегионом России, т.е. государство берет на себя расходы на приобретение лишь 18 квадратных метров общей площади жилого помещения, остальное ветеран должен доплачивать за счет собственных средств.
Исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, установленной на третий квартал 2012 г. приказом Минрегиона России от 7 июня 2012 г. N 225, нами произведены соответствующие расчеты размера данной выплаты (см. приложение к настоящей статье). Судя по полученным результатам, бюджетных денежных средств может хватить лишь на однокомнатную квартиру. Но в любом случае вышеназванный Закон заслуживает положительной оценки, поскольку предоставляет ветеранам право выбора варианта решения своей жилищной проблемы.
Приложение
Размеры единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляемой отдельным категориям ветеранов (по состоянию на третий квартал 2012 г.)
в рублях
N п/п | Наименование субъекта Российской Федерации | Размер единовременной выплаты | ||
Для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц | Для ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц | |||
Центральный федеральный округ | ||||
1 | Белгородская область | 28 350 | 1 020 600 | 510 300 |
2 | Брянская область | 26 850 | 966 600 | 483 300 |
3 | Владимирская область | 29 900 | 1 076 400 | 538 200 |
4 | Воронежская область | 28 650 | 1 031 400 | 515 700 |
5 | Ивановская область | 26 750 | 963 000 | 481 500 |
6 | Калужская область | 35 250 | 1 269 000 | 634 500 |
7 | Костромская область | 27 750 | 999 000 | 499 500 |
8 | Курская область | 23 850 | 858 600 | 429 300 |
9 | Липецкая область | 27 850 | 1 002 600 | 501 300 |
10 | Московская область | 46 500 | 1 674 000 | 837 000 |
11 | Орловская область | 25 300 | 910 800 | 455 400 |
12 | Рязанская область | 30 050 | 1 081 800 | 540 900 |
13 | Смоленская область | 28 000 | 1 008 000 | 504 000 |
14 | Тамбовская область | 24 500 | 882 000 | 441 000 |
15 | Тверская область | 34 850 | 1 254 600 | 627 300 |
16 | Тульская область | 30 250 | 1 089 000 | 544 500 |
17 | Ярославская область | 32 150 | 1 157 400 | 578 700 |
18 | г. Москва | 88 700 | 3 193 200 | 1 596 600 |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
19 | Республика Карелия | 37 200 | 1 339 200 | 669 600 |
20 | Республика Коми | 33 600 | 1 209 600 | 604 800 |
21 | Архангельская область | 35 850 | 1 290 600 | 645 300 |
22 | Вологодская область | 32 250 | 1 161 000 | 580 500 |
23 | Калининградская область | 31 050 | 1 117 800 | 558 900 |
24 | Ленинградская область | 38 750 | 1 3 95 000 | 697 500 |
25 | Мурманская область | 32 750 | 1 179 000 | 589 500 |
26 | Новгородская область | 29 600 | 1 065 600 | 532 800 |
27 | Псковская область | 30 550 | 1 099 800 | 549 900 |
28 | Ненецкий автономный округ | 49 450 | 1 780 200 | 890 100 |
29 | г. Санкт-Петербург | 51 950 | 1 870 200 | 935 100 |
Южный федеральный округ | ||||
30 | Республика Адыгея (Адыгея) | 23 850 | 858 600 | 429 300 |
31 | Республика Калмыкия | 22 550 | 811 800 | 405 900 |
32 | Краснодарский край | 33 650 | 1 211 400 | 605 700 |
33 | Астраханская область | 25 050 | 901 800 | 450 900 |
34 | Волгоградская область | 31 100 | 1 116 000 | 558 000 |
35 | Ростовская область | 33 000 | 1 188 000 | 594 000 |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||||
36 | Республика Дагестан | 24 800 | 892 800 | 446 400 |
