Особенности представления отчетности в ПФР за I квартал 2013 года
26.03.2013 вступил в силу Приказ Минтруда РФ от 28.12.2012 N 639н*(1) (далее - Приказ N 639н), которым утверждены новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) и порядок ее заполнения (далее - Порядок). Положения Приказа N 639н применяются начиная с представления расчета за I квартал 2013 года. Форма расчета РСВ-1 ПФР и порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 N 232н*(2), с указанной даты не действуют.
На официальном сайте ПФР*(3) опубликованы характерные ошибки, которые допускают плательщики страховых взносов при заполнении расчета РСВ-1 ПФР. ПФР обращает внимание на указанный перечень, так как он отражает наиболее часто встречающиеся ошибки, допущенные страхователями за две последних отчетных кампании. Следует иметь в виду, что некоторые ошибки, опубликованные на сайте, уже успели устареть, так как форма отчетности изменялась за указанный период дважды.
Изменения в форме расчета РСВ-1 ПФР, применяемой с I квартала 2013 года
Следует отметить, что новая форма расчета РСВ-1 ПФР доработана в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 243-Ф3*(4) в законы N 212-ФЗ*(5), 167-ФЗ*(6). В частности, с 01.01.2013 установлена новая шкала тарифов страховых взносов, а также введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости (ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ и 33.2 Закона N 167-ФЗ).
В связи с этим в разделе 2 "Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу" расчета выделены три подраздела:
- подраздел 2.1 "Расчет страховых взносов по тарифу", который заполняется в отношении страховых взносов по тарифу, применяемому плательщиком в соответствии с кодами тарифов плательщиков страховых взносов согласно приложению к Порядку. Если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, в расчет включается столько страниц подраздела 2.1, сколько тарифов применялось;
- подраздел 2.2, который заполняется в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- подраздел 2.3, который заполняется в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Также следует отметить, что в раздел 1 введена новая строка 121, в которой плательщики страховых взносов должны указать страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, ежегодно устанавливаемую Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, доначисленные (п. 7.3 Порядка):
- по актам проверок (камеральной и (или) выездной), по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов;
- самостоятельно в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в раздел 2 введена новая строка 261. В этом разделе отражается количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы в соответствии с тарифом (строка 260), в том числе количество физических лиц, выплаты которым превысили предельную величину базы для начисления страховым взносов (строка 261).
Также отметим изменения в разделе 4 расчета. В указанный раздел введены дополнительные графы:
- графа 2 "Основание для доначисления страховых взносов". Цифра 1 указывается в случае доначисления по актам проверок (камеральной и (или) выездной), по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов. Цифра 2 указывается в случае, если плательщиком страховых взносов самостоятельно доначислены страховые взносы в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ;
- графа 6, в которой отражаются суммы доначисленных страховых взносов (страховая часть) в части сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- графы 8 и 9, в которых указываются суммы доначисленных страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 21.03.2013 N 97р утвержден новый формат расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (формат данных). Информация опубликована на официальном сайте ПФР.
Ошибки при заполнении расчета РСВ-1 ПФР
На сайте ПФР опубликованы наиболее часто встречающиеся ошибки, допущенные страхователями за две последних отчетных кампании. Учитывая, что за указанный период форма отчета изменялась, отметим лишь некоторые из них:
1. Не указываются реквизиты: код ОКАТО, код ОКВЭД. Поля "ИНН", "КПП", "ОГРН (ОГРНИП)", "ОКАТО", "ОКВЭД" обязательны для заполнения. Данная информация необходима ПФР, в частности, для осуществления взаимодействия с ФНС в рамках действующего Соглашения *(7), заключенного между этими службами.
2. Наименование плательщика в расчете РСВ-1 ПФР не соответствует наименованию в учредительных документах. В силу п. 5.5 Порядка (приложение 2 к Приказу N 639н) в поле "Наименование организации, обособленного подразделения/ФИО индивидуального предпринимателя, физического лица" указывается наименование организации в соответствии с учредительными документами. При наличии в наименовании латинской транскрипции таковая также указывается. В Порядке не содержится указания на то, можно ли применять краткое наименование организации, если данное название предусмотрено учредительными документами организации. По всей видимости, указание краткого наименования организации в рассматриваемом случае допускается.
3. Не указывается номер телефона. Номер телефона должен заполняться в обязательном порядке.
4. Не указывается код тарифа. Код тарифа заполняется в обязательном порядке. Коды тарифа в действующей форме расчета не указываются на титульном листе, они указываются в разделе 2 расчета. Согласно п. 3 Порядка в случае, если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, в расчет включается столько страниц раздела 2 расчета, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат, начисленных в отношении отдельных работников).
5. В строку 100 ошибочно вносятся данные о задолженности, образовавшейся за период с 2002 года по 2009 год. Отметим, что в большинстве своем указанные суммы задолженности плательщиками страховых взносов погашены (уплачены, зачтены, списаны). Согласно п. 7.1 Порядка значения граф строки 100 должны быть равны значениям соответствующих граф строки 150 расчета за предыдущий расчетный период, которая также не включала данную задолженность.
Обратите внимание! До 01.01.2013 администратором доходов по уплате задолженности по страховым взносам на страховую и накопительную части за период с 2002 года по 2009 год являлась ФНС. С 01.01.2013 администратором таких доходов выступает ПФР*(8), поэтому с указанной даты введены новые коды бюджетной классификации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
КБК с 01.01.2013 | Название кода дохода |
392 1 02 02031 06 0000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) |
392 1 02 02032 06 0000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) |
Особенности представления сведений персонифицированного учета
В первую очередь следует отметить, что 29.01.2013 вступил в силу Приказ Минтруда РФ от 21.09.2012 N 196н, которым утвержден Административный регламент предоставления ПФР государственной услуги по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц (далее - Регламент). Указанным документом установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении данной государственной услуги:
- представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ и нормативных правовых актов РФ (п. 31 Регламента);
- документы подготовлены с нарушением Инструкции *(9), требований к формам данных документов и правил их заполнения. Сведения, содержащиеся в таких документах, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии возвращаются страхователю с указанием обнаруженных нарушений в срок не позднее семи дней со дня обнаружения нарушений (п. 32 Регламента).
Таким образом, если требование территориального органа ПФР не установлено законодательными и нормативными правовыми актами РФ, он не вправе отказать в оказании государственной услуги по приему от страхователей отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц.
Законом N 243-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в соответствии с которыми с 2013 года на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц учитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ. С первого отчетного периода 2013 года вводятся новые формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС:
- СЗВ-6-4 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица";
- АДВ-6-5 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица".
Указанные формы и правила их заполнения утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 28.01.2013 N 17п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п", вступившим в силу 09.04.2013.
На официальном сайте ПФР также содержится информация о том, что вышеуказанная отчетность по новым формам при приеме в органах ПФР будет проверяться в соответствии с дополнением 2 к Правилам проверки документов персонифицированного учета, представляемых в электронной форме, текст которого также опубликован на сайте.
А.Г. Волкова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 3, май-июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения".
*(2) Признан утратившим силу Приказом Минтруда РФ N 640н, Минздрава РФ N 1627н от 28.12.2012 "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", действующим с 26.03.2013.
*(3) http://www.pfrf.ru/.
*(4) Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
*(5) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(6) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(7) Соглашение ФНС РФ N ММВ-27-2/5, ПФ РФ N АД-30-33/04сог от 22.02.2011 "По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации".
*(8) http://www.pfrf.ru/ot_zabal_izm0kato2013/.
*(9) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"