Муниципальное предприятие осуществляет грузовые и пассажирские перевозки в пригородном, междугородном и международном сообщении. Используемые в перевозках пассажиров и багажа транспортные средства (автобусы) оснащены спутниковым оборудованием ГЛОНАСС. Обязано ли предприятие оснастить автобусы тахографами, на чем настаивают инспекторы безопасности дорожного движения?
Начнем с того, что требование по оснащению ТС спутниковым оборудованием ГЛОНАСС установлено п. 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств*(1). Дословно: ТС, включая специальные транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Аналогичное условие указано в п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом*(2). Таким образом, необходимость оснащения автобусов транспортного предприятия спутниковым оборудованием ГЛОНАСС не вызывает сомнений. Требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждены Приказом Минтранса РФ от 31.07.2012 N 285.
Что касается тахографов, то они "пришли" из другого документа - Закона о контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок*(3). В нем сказано, что водители транспортных средств при международных автомобильных перевозках по территории России обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. На территории России должно выполняться требование об установке на транспортных средствах и использовании контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей ТС, принадлежащих российским перевозчикам, при международных автомобильных перевозках.
На основании ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(4) принято Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими ТС, порядке оснащения ТС тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы". Однако в данном документе есть лишь отсылочная норма, которая звучит так: порядок оснащения транспортных средств тахографами определяется Минтрансом. И соответствующий документ Минтрансом принят - это Приказ от 13.02.2013 N 36 (далее - Приказ N 36), вступивший в силу с 1 апреля 2013 года.
Согласно приложению 1 к Приказу N 36 требования к тахографам, устанавливаемым на ТС, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и отдыха водителей. Тахографы используются:
- водителями - в целях регистрации и учета режима труда и отдыха;
- транспортными предприятиями - в целях контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха;
- контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями режима движения, труда и отдыха.
В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие компоненты:
- карты тахографа, датчик движения (как резервное устройство при отсутствии соединения с системами спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS);
- антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
- антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
- комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
Тахографами оснащаются следующие категории и виды ТС, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ (приложение 2 к Приказу N 36):
- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
В рассматриваемом приложении названы два исключения по оснащению тахографами:
- транспортные средства категории M2, M3 (автобусы), осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом*(5);
- транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам согласно карточке допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров*(6), оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
Из сказанного следует, что перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать ТС тахографами, если действует в рамках Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. На междугородных маршрутах оснащение ТС тахографом обязательно. В отношении оснащения тахографами автобусов международных пассажирских перевозок нужно помнить об условиях, невыполнение которых влечет обязанность установить тахограф. В частности, если транспортное предприятие занимается международными пассажирскими перевозками на автобусах и у него отсутствует карточка допуска на автотранспортные средства для осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, то транспортное предприятие обязано оснастить автобусы тахографами.
За невыполнение названного требования предусмотрена административная ответственность как для водителей, так и для юридического лица. В силу ст. 11.23 КоАП РФ управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до 2,5 тыс. руб. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.
В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление Забайкальского краевого суда от 17.04.2012 N 7-58-2012. В нем водитель правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку управлял грузовым автотранспортным средством при осуществлении международной автомобильной перевозки без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха. Кроме того, так как целью установки тахографа является обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, есть и вероятность привлечения юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства без тахографа. В соответствии с данной нормой за перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств грозит наложение административного штрафа на граждан в размере 3 тыс. руб., на должностных лиц - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб. Очевидно, что попасть на штраф по приведенному основанию можно лишь в том случае, если ТС должно быть оборудовано тахографом.
На заметку. Водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, в случае если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством (п. 10 приложения 3 к Приказу N 36).
Остается добавить, что работа тахографов, установленных на ТС, контролируется мастерскими и транспортными предприятиями в целях исключения нарушения водителем, управляющим ТС для перевозки грузов или пассажиров, режима труда и отдыха. После выпуска транспортного средства на линию водитель проверяет работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации. Очевидно, что если в автобусе установлен не тахограф, а аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, то она контролируется и используется согласно инструкции по ее эксплуатации.
А.Р. Миронова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2013 г.
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
*(3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
*(5) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
*(6) Приказом Минтранса РФ от 22.11.2004 N 36 утверждены формы бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"