Выплата среднего заработка при направлении персонала в военный комиссариат
В настоящее время многие организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности направляют своих работников для участия в мероприятиях, проводимых военными комиссариатами. При оформлении соответствующих документов специалисты кадровых служб и бухгалтерии нередко сталкиваются с недостаточностью нормативной правовой базы и ее двояким толкованием. Цель статьи - проанализировать правовую сторону данного вопроса, практику применения и создать единый алгоритм действий работодателей по выплате денежных средств в связи с исполнением (обеспечением) работниками организаций воинской обязанности.
Участие граждан в мероприятиях, проводимых военными комиссариатами
В соответствии со ст. 1 и 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 30.12.2012, далее - Закон о воинской обязанности) мероприятия, проводимые военными комиссариатами, подразделяются на две группы - по исполнению воинской обязанности и по обеспечению исполнения воинской обязанности.
К первой группе относятся: первоначальная постановка граждан на воинский учет; обязательная подготовка граждан к военной службе; призыв и прохождение гражданами военной службы и военных сборов. Ко второй группе относятся: участие медицинского персонала в работе призывных (военно-врачебных) комиссий; привлечение технических работников; участие граждан в составе аппарата усиления военного комиссариата (рис. 1).
/------------------------------------\
| Воинская обязанность |
\------------------------------------/
/-------------------------------\ | /-------------------------------\
|Исполнение воинской обязанности|--------|Обеспечение исполнения воинской|
| | | обязанности |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------\
| Подготовка граждан к военной | | Работа медицинского персонала |
| службе | |на призывных (сборных) пунктах |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------\
| Первоначальная постановка | |Выполнение техническими работ-|
| граждан на воинский учет | |никами учетно-призывной работы |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------\
|Призыв и прохождение гражданами| | Работа граждан в составе |
|военной службы и военных сборов| | аппарата усиления |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
Рис. 1. Классификация мероприятий, проводимых военными комиссариатами по исполнению (обеспечению исполнения) воинской обязанности граждан
Проведение военными комиссариатами мероприятий осуществляется как периодически, так и на протяжении всего календарного года. Так, первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится ежегодно с января по март, призыв граждан на военную службу - с апреля по июль и с октября по декабрь, остальные мероприятия в течение всего года. Срок участия граждан в мероприятиях военного комиссариата может составлять от одного дня до полугода.
На время участия в указанных выше мероприятиях граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту работы, также им возмещаются командировочные расходы: по оплате проезда, найму (поднайму) жилья и выплате суточных. Компенсация расходов, понесенных организациями, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем согласно п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 11.11.2009, далее - Положение о среднем заработке), при исчислении оплаты за отпуск не учитываются выплаты, произведенные из расчета среднего заработка, сохраняемого за период участия работников в мероприятиях, проводимых военным комиссариатом.
Время, в течение которого работник участвовал в указанных выше мероприятиях, включается в его трудовой стаж (ст. 28 Федерального закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ред. от 30.12.2012).
С 1 января 2011 года суммы, начисленные за время, проведенное на мероприятиях военного комиссариата, учитываются при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия по временной нетрудоспособности (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах", ред. от 25.12.2012, далее - Закон о страховых взносах).
Порядок оформления
В случае вызова на мероприятия по исполнению (обеспечению исполнения) воинской обязанности сотрудники военного комиссариата оповещают гражданина повесткой. Повестка выдается гражданину лично в руки с распиской в получении. Также о явке гражданина в военный комиссариат должен извещаться руководитель организации, в которой он работает. Согласно ст. 4 Закона о воинской обязанности руководитель организации обязан:
- оповещать граждан о вызовах (повестках) военного комиссариата;
- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военного комиссариата.
В случае неявки гражданина в военный комиссариат его могут оштрафовать на сумму от 100 до 500 руб., а руководителя организации на сумму от 500 до 1000 руб. (гл. 21 КоАП РФ).
На основании повестки руководитель организации издает приказ о направлении гражданина на мероприятия в военный комиссариат.
Образец приказа руководителя организации
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор"
Приказ N 123
г. Ершов | 19 октября 2012 г. |
Об освобождении от работы на время выполнения государственных обязанностей
В связи с привлечением работников общества к участию в мероприятиях, проводимых военным комиссариатом, согласно части первой статьи 170 ТК РФ, приказываю:
Освободить старшего юрисконсульта И.И. Иванова от работы с сохранением за ним места работы, должности и среднего заработка на время исполнения им государственных обязанностей на период с 10.10.2012 по 18.10.2012.
Возложить исполнение обязанностей старшего юрисконсульта И.И. Иванова на указанный выше период на юрисконсульта П.В. Петрова с выплатой ему доплаты к окладу в размере 40% от оклада, установленного по должности старшего юрисконсульта.
Компенсацию понесенных обществом расходов по выплате среднего заработка и командировочных расходов старшему юрисконсульту И.И. Иванову произвести за счет средств федерального бюджета.
Директор ООО "Вектор" | Васильев О.В. |
Вместе с тем согласно ст. 113 ТК РФ запрещено вызывать работающего гражданина на мероприятия в военный комиссариат в выходные и нерабочие праздничные дни. В особых случаях (например, военные сборы или медицинское обследование) допускается привлечение в выходные и нерабочие праздничные дни с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, когда пребывание на мероприятиях требует длительного срока. Однако за участие гражданина в мероприятиях в выходные и нерабочие праздничные дни средний заработок не выплачивается, следовательно, расходы организации по выплате среднего заработка военным комиссариатом компенсации не подлежат (более подробно рассмотрим в следующем разделе).
Сотрудник организации, ответственный за ведение табеля учета рабочего времени утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, в период отсутствия гражданина на работе, в соответствующей ячейке табеля проставляет буквенный код "Г" - невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству", цифровой код 23. Отметки в табеле о причинах неявок на работу подтверждаются на основании справки военного комиссариата о выполнении государственных обязанностей.
Заключение договора о привлечении граждан на мероприятия в военный комиссариат и компенсации понесенных организацией расходов между организацией и военным комиссариатом Законом о воинской обязанности не предусмотрено. Исчерпывающий перечень документов, который организация обязана оформить и предоставить в военный комиссариат, определен п. 5 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (ред. от 17.12.2010, далее - Правила компенсации расходов). К этим документам относятся:
- сопроводительное письмо на официальном бланке с подписью руководителя и основной печатью организации;
- счет с указанием банковских реквизитов организации;
- расчет среднего заработка;
- копии повестки и справки военного комиссариата;
- копия табеля учета рабочего времени;
- копия платежной ведомости;
- второй экземпляр командировочного удостоверения или направления военного комиссариата, в случае если гражданин командировался или направлялся в другую местность;
- копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы по найму помещения, проезду к месту проведения командировки и обратно, в случае если гражданин командировался или направлялся в другую местность.
Образец сопроводительного письма
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор"
Юридический адрес: 413500, Саратовская обл., г. Ершов, ул. Краснопартизанская, 18, |
тел./факс (84564) 5-14-51 ИНН 6413960012, КПП 641301001, ОГРН 1086413000001 |
Исх. от 20.10.2012 N 563 | Начальнику отдела военного комиссариата Саратовской области по Ершовскому району О.В. Мамонову |
Прошу Вас компенсировать расходы ООО "Вектор" на выплату среднего заработка работнику И.И. Иванову в связи с участием его в мероприятиях, проводимых военным комиссариатом, в период с 10.10.2012 по 18.10.2012 в сумме 18 000 (восемнадцать тысяч) руб.
Вышеуказанную сумму просим перечислить по следующим реквизитам:
р/с 40702810900123001234
к/с 3010123012311123012
БИК 04716123 в КБ "Уралсиб".
Приложения:
1. Счет на компенсацию расходов, понесенных ООО "Вектор".
2. Копии повестки и извещения работодателя отдела военного комиссариата Саратовской области по Ершовскому району серия АА от 02.10.2012 N 000001.
