Как медицинской организации, имеющей статус бюджетного учреждения, отразить возврат субсидий, предоставленных из бюджета ФФОМС, потраченных не по целевому назначению?
Согласно п. 6 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются страховым медицинским организациям из бюджета территориального фонда ОМС в виде субсидий:
- на внедрение стандартов медицинской помощи;
- на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
В соответствии с п. 19, 20 Правил*(1) в случае нецелевого использования субсидии средства подлежат возврату в бюджет ФФОМС и направляются на цели стимулирования субъектов РФ, обеспечивших лучшие показатели реализации региональных программ модернизации здравоохранения.
Положения Правил и Закона N 326-ФЗ не содержат требования о включении в указанные договоры условия, предусматривающего порядок осуществления возврата использованных медицинскими организациями не по целевому назначению целевых средств.
Следовательно, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.10.2012 N 02-06-10/4496, договор на оплату медицинской помощи целесообразно дополнить положениями, предусматривающими порядок возврата средств медицинской организацией в случае использования целевых средств, предоставленных ей страховой медицинской организацией, не по целевому назначению.
Вместе с тем с учетом положений п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ и п. 130.2 Правил ОМС*(2) за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оплату медицинской помощи, она уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования для дальнейшего перечисления указанных средств в бюджет ФФОМС на основании п. 20 Правил.
Порядок отражения операций финансово-хозяйственной деятельности государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями установлен Инструкцией N 157н*(3).
Согласно Инструкции N 157н средства ОМС, полученные учреждением здравоохранения от страховой медицинской организации, учитываются по коду вида деятельности 7.
Медицинское учреждение осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенного со страховой медицинской организацией (п. 5 ст. 15, ч. 1 ст. 39 Закона N 326-ФЗ). Средства на финансовое обеспечение ОМС страховой медицинской организации предоставляются территориальным фондом ОМС в соответствии с договором о финансовом обеспечении (п. 112 Правил ОМС).
Согласно Инструкции N 174н*(4) начисление расчетов (обязательств) по суммам, подлежащим возврату в случае выявления нецелевого использования субсидии в текущем финансовом году, отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете текущего года следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражение методом "красное сторно" сумм, подлежащих восстановлению перед территориальным фондом ОМС по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату | 7 205 81 560 | 7 401 10 180 |
Операции по перечислению сумм, подлежащих возврату в случае выявления нецелевого использования в текущем финансовом году субсидии, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете текущего года следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечисление с лицевого счета учреждения в территориальный фонд ОМС возврата сумм выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете | 7 205 81 560 17 (уменьшение (со знаком минус) по коду вида доходов 180) | 7 201 11 610 |
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 апреля 2013 г.
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета ФФОМС, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 85.
*(2) Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"