37 | Республика Ингушетия | 21 950 | 790 200 | 395 100 |
38 | Кабардино-Балкарская Республика | 26 600 | 957 600 | 478 800 |
39 | Карачаево -Черкесская Республика | 20 700 | 745 200 | 372 600 |
40 | Республика Северная Осетия - Алания | 25 900 | 932 400 | 466 200 |
41 | Чеченская Республика | 21 050 | 757 800 | 378 900 |
42 | Ставропольский край | 24 500 | 882 000 | 441 000 |
Приволжский федеральный округ | ||||
43 | Республика Башкортостан | 28 650 | 1 031 400 | 515 700 |
44 | Республика Марий Эл | 29 000 | 1 044 000 | 522 000 |
45 | Республика Мордовия | 28 700 | 1 033 200 | 516 600 |
46 | Республика Татарстан (Татарстан) | 28 150 | 1 013 400 | 506 700 |
47 | Удмуртская Республика | 30 450 | 1 096 200 | 548 100 |
48 | Чувашская Республика - Чувашия | 27 950 | 1 006 200 | 503 100 |
49 | Пермский край | 30 850 | 1 110 600 | 555 300 |
50 | Кировская область | 28 700 | 1 033 200 | 516 600 |
51 | Нижегородская область | 35 450 | 1 276 200 | 638 100 |
52 | Оренбургская область | 27 600 | 993 600 | 496 800 |
53 | Пензенская область | 27 050 | 973 800 | 489 900 |
54 | Самарская область | 30 900 | 1 112 400 | 556 200 |
55 | Саратовская область | 24 600 | 885 600 | 442 800 |
56 | Ульяновская область | 26 450 | 952 200 | 476 100 |
Уральский федеральный округ | ||||
57 | Курганская область | 26 850 | 966 600 | 483 300 |
58 | Свердловская область | 37 500 | 1 3 50 000 | 675 000 |
59 | Тюменская область | 34 850 | 1 254 600 | 627 300 |
60 | Челябинская область | 29 050 | 1 045 800 | 522 900 |
61 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 38 150 | 1 373 400 | 686 700 |
62 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 42 000 | 1 5 12 000 | 756 000 |
Сибирский федеральный округ | ||||
63 | Республика Алтай | 31 250 | 1 125 000 | 562 500 |
64 | Республика Бурятия | 28 350 | 1 020 600 | 510 300 |
65 | Республика Тыва | 30 550 | 1 099 800 | 549 900 |
66 | Республика Хакасия | 27 250 | 981 000 | 490 500 |
67 | Алтайский край | 28 150 | 1 013 400 | 506 700 |
68 | Забайкальский край | 29 550 | 1 063 800 | 531 900 |
69 | Красноярский край | 32 600 | 1 173 600 | 586 800 |
70 | Иркутская область | 33 800 | 1 216 800 | 608 400 |
71 | Кемеровская область | 28 650 | 1 031 400 | 515 700 |
72 | Новосибирская область | 34 000 | 1 224 000 | 612 000 |
73 | Омская область | 28 150 | 1 013 400 | 506 700 |
74 | Томская область | 31 850 | 1 146 600 | 573 300 |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
75 | Республика Саха (Якутия) | 41 700 | 1 501 200 | 750 600 |
76 | Камчатский край | 39 600 | 1 425 600 | 712 800 |
77 | Приморский край | 41 650 | 1 499 400 | 749 700 |
78 | Хабаровский край | 40 250 | 1 449 000 | 724 500 |
79 | Амурская область | 35 850 | 1 290 600 | 645 300 |
80 | Магаданская область | 35 850 | 1 290 600 | 645 300 |
81 | Сахалинская область | 46 600 | 1 677 600 | 838 800 |
82 | Еврейская автономная область | 27 150 | 977 400 | 488 700 |
83 | Чукотский автономный округ | 30 100 | 1 083 600 | 541 800 |
* Установлена приказом Минрегиона России от 7 июня 2012 г. N 225. |
В.М. Корякин,
доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лучше деньги в руках, чем долгое ожидание квартиры (комментарий к Федеральному закону от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ)
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 2