Квота преткновения
Государство вновь пытается реформировать российский рынок труда. На этот раз внимание власти привлекла проблема трудоустройства молодых специалистов. Решить ее предлагается за счет квотированных рабочих мест для выпускников вузов в коммерческих структурах. Как изменения должны повлиять на взаимоотношения нанимателей и молодых сотрудников, мы узнали у посетителей сайта Raschet.ru.
Чиновники разработали пакет поправок в законы "О занятости" и "Об образовании". Документ предусматривает создание ежегодных 1-процентных квот для приема на работу выпускников вузов. Если обновления примут, то новое требование распространится на компании с численностью сотрудников от 100 и более человек. Все затраты на организацию рабочих мест лягут на плечи потенциальных бизнесменов.
Предполагаемые изменения защищают интересы выпускников дневных отделений вузов, обучавшихся на бюджетных местах и не имеющих опыта работы. Депутаты считают, что крупные компании могут без особых потерь для себя предоставлять места молодым кандидатам с профильным образованием.
Кстати, изменения коснутся и Административного кодекса, именно в нем будут прописаны санкции за несоблюдение закона. Штраф за игнорирование нормы предлагается сделать небольшим: от 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Впрочем, инициаторы защиты интересов выпускников предусмотрели и более существенное наказание. Так, предлагается злостных нарушителей вносить в черный список работодателей, и при размещении госзаказов не позволять им претендовать на такие проекты.
Хорошо забытое старое
Иван Кузьмин, финансовый директор:
Этот законопроект невольно навевает воспоминания о советской системе распределения, когда после обучения бывший студент в обязательном порядке должен был отработать некоторое время (обычно три года) в выбранном государством месте. Данная норма была призвана компенсировать всеобщую доступность и бесплатность образования. В порядке компенсации выпускников старались заинтересовать материально: предоставить жилье и деньги.
Нужно сказать, что приступы ностальгии накатывают на наших чиновников регулярно. К вопросу трудоустройства окончивших вуз или училище возвращаются из года в год. В итоге был принят закон, обязывающий принимать на работу выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые. Для этой категории специалистов предусмотрены различные социальные гарантии и пособия. Однако эти меры не слишком помогают. Большинство бывших студентов просто не знает о собственных правах, например, что статус "молодого специалиста" сохраняется спустя три года после окончания высшего учебного заведения, и такие сотрудники имеют право на надбавку к зарплате. Или о том, что при приеме на работу им нельзя назначать испытательный срок и устанавливать зарплату меньше 80 процентов от среднемесячного оклада по организации.
Мой вывод: государству нужно больше внимания уделять просветительской деятельности среди студентов. Сейчас они вступают в жизнь неподготовленными к ней, не понимая на что они могут претендовать, а на что нет. В таких условиях, какие бы законы ни принимало руководство страны, его усилия пропадут зря. Недобросовестный работодатель всегда найдет способ обойти эти нормы.
Бремя просвещения
Александр Веретянников, начальник финансового департамента:
Вести просветительскую деятельность, конечно, нужно, только в несколько ином ключе. Во-первых, стоит начинать обсуждения о будущей работе еще со школьниками: знакомить их с особенностями различных специальностей, представлять статистические данные востребованности профессий на рынке труда и зарплатные показатели. Такая мера могла бы помочь устранить дисбаланс профессий, когда есть сколько угодно менеджеров среднего звена, а вот толкового газосварщика - днем с огнем не сыщешь.
Во-вторых, нужно обратиться к самой системе образования. Ни для кого не секрет, что она значительным образом "хромает". Так называемые "специалисты" не получают достаточного объема знаний, чтобы эффективно справляться со своими обязанностями. Вот и приходится предприятиям брать шефство еще и над студентами. Некоторые, например, ездят по учебным заведениям подходящей направленности, беседуют с преподавателями и простят подобрать будущего сотрудника, которому потом оплачивают дополнительное обучение, проводят стажировку и предоставляют материал для диплома. Взамен выпускник отрабатывает определенное время на работодателя, вложившего в него столько сил.
Такой подход, кстати, очень востребован в промышленной сфере, многие предприятия уже заключили договоры с вузами на эту форму подготовки специалистов. Но данный способ - довольно дорогостоящий, и я не уверен, что даже действительно крупные предприятия смогут позволить себе подобрать 1 процент сотрудников, таким образом закрыв квоту. Кроме того, что они и так потратятся, на них вдобавок наложат штраф. Мне кажется, логичнее было бы предоставлять налоговые льготы добросовестным работодателям. Это компенсировало бы затраты на подготовку кадров, а также послужило бы хорошим примером найма выпускников для других компаний.
Естественный отбор
Ирина Гутенко, юрист:
На первый взгляд, инициатива выглядит положительной, если учесть, сколько сейчас в стране вузов и сколько молодых специалистов ежегодно выпускается в "свободное плавание". Вспоминая себя, семь лет назад окончившую юридический факультет и вынужденную работать кем угодно, только не юристом, хочется поднять обе руки "за". Все работодатели требовали стаж, и, насколько мне известно, сейчас ситуация совсем не изменилась.
Однако реализация этого законопроекта вызывает у меня некоторые сомнения. Компании, которым не нужны специалисты "без опыта", несомненно, найдут способы проигнорировать веления закона. Рычагов давления у фирм предостаточно: это и минимальный размер заработной платы, и подмена обязанностей профильного специалиста на функции из разряда "принеси-подай", и тому подобное. Да и предполагаемый размер штрафных санкций не велик.