3. Копия направления отдела военного комиссариата Саратовской области по Ершовскому району от 09.10.2012 N 54 на медицинское обследование в областную клиническую больницу.
4. Копия справки военного комиссариата о привлечении И.И. Иванова на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности.
5. Копия приказа от 09.10.2012 N 123 об освобождении И.И. Иванова от работы на время выполнения государственных обязанностей и выплате ему компенсации.
6. Копия расчетно-платежной ведомости от 19.10.2012 N 54.
7. Копия табеля учета рабочего времени.
Директор ЗАО "Меридиан" | Васильев О.В. |
М.П. |
Для подтверждения расходов организации представляют в военный комиссариат заверенные в установленном порядке копии указанных выше документов (п. 5 Правил компенсации расходов). Верность копий документов свидетельствуется подписью руководителя организации или уполномоченного на то должностного лица и печатью организации. Также на копиях указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данной организации. При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляется надпись "верно"; должность лица, заверившего копию; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилию); дата заверения [1, п. 2.1.30; 2, п. 3.26].
Порядок расчета среднего заработка
При расчете среднего заработка работникам за время их участия в мероприятиях военного комиссариата необходимо соблюдать основные правила (из-за их незнания должностные лица организации допускает основные ошибки):
- расчетный период независимо от режима работы составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок (если сотрудник отработал на предприятии менее 12 месяцев, в расчетный период войдет фактически отработанное время);
- из расчета исключать периоды, когда за сотрудником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, работник получал пособие по временной нетрудоспособности, сотрудник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и т.д.;
- для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Алгоритм расчета среднего заработка во всех без исключения случаев имеет общие элементы, которые включают определение 5 его составных частей: периода, подлежащего оплате (ПО), расчетного периода (РП), учитываемые выплаты (УВ), средний дневной заработок (СДЗ) и средний часовой заработок (СЧЗ). Рассмотрим определения этих общепринятых понятий.
Период оплаты (ПО) - это время, в течение которого за работником сохраняется средний заработок.
Расчетный период (РП) - это период работы, предшествующий событию, т.е. случаю, с которым связана выплата средней заработной платы.
Учитываемые выплаты (УВ) - это заработная плата, начисленная работнику за расчетный период.
Средний дневной заработок (СДЗ) - это заработок, который определяется путем деления учитываемых выплат (УВ) на количество рабочих дней, фактически отработанных в расчетном периоде (РП). Определение среднего часового заработка (СЧЗ) аналогично СДЗ:
СДЗ (СЧЗ) = УВ / РП (1)
В общем виде порядок расчета среднего заработка (СЗ) можно представить следующей формулой:
СЗ = СДЗ (СЧЗ) x ПО (2)
То есть средний дневной заработок (СДЗ) или средний часовой заработок (СЧЗ) умножается на количество рабочих дней или часов в периоде, подлежащем оплате.
Рассмотрим порядок расчета среднего заработка на конкретном примере.
Пример
Старшего юрисконсульта ООО "Вектор" И.И. Иванова привлекли на мероприятия, проводимые отделом военного комиссариата Саратовской области по Ершовскому району. Согласно справке из военкомата он участвовал в мероприятиях с 8 по 22 октября 2012 года.
С 1 по 7 марта 2012 года И.И. Иванов болел, с 1 по 15 августа 2012 года он был в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске, а с 1 по 3 сентября 2012 года - в отпуске за свой счет.
Какая сумма компенсации будет начислена И.И. Иванову за период пребывания в военном комиссариате?
Решение. Расчетный период для определения среднего заработка - с 01.10.2011 по 30.09.2012. Для удобства расчета среднего заработка воспользуемся табл. 1, в которой отражены учитываемые выплаты сотрудника (УВ), а также количество фактически отработанных дней за расчетный период (РП).
Таблица 1
Суммы ежемесячных выплат, учитываемые при расчете среднего заработка
Месяц | Количество рабочих дней | Количество фактически отработанных дней в расчетном периоде | Заработная плата, руб. |
Октябрь 2011 года | 21 | 21 | 20 000,0 |
Ноябрь 2011 года | 21 | 21 | 20 000,0 |
Декабрь 2011 года | 22 | 22 | 20 000,0 |
Январь 2012 года | 16 | 16 | 20 000,0 |
Февраль 2012 года | 20 | 20 | 20 000,0 |
Март 2012 года | 21 | 16 | 15 238,0 |
Апрель 2012 года | 21 | 21 | 20 000,0 |
Май 2012 года | 21 | 21 | 20 000,0 |
Июнь 2012 года | 20 | 20 | 20 000,0 |
Июль 2012 года | 22 | 22 | 20 000,0 |
Август 2012 года | 23 | 12 | 10 435,0 |
Сентябрь 2012 года | 20 | 19 | 19 000,0 |
Итого: | 248 | 231 | 224 673,0 |
За период (ПО) с 8 по 22 октября 2012 года насчитывается 11 рабочих дней. Средний дневной заработок равен 972,6 руб. (224 673,0 руб.: 231 дн.). Сумма среднего заработка за указанный период составляет 10 698,6 руб. (972,6 руб. х 11 дн.).
В настоящее время нормативные правовые акты, в том числе Закон о воинской обязанности, содержат только лишь указание на необходимость выплаты организациями среднего заработка, но не устанавливают порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время участия в мероприятиях военного комиссариата. Вследствие чего работающим гражданам, привлекаемым для участия в мероприятиях, проводимых военными комиссариатами, средний заработок в выходные и праздничные дни в этот период не выплачивается, так как расчет среднего заработка производится в рабочих днях, а следовало производить расчет в календарных днях. При этом неработающим гражданам при выплате минимального размера оплаты труда в военном комиссариате расчет производится в календарных днях. Чтобы устранить вышеназванное противоречие, существующее в законодательстве, представляется целесообразным внести некоторые изменения и дополнения - в Закон о воинской обязанности, ТК РФ, Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (ред. от 17.12.2010).
Порядок компенсации расходов организаций
Компенсация расходов организациям, работники которых проходили мероприятия в военном комиссариате, определена на основании п. 3-5 Правил компенсации расходов и осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России, через военные комиссариаты по кодам бюджетной классификации:
- 187.0203.2086100.880.290 "Прочие расходы" (внутриведомственная классификация расходов Минобороны - 4109 "Специальные расходы военных комиссариатов");
- 187.0203.2086200.880.290 "Прочие расходы" (внутриведомственная классификация расходов Минобороны - 6409 "Проведение военных сборов").
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организацией сведений о размере понесенных фактических расходов. Счета военному комиссариату выставляются организацией после участия работников в мероприятиях и выплате им по месту работы среднего заработка (командировочных расходов) за счет денежных средств организации. При этом в столбце "Наименование" счета указывается: "Компенсация расходов, понесенных в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ".
Таким образом, средний заработок за время участия в мероприятиях выплачивается работникам по месту их работы, а источником этой выплаты является федеральный бюджет, работодатель является лишь промежуточным звеном.
Правила компенсации расходов запрещают непосредственные расчеты военных комиссариатов с работниками организаций, денежные средства перечисляются на расчетный счет работодателя в возмещение его фактических расходов. Исключение составляют неработающие граждане, для которых предусмотрена выплата проезда, найма (поднайма) жилья, командировочных (суточных), а также минимального размера оплаты труда через военный комиссариат.
Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
В соответствии с письмом Минфина России от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42 Минобороны России через военные комиссариаты в месячный срок после представления организациями необходимых документов компенсирует им выплаченные работникам денежные средства.
Налогообложение выплаченных сумм
Работникам кадровых и бухгалтерских служб следует иметь ясное представление о налогообложении и учете выплаченных сумм.
Страховые взносы. Суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам в период участия их в мероприятиях военного комиссариата, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений (ст. 7 Закона о страховых взносах).
НДФЛ. Средний заработок, сохраняемый за работником по месту работы, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке, а вот с командировочных выплат НДФЛ не удерживается.
Налог на прибыль. По мнению автора статьи, в случае если руководство организации примет решение о компенсации расходов на выплату среднего заработка за счет федерального бюджета, то уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда нет необходимости, так как у организации экономически обоснованные затраты будут отсутствовать. Когда военный комиссариат возместит расходы, полученные суммы подлежат учету как целевые средства. И наоборот, если организация в добровольном порядке откажется от компенсаций за счет бюджета, то ее расходы, связанные с выплатой среднего заработка работникам за участие в мероприятиях военного комиссариата, учитываются для целей налогообложения прибыли организации. В этом случае руководство организации должно в письменном виде уведомить военный комиссариат.
Налог на добавленную стоимость. Компенсация расходов организации военным комиссариатом НДС не облагается, так как данная сумма никакого отношения к услугам не имеет.
Бухгалтерский учет компенсаций
Является ли выплата среднего заработка и командировочных расходов работнику, принимающему участие в мероприятиях военного комиссариата, расходом организации?
Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 34н (ред. от 27.04.2012), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации. Также в соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются при соблюдении следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть определена; есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если хотя бы одно из названных условий не исполнено, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность, а не расход организации.
Как уже было отмечено выше, расходы на оплату среднего заработка и командировочных расходов работнику будут возмещены за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Значит, в данном случае у организации перед военным комиссариатом возникает дебиторская задолженность.
Следовательно, начисление выплат должно отражаться по дебету счета 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" и кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" [3].
Пример
Размер среднего заработка, начисленного старшему юрисконсульту И.И. Иванову, составил 10 698,6 руб., также в организации ему выплатили суточные из расчета 100,0 руб. в сутки и оплачен проезд от постоянного места жительства и обратно в сумме 900,0 руб. Права на стандартные налоговые вычеты сотрудник не имеет. Какие проводки необходимо сделать?
Решение. Бухгалтер сделает следующие проводки (табл. 2).
Таблица 2
Отражение расходов на оплату среднего заработка и командировочных расходов в бухгалтерском учете
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма |
Начислена компенсационная выплата работнику с учетом командировочных | 12 698,6 | ||
Удержан НДФЛ | 1391,0 | ||
Начислены страховые взносы на сумму среднего заработка | 3231,0 | ||
Выплачены денежные средства работнику с учетом командировочных | 11 307,6 | ||
Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды | 3231,0 | ||
Получены денежные средства от военкомата с учетом страховых взносов | 15 929,6 | ||
Зачтена полученная компенсация за счет целевого финансирования | 15 929,6 |
В заключение отметим, что существующая система социальных гарантий граждан, принимающих участие в мероприятиях, проводимых военными комиссариатами, до настоящего времени остается малоэффективной и не мотивирует граждан к выполнению государственных обязанностей. Так, граждане, принимающие участие в данных мероприятиях, лишаются среднего заработка за выходные и праздничные дни, получают оплату за отпуск в меньшем размере, минимальный размер оплаты труда безработных граждан не отвечает современным социально-экономическим потребностям. Для устранения обозначенных в статье проблем расчета и налогообложения сумм среднего заработка граждан требуется системная и согласованная работа федеральной законодательной и исполнительной власти.
Библиографический список
1. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (ГОСТ Р 51141-98). Постановление Госстандарта России от 27.02.1998 N 28 // ИПК Издательство стандартов, 1998.
2. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (ГОСТ Р 6.30-2003). Постановление Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст // ИПК Издательство стандартов, 2003.
3. Гаврикова И.А. Работника призвали на военные сборы // Зарплата. - 2007. - N 10. [Электронный ресурс] http://www2.rnk.ru.
А. Лянник,
соискатель кафедры АХД и аудита
Саратовского государственного
социально-экономического университета,
Словарь трудового права
Воинская обязанность - система обязательных мероприятий, выполняемых гражданами в целях подготовки к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и обеспечиваемых в пределах своей компетенции органами государственной власти.
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107