О применении ПБУ 18/02 в отдельных случаях
Средние и крупные транспортные предприятия платят налоги в рамках традиционной системы налогообложения, что обязывает их вести расчеты с бюджетом по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете эти расчеты должны быть отражены по правилам ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Его применение позволяет получить информацию не только о текущих, но и о будущих налоговых обязательствах. В заметке автор предлагает читателю разобраться с двумя непростыми ситуациями.
В парке автопредприятия есть транспортные средства, имеющие высокую степень износа, морально устаревшие и фактически не используемые в деятельности. Как правильно списать эти ТС в учете и ранее начисленный отложенный налог с амортизационной премии?
Извлечение прибыли является целью деятельности любой коммерческой организации, поэтому неспроста в балансе отражаются именно активы, которые приносят или будут приносить экономические выгоды. Если имущество их уже не приносит и не будет приносить в будущем, то это не актив, и его стоимость следует списать с баланса. Это подтверждается п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которому стоимость объекта, выбывающего или не способного приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств происходит в случае его продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, а также в иных случаях.
Но прежде чем списывать объект с баланса, нужно вспомнить о примененной ранее амортизационной премии, которая приводит к образованию разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. В связи с тем, что в налоговом учете сразу признаются расходы (амортизационная премия), а в бухгалтерском - нет, возникает налогооблагаемая разница, формирующая отложенной налоговое обязательство (п. 12 ПБУ 18/02). При эксплуатации ТС в случае установления одинакового срока полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете все равно за счет амортизационной премии будет образовываться разница в амортизации. В бухучете на расходы будет переноситься большая стоимость ТС, поэтому разница в амортизации будет уже вычитаться, и за ее счет в учете будет погашаться ранее начисленное отложенное налоговое обязательство (ОНО). Если стоимость ТС на момент его выбытия будет списана не полностью, то останется часть ОНО, которая будет погашена за счет разницы в остаточной стоимости, что взаимосвязано с применением амортизационной премии, с разной амортизацией в бухучете и налогообложении.
Пример 1
По результатам работы комиссии, определяющей целесообразность (пригодность) дальнейшего использования имущества, принято решение списать ТС. Его первоначальная стоимость равна 200 тыс. руб., сумма начисленной до момента списания амортизации - 150 тыс. руб. В налоговом учете по ТС в момент его ввода в эксплуатацию бухгалтер применил амортизационную премию в размере 30% (60 тыс. руб.). За время эксплуатации ТС отработало 3/4 срока полезного использования. Ставка налога на прибыль - 20%.
Для наглядности приведем в таблице данные бухгалтерского и налогового учета.
Бухгалтерский учет, руб. | Налоговый учет, руб. | |
Первоначальная стоимость | 200 000 | 200 000 |
Амортизация до выбытия | 150 000 | 105 000 |
Амортизационная премия | 60 000 | |
Остаточная стоимость | 50 000 | 35 000 |
В момент ввода оборудования в эксплуатацию и применения амортизационной премии в налоговом учете возникает налогооблагаемая разница (60 тыс. руб.), формирующая ОНО - 12 тыс. руб. (60 тыс. руб. x 20%). В дальнейшем при начислении амортизации обязательство погашается, и на момент выбытия будет погашено на сумму 9 тыс. руб. ((150 - 105) тыс. руб. x 20%). Остается 3 тыс. руб., которые будут погашены за счет разницы в остаточной стоимости ((50 - 35) тыс. руб. x 20%). Покажем полностью начисление и списание отложенного налогового обязательства, для чего отразим в учете полный цикл начиная с ввода ТС в эксплуатацию и заканчивая его списанием.
В бухгалтерском учете организации будут составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Введено в эксплуатацию ТС | 200 000 | ||
Отражено ОНО по амортизационной премии | 12 000 | ||
Начислена амортизация за период | 150 000 | ||
Списано ОНО за счет разниц в амортизации | 9 000 | ||
Списана начисленная до выбытия амортизация | 150 000 | ||
Списана остаточная стоимость ТС | 50 000 | ||
Определен результат от списания авто | 50 000 | ||
Дописана оставшаяся часть ОНО | 3 000 |
Заметим, раньше в ПБУ 18/02 рекомендовалось списывать ОНО на счет учета прибыли и убытков (Дебет 77 Кредит 99). Сейчас такого указания нет, поэтому списать ОНО при выбытии актива, по которому он был начислен, можно в обычном порядке: Дебет 77 Кредит 68. Это позволит "свести" бухгалтерский учет по налогу на прибыль и показатель, отраженный в декларации, а также не приведет к искажению результата на счете 99 "Прибыли и убытки", на который не повлияет списание отложенных налогов.
Транспортная компания обновила свой автопарк. Региональные власти предоставили субсидию на компенсацию расходов, связанных с приобретением подвижного состава. Возникает ли разница между учетом и налогообложением при условии, что согласно учетной политике компании субсидии принимаются к учету по мере их фактического получения (аналогичный порядок признания для налогообложения)?
В силу п. 10 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" целевые средства на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации (прочие доходы). Но это не означает, что отнесение целевого финансирования на счет учета прочих расходов отчетного периода полностью исключает механизм равномерного признания таких средств в составе прочих доходов. Дело в том, что по капитальным затратам, связанным с возведением оборотных активов, расходы списываются не сразу, а через амортизацию, поэтому в таком же порядке целесообразно признавать в составе доходов средства целевого финансирования, поступившие после принятия к учету амортизируемого имущества.
С позиций налогообложения прибыли субсидии коммерческим организациям, в том числе предприятиям автотранспорта, включаются в состав внереализационных доходов и не подлежат отдельному учету (Письмо УФНС по г. Москве от 29.12.2011 N 1615/126140@). В силу того, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению субсидий (Письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/1/694). По имуществу, приобретенному или созданному за счет субсидий и признанному согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке (Письмо Минфина РФ от 22.05.2012 N 03-03-06/1/263).
При расчете налога на прибыль облагаемая субсидия является безвозмездно полученными средствами. Датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). В связи с тем, что в налогообложении полученная оператором связи субсидия включается в состав доходов одновременно, а в бухгалтерском она может распределяться на период амортизации объекта, стоимость которого частично оплачена бюджетными средствами, возникает временная разница (п. 11 ПБУ 18/02). Она формирует отложенный налоговый актив (ОНА), который погашается по мере включения в состав текущих прочих доходов сумм, учтенных как доходы будущих периодов.
Пример 2
Затраты автопредприятия на обновлении автопарка ТС составили 5 млн руб. (без НДС). Половина суммы через полгода была компенсирована бюджетными средствами. Срок службы приобретенных ТС для упрощения примера выбран одинаковым - в пределах 5 лет. Субсидии отражаются в бухгалтерском учете по факту. Ставка налога на прибыль - 20%.
Данные по учету амортизации, признанию субсидии и отражению ОНА приведены в таблице.
Через полгода, руб. | Еще через год, руб. | |
Амортизация до получения субсидии | 500 000 | 1 000 000 |
Часть субсидии | 250 000 | 500 000 |
Доходы будущих периодов | 2 250 000 | 1 750 000 |
ОНА | 450 000 | 350 000 |
Разъясним, как получились цифры в полугодовой период с начала эксплуатации ТС. Амортизация составляет 500 тыс. руб. (5 000 тыс. руб. / 5 лет x 1/2). В соответствующей части признается и субсидия, полученная на компенсацию затрат, - 250 тыс. руб. (2 500 тыс. / 5 лет x 1/2). В доходах будущих периодов будет учтено 2 250 тыс. руб. (2 500 - 250). Остается начислить ОНА - 450 тыс. руб. (2 250 тыс. руб. x 20%). После получения субсидии через год амортизация будет равна 1 000 тыс. руб. (4 500 тыс. руб. / 4,5 года), субсидия будет признана в размере 500 тыс. руб. (2 250 тыс. руб. / 4,5 года), что также покажет уменьшение доходов будущих периодов, а ОНА будет снижено на 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. x 20%).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету в качестве ОС приобретенные ТС | 5 000 000 | ||
Начислена амортизация за полугодовой период* | 500 000 | ||
Поступила на расчетный счет субсидия | 2 500 000 | ||
Отражена часть субсидии за прошедшие полгода | 250 000 | ||
Отражена часть субсидии в доходах будущих периодов | 2 250 000 | ||
Отражен ОНА по доходам будущих периодов | 450 000 | ||
Начислена амортизация по новым ТС за год | 1 000 000 | ||
Списана часть доходов будущих периодов | 500 000 | ||
Списана часть ОНА по доходам будущих периодов | 100 000 | ||
* В целях упрощения примера амортизационная премия не применяется. |
С.В. Булаев,
редактор журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"