У аптек появятся новые конкуренты?
Законодательное собрание Амурской области внесло на рассмотрение Госдумы законопроект N 93044-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части расширения перечня медицинских организаций, в которых разрешена розничная торговля лекарственными препаратами.
Как сказано в ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Почему нужны изменения?
Согласно названной статье в перечень медицинских организаций, которым разрешена розничная торговля лекарственными средствами, участковые больницы не включены. Однако в настоящее время в ряде сельских поселений, находящихся в труднодоступных районах, из медицинских организаций имеются только участковые больницы, а аптечные организации отсутствуют.
В законопроекте предлагается расширить перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, расположенных в сельской местности, в которых разрешена розничная продажа лекарственных средств. Основными условиями для этого должны быть отсутствие на территории сельского поселения аптек и наличие у медицинской организации лицензии на фармацевтическую деятельность. В этом случае будет разрешена продажа лекарственных средств в участковых больницах (обособленных или не обособленных как самостоятельные медицинские организации), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Принятие проекта федерального закона позволит решить проблему доступности лекарственной помощи сельскому населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах.
Что хотят изменить?
Предлагается расширить перечень медицинских организаций, включив в него участковые больницы, путем изменения следующих положений Федерального закона N 61-ФЗ:
- части 1 ст. 52 - добавить участковые больницы в список организаций, занимающихся фармацевтической деятельностью;
- частей 1, 2, 3 ст. 55 *(1) - дополнить участковыми больницами перечень организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами;
- части 2 ст. 69 - обязать участковые больницы нести ответственность в рамках их деятельности за причинение вреда здоровью граждан вследствие применения ими лекарственных препаратов, пришедших в негодность в результате нарушения правил изготовления, хранения, отпуска или оптовой торговли лекарственными препаратами.
Предполагается, что принятие данного проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Законопроект и Стратегия лекарственного обеспечения
Следует заметить, что цель законопроекта полностью соответствует цели Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года*(2) (далее - Стратегии лекарственного обеспечения), а именно - повышать доступность лекарственных препаратов для медицинского применения, чтобы удовлетворить потребности населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения РФ. В Стратегии лекарственного обеспечения особо отмечена недостаточная доступность лекарственных препаратов для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой. Поэтому повышение удовлетворенности населения лекарственным обеспечением входит в число приоритетных задач.
Работа с документом
После предварительного рассмотрения Совет ГД ФС РФ принял следующие решения по законопроекту:
- назначить ответственный комитет (Комитет по охране здоровья ГД ФС РФ);
- представить в комитет отзывы, предложения и замечания к законопроекту в срок до 15.08.2013;
- подготовить законопроект к рассмотрению Госдумой (документ включен в примерную программу решением Госдумы на апрель 2013 года).
К сведению. С 1 сентября 2010 года Федеральным законом N 61-ФЗ разрешена розничная торговля лекарственными препаратами в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Благодаря этому в малонаселенных и сельских районах увеличилась доля сельских аптечных организаций в их общем количестве. По состоянию на 01.01.2011 доля сельских аптек к общему количеству аптечных организаций составляла 27,6%, а к 01.01.2012 - 49%.
Количество обособленных подразделений, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, в виде фельдшерско-акушерских пунктов возросло на 4 028 единиц, амбулаторий - на 289 единиц, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики - на 1 173 единицы. В среднем по РФ одна аптечная организация обслуживает 2 674 человека, в городах - 2 279 человек, в сельской местности - 3 069 человек (см. Стратегию лекарственного обеспечения).
Т.Ю. Антропова,
эксперт журнала "Аптека:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ожидается, что будут внесены изменения в ч. 3 ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ, однако автор полагает, что речь идет о ч. 5 ст. 55 данного закона, которая закрепляет обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать перечень медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
*(2) Утверждена Приказом Минздрава РФ от 13.02.2013 N 66.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"