Договор возмездного оказания услуг
В силу ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, и в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом (в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых (при выполнении одних и тех же работ (оказании услуг)) условиях. В статье мы поговорим о необходимости заключения учреждениями договоров со своими контрагентами, а также о применении при расчетах с ними контрольно-кассовой техники.
Общие положения
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является обязательством и двухсторонней (многосторонней) сделкой.
На основании п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
При этом в силу ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Способы заключения договора
Согласно ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
В силу ст. 161 ГК РФ в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, должны совершаться:
- сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
- сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.
Таким образом, сделки между бюджетными учреждениями и потребителями их услуг должны совершаться в письменной форме. Напомним, что для совершения сделки в письменной форме составляется документ, выражающий ее содержание и подписанный лицом или лицами, совершающими сделку, или уполномоченными ими лицами (ст. 160 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ направлен стороной договора.
Необходимо отметить, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК РФ). В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, при несоблюдении простой письменной формы сделка считается недействительной.
Вместе с тем соблюдение простой письменной формы не требуется для договоров, которые исполняются при совершении сделок, при условии выдачи учреждением контрагенту документов в подтверждение заключенного и исполненного договора (п. 2 ст. 159 ГК РФ). Примером таких сделок может служить реализация готовых блюд в столовых бюджетных учреждений. В данном случае заключение договора происходит путем размещения публичной оферты, на которую получено согласие клиента (акцепт) (ст. 437 ГК РФ). Оплата (предоплата) услуг или иное подтверждение согласия клиента с условиями публичной оферты будет являться достаточным основанием для выполнения учреждением своих обязательств по заключенному таким образом договору.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный учреждением и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые учреждение по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого обратившегося к ней лица (розничная торговля, медицинское обслуживание и т.п.).
Бюджетное учреждение не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Существенные условия договора
В соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными условиями являются: условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В основном бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Учитывая данный факт, заметим, что наиболее распространенным способом осуществления приносящей доход деятельности является возмездное оказание услуг. Таким образом, наиболее распространенный вид заключаемых соглашений - договор возмездного оказания услуг, который регулируется положениями гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги. Необходимо отметить, что исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг (ст. 780 ГК РФ).
Следовательно, существенными условиями договора кроме предмета договора являются сроки и порядок предоставления услуг. В некоторых случаях содержание договора регламентируется на законодательном уровне. Так, например, договор на оказание платных медицинских услуг должен содержать (п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006):
1) сведения об исполнителе:
- наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
- фамилию, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
- номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дату ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
2) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
- фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
- наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;
3) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
4) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
5) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
6) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, а также фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
7) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
8) порядок изменения и расторжения договора;
9) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Информация об оказываемых услугах
Перед оформлением договора потребитель должен быть проинформирован о том, что представляет собой исполнитель, какие услуги, на каких условиях и по какой цене он может предоставить.
Способ доведения информации до потребителя устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством РФ. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность информации (посредством публикации объявлений, издания буклетов, проспектов, размещения информации на стендах, предоставления по требованию заказчика).
В силу ст. 10 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе размер кредита при его предоставлении, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Использование контрольно-кассовой техники
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ*(2) организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем Федеральным законом N 54-ФЗ и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359), предусмотрено, что государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять расчеты и без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности (БСО), который приравнивается к кассовому чеку. Такие БСО (квитанции, билеты, абонементы и др.) в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения N 359):
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование и организационно-правовую форму;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- ИНН учреждения;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами;
- дату осуществления расчета и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ.
БСО могут быть изготовлены типографским способом или с использованием автоматизированных систем. При этом согласно п. 11 Положения N 359 для одновременного заполнения бланка документа и его выпуска должны исполняться следующие требования:
- автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение пяти лет;
- при заполнении бланка документа и его выпуске автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия бланка.
В силу п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:
- иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
- обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- эксплуатироваться в фискальном режиме;
- регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
- быть исправной;
- обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
- соответствовать образцу, представленному в Минпромторг при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр ККТ;
- иметь паспорт установленного образца;
- иметь идентификационный знак установленного образца;
- иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
- иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;
- иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Обратите внимание! Требования к реквизитам, печатаемым контрольно-кассовой техникой на кассовом чеке, определены п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. Необходимо отметить, что отсутствие на распечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеках обязательных реквизитов является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с пп. "д" п. 31 Административного регламента*(3) в связи с предоставлением на регистрацию (перерегистрацию) контрольно-кассовой техники несоответствующей модели, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
А. Репин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(3) Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 N 94н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"