О представлении руководителем бюджетного учреждения сведений о доходах
Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) установлена обязанность руководителей бюджетных учреждений и лиц, поступающих на такие должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и имущественных обязательствах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. О порядке представления таких сведений и проверки их достоверности читайте в статье.
Порядок представления сведений о доходах
В соответствии со ст. 275 ТК РФ руководители государственных (муниципальных) учреждений (ежегодно) и лица, поступающие на должности руководителей государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения - в порядке, утверждаемом Правительством РФ;
лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, руководителем государственного учреждения субъекта РФ - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта РФ;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Указанные сведения представляются в уполномоченное структурное подразделение работодателя.
Обратите внимание! Руководители государственных (муниципальных) учреждений обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей начиная с доходов за 2012 год (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 280-ФЗ).
Порядок представления лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (о собственных, а также супруга (супруги) и несовершеннолетних детей) регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208 "Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей" (далее - Правила N 208). Необходимо отметить, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным нормативным актом при разработке и утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и имущественных обязательствах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также о представлении руководителем государственного учреждения субъекта РФ, муниципального учреждения соответствующих сведений.
В силу п. 2 Правил N 208 лицо, принимаемое на должность руководителя федерального государственного учреждения, при поступлении на работу представляет сведения:
- о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для поступления на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по форме согласно приложению 1 к Правилам N 208 (на отчетную дату);
- о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи лицом документов для поступления на работу на должность руководителя, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по форме согласно приложению 2 к Правилам N 208 (на отчетную дату).
Руководитель федерального государственного учреждения ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет (п. 3 Правил N 208) сведения:
- о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода по форме согласно приложению 3 к Правилам N 208;
- о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), а также сведения об их имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода по форме согласно приложению 4 к Правилам N 208.
В силу п. 6 Правил N 208 представляемые лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, таким руководителем сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имеют конфиденциальный характер, если федеральным законом не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Эти сведения предоставляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам данного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителя федерального государственного учреждения.
Обратите внимание! Если руководитель федерального государственного учреждения обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражена или не полностью отражена какая-либо информация либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения не позднее 31 июля года, следующего за отчетным (п. 5 Правил N 208).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах
В соответствии с ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. При этом полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом РФ.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей установлен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 207 "Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности" (далее - Порядок проведения проверки).
В соответствии с п. 4 Порядка проведения проверки основанием для проверки является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
кадровыми службами федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
Общественной палатой РФ;
общероссийскими средствами массовой информации.
Обратите внимание! Не может служить основанием для проверки информация анонимного характера (п. 5 Порядка проведения проверки).
Проверку осуществляют уполномоченные структурные подразделения федеральных государственных органов по решению учредителя федерального государственного учреждения или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем. Учредитель или лицо, которому такие полномочия предоставлены учредителем, обеспечивает (п. 8 Порядка проведения проверки):
- уведомление в письменной форме лица, замещающего должность руководителя федерального государственного учреждения, о начале в отношении его проверки - в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о начале проверки;
- информирование лица, замещающего должность руководителя федерального государственного учреждения (в случае его обращения), о том, какие представляемые им сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, подлежат проверке - в течение семи рабочих дней со дня обращения, а при наличии уважительной причины в срок, согласованный с указанным лицом.
Согласно п. 5 Порядка проведения проверки срок проведения проверки не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. При этом указанный срок может быть продлен до 90 дней учредителем федерального государственного учреждения или лицом, которому такие полномочия предоставлены учредителем.
При осуществлении проверки уполномоченное структурное подразделение вправе:
проводить беседу с гражданином, претендующим на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также с лицом, замещающим должность руководителя такого учреждения;
изучать представленные гражданином, претендующим на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также лицом, замещающим такую должность, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
получать от гражданина, претендующего на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также от лица, замещающего такую должность, пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам.
В свою очередь, лицо, замещающее должность руководителя федерального государственного учреждения, вправе:
- давать пояснения в письменной форме в ходе проверки, а также по результатам проверки;
- представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.
Согласно п. 9 Порядка проведения проверки по окончании проверки учредитель федерального государственного учреждения или лицо, которому такие полномочия предоставлены учредителем, обязаны ознакомить лицо, замещающее должность руководителя учреждения, с результатами проверки. По ее результатам учредитель или лицо, которому такие полномочия предоставлены учредителем, принимают одно из следующих решений:
назначение гражданина, претендующего на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, на эту должность;
отказ гражданину, претендующему на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, в назначении на эту должность;
применение к лицу, замещающему должность руководителя федерального государственного учреждения, мер дисциплинарной ответственности.
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в соответствующие государственные органы.
Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также материалы проверки, поступившие к учредителю федерального государственного учреждения или лицу, которому такие полномочия предоставлены учредителем, хранятся ими в соответствии с законодательством РФ об архивном деле.
Трудовой договор с руководителем
В целях обеспечения единообразия в практике заключения трудовых договоров с руководителями государственных и муниципальных учреждений Федеральным законом N 280-ФЗ в ст. 275 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор с руководителем учреждения заключается на основе типовой формы.
Типовая форма трудового договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения". Данная форма в качестве одного из критериев деятельности руководителя для осуществления стимулирующих выплат предусматривает соотношение средней заработной платы работников учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, и средней заработной платы по экономике в соответствующем субъекте РФ.
Напомним: с 01.01.2013 предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений должен устанавливаться федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. При этом указанный предельный уровень может быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя учреждения, включенного в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ (Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583).
Кроме того, типовая форма содержит положения о представлении руководителями государственных (муниципальных) учреждений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Необходимо отметить, что в настоящее время перечень сведений, включаемых в трудовой договор, содержится в ст. 57 ТК РФ. Так, в трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора.
Кроме того, обязательны для включения в трудовой договор следующие условия:
- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом;
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.);
- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"