Предупреждение, штраф, конфискация
За совершение административных правонарушений в области таможенного дела в КоАП РФ предусмотрены такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф и конфискация орудия или предмета совершения нарушения. Данные меры применяются в отношении граждан и юридических лиц. Рассмотрим особенности применения таких наказаний.
Первый раз не считается
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме, может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В законодательстве нет четкого определения понятия "впервые совершенное административное правонарушение", и на практике оно трактуется неоднозначно. Например:
- лицо вообще не привлекалось к административной ответственности;
- лицо не привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных главой 16 КоАП РФ;
- лицо не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных главой 16 КоАП РФ.
Следует отметить, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Учитывая, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами, представляется невозможным назначение административного наказания в виде предупреждения при повторном совершении однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек 1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Денежная санкция
Административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.
За совершение административных правонарушений в области таможенного дела административный штраф налагается в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи главы 16 КоАП РФ. Для граждан он устанавливается в размере, не превышающем 2500 руб., для должностных лиц - не более 20 тыс. руб., для юридических лиц - не более 500 тыс. руб., или может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов или таможенных пошлин.
Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб. Размер такого штрафа за нарушение таможенных правил, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также из суммы неуплаченных налогов или таможенных пошлин, не может превышать 3-кратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
В ряде санкций статей главы 16 КоАП РФ размер административного штрафа, налагаемого в отношении граждан, совпадает с размером административного штрафа, налагаемого в отношении юридических лиц (ч. 1 и 2 ст. 16.1, ч. 2 ст. 16.2), а в некоторых - не совпадает (ч. 3 и 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2, 16.3). Интересно в этом плане введенное Федеральным законом от 30.12.2012 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" примечание к ст. 16.2 КоАП РФ, согласно которому для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 данной статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Данное примечание было введено после принятия КС РФ Постановления от 13.07.2010 N 15-П. В нем положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 ранее действовавшей редакции КоАП РФ в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава административного правонарушения (недекларирования товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории РФ и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Уполномоченные лица
При назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа должностное лицо таможенного органа в ходе рассмотрения выносит постановление по делу об административном правонарушении, которое может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящем таможенном органе либо районном суде по месту рассмотрения дела. Таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. 16.2-16.24 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов вправе:
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
- руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
- начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
- начальники таможен, их заместители;
- начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
За совершение отдельных административных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, возможно вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания без составления соответствующего протокола в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.
Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных выносить указанные постановления, установлен Приказом ФТС России от 01.03.2012 N 368. Например, должностные лица, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, не вправе их выносить. Форма постановления о назначении административного наказания без составления протокола предусмотрена Письмом ФТС России от 26.09.2012 N 01-11/48291.
Изъять по суду
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация может устанавливаться и применяться в качестве основного и дополнительного административного наказания. Данный вид наказания назначается судьей.
Порядок направления (передачи) судьям дел об административных правонарушениях для рассмотрения утвержден Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1563. Дела, возбужденные в связи с совершением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, направляются соответствующим судьям сопроводительным письмом, так как рассмотрение указанной категории дел не относится к компетенции таможенных органов.
Для назначения административного наказания в виде конфискации должностное лицо таможенного органа по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2, ч. 2 ст. 16.3, ст. 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.16, ч. 1 ст. 16.18, ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21, ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, выносит определение о передаче дела судье. Указанные дела направляются (передаются) судьям районных судов в случае проведения по ним административного расследования либо мировым судьям в течение 3 суток с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о передаче дела судье для рассмотрения.
Обратите внимание на позицию КС РФ о допустимости конфискации орудия или предмета таможенного правонарушения, даже если правонарушитель не является собственником этих предметов (Постановление КС РФ от 14.05.1999 N 8-П). В настоящее время конфискация зачастую применяется по делам об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ, когда у лица отсутствуют необходимые для таможенного декларирования документы на товар либо товар лицу попросту не нужен.
Не стоит забывать об административной ответственности за несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления (ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ).
Выбор того или иного вида административного наказания всегда остается за лицом, рассматривающим дело. Соответственно суд вместо конфискации может применить административный штраф, в связи с чем в сопроводительном письме о направлении дела в суд для рассмотрения в обязательном порядке указывается информация о получателе административного штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов.
Ниже низшего предела
КС РФ в Постановлении от 17.01.2013 N 1-П признал положение ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не соответствующим Конституции РФ. Данная норма КоАП РФ не позволяла назначать административное наказание ниже установленного этой статьей минимального штрафа, тем самым не учитывала характер правонарушения и материальное положение правонарушителя.
В дальнейшем, возможно, такой подход к размеру штрафа распространится и на таможенные правонарушения, поскольку статьи главы 16 КоАП РФ достаточно часто устанавливают значительный минимальный размер административного штрафа для юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 16.9), от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ч. 3 ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.3, ч. 3 ст. 16.12).
Согласно ст. 239 ранее действовавшего Таможенного кодекса РФ 1993 года должностное лицо таможенного органа РФ, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, учитывая обстоятельства дела, существенно снижающие степень общественной опасности деяния, а также личность виновного и признавая необходимым наложить на него взыскание ниже низшего предела, предусмотренного указанным Кодексом за данное правонарушение, могло допустить такое смягчение с обязательным указанием его мотивов. По тем же основаниям могло не назначаться дополнительное взыскание, которое согласно статье, предусматривающей ответственность за нарушение таможенных правил, является обязательным.
В действующем КоАП РФ указанные положения отсутствуют. Но, учитывая принятие Постановления КС РФ N 1-П, можно рассчитывать на дальнейшее совершенствование административного законодательства, регламентирующего порядок привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания.
Д. Канищев,
подполковник таможенной службы,
г. Воронеж
"эж-ЮРИСТ", N 13, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru