Закупка медицинским учреждением продуктов питания
Стационарное лечение в учреждениях здравоохранения в обязательном порядке сопровождается предоставлением диетического (а в отдельных случаях - лечебно-профилактического) питания как одной из составляющих лечебного процесса. Как учесть расходы на приобретение продуктов питания и вести их дальнейший учет, расскажем в статье.
Размещение заказов на поставку продуктов питания
Поставка продуктов питания в учреждения здравоохранения осуществляется посредством заключения с их поставщиками договоров. При этом казенные и бюджетные учреждения здравоохранения обязаны руководствоваться нормами Закона о размещении заказов*(1). В силу норм ст. 10 данного закона размещение государственного заказа на поставку продуктов питания может осуществляться:
- путем проведения торгов в виде конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Понятно, что каждое медицинское учреждение старается произвести закупки без проведения торгов, в лучшем случае - при размещении заказа у единственного поставщика. Нормы Закона о размещения заказов предусматривают такой вариант только в случае, если сумма поставки продуктов по договору не превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Размещение заказа осуществляется на одноименную группу товаров, и его размер не превышает в квартал 100 000 руб. (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов).
Для справки. На основании п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными денежными средствами в РФ по одной сделке составляет 100 000 руб.
Следовательно, если продукты являются разноименными, медицинское учреждение может заключить в соответствии с Законом о размещении заказов несколько договоров в течение квартала. Таким образом, в этой ситуации изначально необходимо определить, являются ли данные продукты питания одноименными.
В этой связи для определения одноименности товаров, работ, услуг Минэкономразвития был издан Приказ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" (далее - Номенклатура).
Как указали чиновники Минэкономразвития в Письме от 22.12.2011 N Д28-731, в Номенклатуре, составленной на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее - ОКДП), предусмотрена 221-я группа товаров, работ, услуг вместо 158-й группы, установленной ранее.
В отношении продуктов питания в Номенклатуру включены следующие самостоятельные группы (Письмо Минэкономразвития РФ от 11.11.2011 N Д02-8783):
- группа 12 "Рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные" (код 1512000 по ОКДП);
- группа 19 "Мясо (включая птицу) и пищевые субпродукты" (коды 1511010-1511023 по ОКДП);
- группа 20 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" (коды 1511024-1511050 по ОКДП);
- группа 22 "Молочные продукты" (код 1520000 по ОКДП);
- группа 23 "Изделия хлебобулочные и мучные кондитерские" (код 1541000 по ОКДП);
- группа 24 "Овощи и продукты переработки" (коды 0112000, 1513010 (кроме 1513110), 1513020 по ОКДП);
- группа 25 "Фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей и продукты переработки" (коды 0113000, 1513110 по ОКДП).
Таким образом, заказчики имеют право размещать заказы путем размещения заказа у единственного поставщика на сумму не более 100 000 руб. в течение квартала отдельно по каждой из указанных групп Номенклатуры.
Пример 1
Медицинское учреждение размещает заказ на поставку мяса говядины и птицы (филе куриной грудки и куриных окороков).
Вправе ли оно разместить два заказа отдельно по каждой позиции на сумму 100 000 руб. на I квартал 2013 г.?
Согласно ОКДП свежее, охлажденное, замороженное мясо крупного рогатого скота относится к коду 1511011, свежая, охлажденная, замороженная свинина - к коду 1511012, а свежие, охлажденные, замороженные мясо и пищевые субпродукты домашней птицы - к коду 1511022.
В связи с этим мясо говядины и птицы (филе куриной грудки и куриные окорока) следует отнести к группе 19 "Мясо (включая птицу) и пищевые субпродукты" Номенклатуры, которая включает в себя указанные коды. Следовательно, по обеим позициям сумма размещения заказа у единственного поставщика может быть не более 100 000 руб. в течение I квартала 2013 года.
Пример 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что медицинское учреждение размещает заказ на поставку охлажденного и соленого мяса говядины.
Вправе ли оно разместить два заказа отдельно по каждой позиции на сумму 100 000 руб. на I квартал 2013 г.?
Поскольку свежее, охлажденное, замороженное мясо крупного рогатого скота относится к коду 1511011 (группа 19 "Мясо (включая птицу) и пищевые субпродукты"), а соленые мясо и мясные пищевые субпродукты - к коду 1511300 (группа 20 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" Номенклатуры), по каждой позиции сумма размещения заказа у единственного поставщика может быть не более 100 000 руб. в течение I квартала 2013 года.
Об оформлении и содержании договора на поставку продуктов питания
Договор между медицинским учреждением и поставщиком продуктов питания оформляется в письменном виде. Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ он может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Для справки. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, определены в ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Договор включает, как правило, все необходимые сведения, конкретизирующие ту или иную сделку: наименования сторон, его заключивших, перечень обязанностей каждой из сторон по его выполнению, срок действия, ответственность за невыполнение условий договора, адреса и банковские реквизиты сторон.
Заметим, что при толковании условий договора в соответствии со ст. 431 ГК РФ принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения важна правильная квалификация договорных отношений или экономическое содержание договора, от этого зависит правильное отражение финансово-хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
Напомним, что в соответствии с п. 21 Инструкции N 157н*(2) в разрядах 24-26 номера бухгалтерского счета государственных (муниципальных) учреждений отражается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета.
Казенные, бюджетные учреждения, а также организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, в 24-26-м разрядах отражают коды КОСГУ, автономные учреждения - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности. Напомним, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н, расходы на приобретение продуктов питания отражаются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Размер аванса в договорах на поставку продуктов питания
Как уже было отмечено, при заключении договора стороны определяют разные условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара установлено гражданским законодательством. Так, согласно ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не установлен - в разумный срок после возникновения обязательства.
На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок. В противном случае, как определено п. 3 ст. 487 ГК РФ, покупатель имеет право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Если же продавец не исполняет обязанности по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, то, как определено п. 4 ст. 487 ГК РФ, на сумму предварительной оплаты начисляются проценты, размер которых устанавливается в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
С принятием Федерального закона N 83-ФЗ*(3) федеральные бюджетные и автономные учреждения, изменившие свой правовой статус, обрели некоторую свободу действий в части установления размера авансовых платежей. С 01.01.2011 на них не распространяются установленные Правительством РФ размеры предварительной оплаты при заключении сделок.
Уточним, что в 2013 году нормы п. 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Постановление N 1272), которым регламентированы конкретные размеры предварительной оплаты (в частности, 100, 60 и 30%) при заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, касаются только получателей средств федерального бюджета.
Субъектом правоотношений, предусмотренных п. 17 Постановления N 1272, является получатель бюджетных средств. В силу ст. 6 БК РФ бюджетные и автономные учреждения здравоохранения, изменившие с 01.01.2011 свой правовой статус (на новый тип бюджетных и автономных учреждений), таковыми не являются.
В связи с этим нормы п. 17 Постановления N 1272 на них не распространяются. Поэтому федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения вправе установить в договоре на поставку продуктов питания условие о внесении аванса в любом размере от суммы договора.
Отражение операций по поступлению продуктов питания в медучреждение
Основными нормативными документами, регламентирующими учет в учреждениях здравоохранения, относящихся к бюджетной сфере, являются Инструкция N 157н, а также инструкции N 162н *(4), 174н *(5), 183н *(6). В то же время нельзя не отметить отраслевые документы, разработанные для ЛПУ:
- Инструкцию по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденную Приказом Минздрава СССР от 05.05.1983 N 530 (далее - Инструкция N 530);
- Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ".
Оба перечисленных документа на сегодняшний день являются действующими и применяются государственными (муниципальными) учреждениями в части, не противоречащей инструкциям N 157н, 162н, 174н, 183н.
Выделим основные моменты организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения.
Учет материальных запасов в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности медицинского учреждения, в соответствии с Инструкцией N 157н ведется на счете 105 00 "Материальные запасы". Для учета непосредственно продуктов питания используется счет 105 02 "Продукты питания" (п. 117, 118 Инструкции N 157н).
Пунктом 102 Инструкции N 157н установлено, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В свою очередь, фактическая стоимость продуктов питания включает в себя:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением продуктов питания;
- таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением продуктов питания;вопросы
- суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку продуктов до места их использования, включая страхование доставки (вместе - расходы на доставку). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований продуктов питания, расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования в их общей стоимости;
- суммы, уплачиваемые за доведение продуктов питания до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик, не связанных с их использованием);
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением продуктов питания.
Следует обратить внимание, что если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований товарных позиций (например, охлажденное мясо, колбаса, свежемороженая рыба), то расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования продуктов питания в их общей стоимости.
Пример 3
Согласно договору поставки в учреждение здравоохранения ежемесячно поставляются:
- охлажденная говядина - на сумму 30 000 руб.;
- колбаса "Докторская" - 25 000 руб.;
- свежемороженая рыба минтай - 20 000 руб.
Общая стоимость составляет 75 000 руб. (30 000 + 25 000 + 20 000).
Расходы на доставку продуктов питания на склад составляют 2 800 руб.
Таким образом, распределение стоимости расходов на доставку каждого вида продуктов питания будет следующим: говядина - 1 120 руб., колбаса "Докторская" - 933 руб., свежемороженая рыба минтай - 747 руб.
Далее отметим: при формировании фактической стоимости продуктов питания следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в их фактическую стоимость не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.
Формирование стоимости всех видов топлива осуществляется с использованием счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" (п. 133 Инструкции N 157н). В случае если учреждение здравоохранения не несет дополнительных расходов, связанных с приобретением продуктов питания, расходы на оплату их стоимости поставщику относятся сразу на счет 105 02 "Продукты питания".
Рассмотрим на примерах принятие к учету продуктов питания посредством их приобретения:
- по безналичному расчету;
- за наличный расчет через подотчетных лиц.
Пример 4
ЛПУ, имеющее статус бюджетного учреждения, приобрело в марте 2013 г. охлажденную говядину на сумму 35 680 руб. (в том числе НДС - 10%), свежемороженую рыбу минтай на сумму 26 894 руб. (в том числе НДС - 10%).
Расходы на доставку составили 1 200 руб. (в том числе НДС - 18%). Оплата производилась в безналичном порядке за счет средств от приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС. Счет учреждения обслуживается в ОФК.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете ЛПУ следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Учтены расходы на приобретение продуктов питания и транспортные расходы | 2 106 34 340 | 2 302 34 730 2 302 22 730 | 62 574 1 200 |
Произведена оплата продуктов питания поставщику | 2 302 34 830 2 302 22 830 | 2 201 11 610 | 63 774 |
Оприходованы продукты питания на склад* | 2 105 32 340 | 2 106 04 340 | 63 774 |
* Оприходование продуктов питания, полученных от поставщика, производится на основании накладной и счета-фактуры. |
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.
Пример 5
ЛПУ выдало завхозу под отчет денежные средства в сумме 11 000 руб. на приобретение овощей (картофеля, моркови, лука). Им в установленные сроки представлен авансовый отчет с приложенными к нему кассовыми чеками на эту сумму. Расходы осуществляются за счет средств ОМС, перечисленных учреждению страховой медицинской организацией.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выданы завхозу под отчет денежные средства на приобретение овощей* | 7 208 34 560 | 7 201 34 610 | 11 100 |
Оприходованы овощи на основании авансового отчета завхоза | 7 105 32 340 | 7 208 34 660 | 11 100 |
* Сроки выдачи денежных средств под отчет на приобретение овощей и представления авансового отчета отражаются в учетной политике учреждения. |
Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), записи в которую вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.
Приемка продуктов питания на склад (в кладовую) медицинского учреждения
Порядок учета продуктов питания на складе (в кладовой) медицинского учреждения подробно изложен в Инструкции N 530. Как отмечено в п. 8 данного документа, он является составной частью всей системы бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения и должен обеспечивать полную сохранность продуктов питания и тары во время их приемки, хранения и отпуска.
Продукты питания и тара на складе (в кладовой) должны размещаться по наименованиям, сортам, в доступных местах по секциям, а внутри них - по отдельным видам (на стеллажах, в ящиках, на полках и т.п.) в порядке, предоставляющем возможность их быстро принимать, отпускать и проверять.
Как разъясняется в п. 9 Инструкции N 530, доставка продуктов питания на склад (в кладовую) осуществляется в соответствии с заключенными договорами и может производиться:
- представителями учреждения здравоохранения (экспедитором, кладовщиком);
- экспедитором поставщика - при централизованной доставке.
Получение продуктов питания оформляется распиской материально ответственного лица на документах поставщика (счете - платежном требовании, товарно-транспортной накладной, накладной).
При централизованной доставке продуктов питания их приемка подтверждается не только распиской материально ответственного лица в сопроводительном документе поставщика, но и штампом (печатью) учреждения здравоохранения.
Обратите внимание! Учреждение здравоохранения обязано сообщить поставщикам фамилию и представить образец подписи лица, уполномоченного получать продукты питания, а также образец штампа (печати), скрепляющего эту подпись. Работники учреждения здравоохранения, осуществляющие получение и доставку продуктов питания, назначаются приказом руководителя учреждения, и с ними заключаются типовые договоры о полной материальной ответственности.
Для получения продуктов питания со склада поставщика экспедитору учреждения выдается доверенность по типовой форме М-2 или форме М-2а. Доверенности выдаются под расписку и регистрируются в специальном журнале учета выданных доверенностей.
Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза продуктов питания по счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, он составляет не более 15 дней.
Доверенность на получение продуктов питания, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на весь календарный месяц.
По соглашению заинтересованных министерств (ведомств) этот срок может быть продлен, но не более чем на календарный квартал.
При лишении доверенного лица права на получение продуктов питания по выданным ему доверенностям, срок которых еще не истек, доверенности у такого лица отбираются, при этом учреждение здравоохранения немедленно ставит в известность поставщика об аннулировании соответствующих доверенностей. С момента получения такого извещения отпуск продуктов питания по аннулированной доверенности прекращается. В этих случаях за отпуск продуктов питания по аннулированным доверенностям ответственность несет поставщик.
Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после получения продуктов питания независимо от того, получены ли они по доверенности полностью или частями, представить в бухгалтерию учреждения документы о выполнении поручений и сдаче на склад (в кладовую) или соответствующему материально ответственному лицу полученных им продуктов питания.
Бухгалтерия учреждения на основании учета выданных доверенностей, поступивших счетов - платежных требований и других документов поставщиков осуществляет систематический контроль за своевременным и полным оприходованием продуктов питания на складе (в кладовой).
В соответствии с п. 11, 12 Инструкции N 530 продукты питания, поступающие на склад (в кладовую) учреждения, подвергаются проверке на предмет соответствия их ассортименту, количеству (счету, весу, объему) и качеству, указанным в сопроводительном документе.
Если при приемке поступивших продуктов питания обнаружены по одному из видов продуктов питания недостача или излишки, материально ответственное лицо обязано приостановить дальнейшую приемку. В этих случаях дальнейшая приемка продуктов питания осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения здравоохранения. Результаты приемки оформляются актом по форме 429-мех.
В случае выявления недостачи или излишков продуктов питания акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием заведующего складом (кладовщика), работника бухгалтерии, представителей поставщика или незаинтересованной организации.
Один экземпляр акта служит для учета принятых продуктов питания, второй - для направления претензионного письма поставщику.
Акт должен быть составлен в тот же день, когда выявлены недостача или излишки.
В акте о недостачах продуктов питания должны быть указаны:
дата, номер акта;
фамилии, имена, отчества и занимаемые должности членов комиссии, принимавших участие в приемке продуктов питания;
дата и номер сопроводительного документа (счета - платежного требования, товарно-транспортной накладной, накладной);
другие данные, которые, по мнению лиц, участвовавших в приемке, необходимо указать в акте;
точное количество недостающих продуктов питания и их стоимость.
Порядок и сроки предъявления претензий поставщику и их рассмотрения устанавливаются законом.
В силу п. 13 Инструкции N 530 в учреждении должен быть организован контроль за качеством поступающих продуктов питания.
Предварительная проверка качества продуктов питания (по внешним признакам) производится при их приемке на склад (в кладовую) заведующим складом (кладовщиком) учреждения.
При наличии сомнений в доброкачественности продуктов питания их приемка производится с обязательным участием диетврача (диетсестры) или дежурного врача.
При невозможности определения доброкачественности продуктов питания на месте определенное количество продуктов питания направляется в соответствующую лабораторию санитарно- эпидемиологической станции.
В случае установления недоброкачественности какого-либо продукта питания, обнаруженного при приемке, составляется акт по форме 46-МЗ. В нем должны быть указаны:
- время и место составления акта, наименование учреждения здравоохранения, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе проб недоброкачественных продуктов питания;
- наименование поставщика;
- номер и дата сопроводительного документа, по которому поступили недоброкачественные продукты питания;
- другие данные, необходимые для более подробной характеристики проб.
Недоброкачественные продукты, указанные в акте, возвращаются поставщику вместе с заключением врача или санэпидстанции о недоброкачественности поступивших продуктов питания.
К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 518, п. 2 ст. 525, п. 1 ст. 475 ГК РФ учреждение вправе предъявить поставщику, поставившему товар ненадлежащего качества, требование о соразмерном уменьшении покупной цены, безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок либо возмещении своих расходов на устранение недостатков товара, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление от бюджетного учреждения о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Рассмотрим пример по отражению в учете претензии, предъявленной поставщику по недоброкачественным продуктам питания.
Пример 6
В марте 2013 г. медицинской организацией, имеющей статус бюджетного учреждения, был поставлен товар от мясокомбината на сумму 25 600 руб. (в том числе НДС). При приемке партии свежезамороженного мяса было обнаружено, что часть поступившего товара является некачественной. По претензии медицинского учреждения мясокомбинат возвратил денежные средства на сумму 6 300 руб. (в том числе НДС - 10%) за некачественный товар.
Закупка продуктов питания была осуществлена за счет средств, полученных от оказания платных услуг.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено принятие продуктов питания (мяса) от поставщика | 2 105 32 340 | 2 302 37 730 | 25 600 |
Произведена оплата поставленных продуктов | 2 302 34 830 | 2 201 11 610 | 25 600 |
Отражена сумма предъявленной поставщику некачественных продуктов питания претензии методом "красное сторно" | 2 105 32 340 | 2 302 34 730 | (6 300) |
Отражено поступление денежных средств от поставщика за некачественные продукты питания | 2 201 11 510 | 2 302 34 730 | 6 300 |
Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность такого соглашения (ст. 331 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК РФ.
Пример 7
Изменим условия примера 6. Предположим, что согласно договору, заключенному между медицинской организацией и мясокомбинатом, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке товара, лечебно-профилактическое учреждение вправе предъявить неустойку (штраф). Представим, что сумма неустойки составила 350 руб.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено начисление суммы дохода в виде неустойки, подлежащей взысканию с поставщика | 2 205 40 560 | 2 401 10 140 | 350 |
Поступила сумма неустойки от поставщика на лицевой счет учреждения | 2 201 11 610 | 2 205 40 660 | 350 |
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"