Кроме этого, рынок труда, на мой взгляд, прекрасно регулирует себя сам. Работодатели нанимают именно тех специалистов, которые им нужны. Никто не держит "столетних" бабушек и дедушек, принципиально не давая дорогу молодым. А выпускники, которые действительно хотят найти работу по специальности, всегда изыщут для этого возможности. Это своего рода естественный отбор.
Учитывая последние веяния, высшее образование в России в скором времени рискует стать недоступным для широких слоев населения. Тогда количество новоиспеченных вузовских специалистов резко сократится. Работодатели, еще вчера требовавшие опыт работы, будут вынуждены буквально охотиться за новыми качественными кадрами. И проблема отпадет сама собой.
В целом, думаю что вмешательство в естественные процессы, происходящие на рынке труда, не принесет ощутимых результатов. Если только мы не хотим вернуться в советские времена и получить скрытую безработицу. Однако стоит отметить, что возврат к подобному положению вещей вряд ли возможен в условиях рыночной экономики.
Детский сад
Нина Фомина, главный бухгалтер:
Этот законопроект вызвал во мне живейший отклик, поскольку с трудоустройством выпускников вузов я знакома не понаслышке. Наша консалтинговая фирма ведет бухгалтерию разных фирм. В определенный момент мы столкнулись с нехваткой кадров, которую решили ликвидировать за счет привлечения молодых специалистов. У нас никогда не было предубеждения на их счет: опыт - дело наживное, а ошибки в бухгалтерии и стар и млад совершают однотипные.
Подобрав себе таких сотрудников, я определила их на самый простой участок работ, надеясь постепенно усложнять задачу. В общем, надеялась вырастить себе смену. Однако смена упорно не хотела подрастать. На следующий год к нам пришли новые работники и история повторилась. В общей сложности, пришлось трудоустраивать молодых специалистов на протяжении четырех лет, и за это время я вывела довольно любопытную тенденцию.
Имея возможность приобретать опыт и получать за это оклад, вчерашние студенты не хотят ею пользоваться. Они не стремятся ничего запоминать и ничему учиться самостоятельно. Любое замечание они воспринимают как личное оскорбление, поскольку считают, что в институте получили все необходимые навыки. Возможно, именно этим обусловлена еще одна неприятная особенность вчерашних студентов - они боятся признаваться в ошибках. Я этого искренне не понимаю: оплошности совершают абсолютно все, и если их вовремя обнаружить, то ничего страшного не произойдет, в противном случае на исправление уйдут колоссальные силы.
Конечно, нельзя всех грести под одну гребенку: и в наших "призывах" попадались заинтересованные молодые люди. Но как только им "грозила" перспектива стать главбухом, они немедленно увольнялись, и я теряла с таким трудом выращенные кадры.
В итоге мы пришли к выводу, что лучше заплатим дорогому опытному специалисту, который добросовестно выполнит возложенные на него обязанности, но перестанем лихорадочно переделывать работу за выпускниками.
Мое резюме следующее: в большинстве случаев молодые работники не готовы нести ответственность за свое дело, они даже не всегда до конца уверены, что встали на правильную стезю. В случае принятия законопроекта, его воплощение может застопориться из-за самих выпускников. Работодателям просто негде будет взять нужное количество людей, чтобы заполнить квоту.
Как ни цинично это звучит, но молодым сотрудникам работа не должна доставаться с легкостью, они должны ценить ее. Вдобавок, в процессе поиска они смогут лучше определиться, тот ли путь выбрали.
Тренируйтесь на кошках
Алла Громова, индивидуальный предприниматель:
С одной стороны, выпускникам действительно нужно помочь в трудоустройстве, поскольку при устройстве с них требуют опыт работы, который негде получить, - то есть, образуется своеобразный замкнутый круг. Если создать для работодателей ситуацию, в которой они будут вынуждены гнаться за "молодым кадром" - это могло бы решить проблему. Но вот вопрос, готовы ли сами чиновники возиться с неопытными сотрудниками? Сейчас один из возможных источников получения опыта, помимо малооплачиваемой деятельности - работа в госструктурах. Но мне не понаслышке известно, что туда не берут "людей с улицы", стараются принять знакомых, и в большинстве случаев их опыт действительно роли не играет. Возможно, именно поэтому в обществе сложилось негативное отношение к работникам таких организаций: их воспринимают как людей непрофессиональных и равнодушных. Это яркий пример отрицательного применения практики принятия молодых работников. Но самое важное здесь то, что государство собирается навязать предпринимателям образ действий, которому само не готово последовать.
С другой стороны, наша система образования и социальная сфера действительно нуждаются в преобразованиях. Однако они должны быть логичными и последовательными. Пока же чиновники бросаются из крайности в крайность. Сейчас активно разрабатывается реформа пенсионной системы, и все идет к тому, что возраст "ухода на покой" увеличат. Людей предпенсионного возраста и так крайне неохотно берут на работу, подчас им приходится довольствоваться низкооплачиваемыми должностями, не связанными с их профильной деятельностью. А если компании понадобятся рабочие места еще и для молодых специалистов, они явно будут организовывать их не за свой счет. Первыми пострадает другая категория - социально незащищенные пожилые люди. И это действительно очень печально, поскольку как раз-то у них есть большой практический опыт в своей сфере, который они могли бы передавать вчерашним студентам.
Одним словом, чиновники снова хотят наложить грим на моровые язвы, а не решить проблему изнутри. Российский рынок труда нуждается в коренных, продуманных преобразованиях. А этот законопроект может создать еще больший хаос. Если его все же запустят, то пусть хотя бы обкатают на государственных организациях, и сразу выявят негативные последствия.
"Расчет", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru