Формулы коучинга
Коучинг - достаточно редкий и весьма эксклюзивный вид бизнес-услуги на российском рынке. Он представляет собой органичное сочетание методик индивидуального консалтинга и социально-психологического тренинга, подразумевает мотивацию и тренировку личности умения достигать своих целей. В результате личность становится Личностью. Однако в Российской Федерации коучинг как вид самостоятельной экономической деятельности пока не имеет законодательной и нормативно-правовой базы.
Профессия "специалист по коучингу" отсутствует и в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Сейчас в процессе разработки находятся профессиональные стандарты коучей. А кому же нужна эта профессия?
"Коуч" или "специалист по коучингу"?
Совсем недавно в Трудовом кодексе РФ появилась новая статья - о квалификации работника. Теперь для всех специалистов будет определяться уровень знаний и умений, профессиональных навыков и опыта работы. Еще одна новинка - профессиональный стандарт, который необходим для осуществления конкретного вида деятельности. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уже сформировало план-график подготовки профессиональных стандартов, а для методического обеспечения их разработки составило проекты следующих документов:
- уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов;
- методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов;
- макет профессионального стандарта.
Квалификационные справочники, действующие сегодня, с течением времени подвергались многочисленным поправкам - дополнениям и изменениям. Некоторые разделы это затрагивало больше, другие - меньше. Поэтому сейчас Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих носит узконаправленный характер. Профессиональный стандарт будет содержать более широкие подходы к квалификации специалиста, а также учитывать современные требования.
Очень важно отметить, что новые квалификационные требования будут проходить общественное обсуждение в профессиональном сообществе. Поскольку проекты профессиональных стандартов разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
В настоящее время деятельность, направленная на разработку профессиональных стандартов "Специалист по коучингу", осуществляется Национальной гильдией профессиональных консультантов (НГПК), Русской школой коучинга "Восток-Запад" и Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компанией "ЮНИПРАВЭКС". Эта работа ведется по специальному плану и разделена на десять основных этапов, в рамках которых предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий:
- провести изучение российского и зарубежного опыта в области формирования профессиональных стандартов и квалификационных характеристик в сфере коучинга;
- на основе научных источников, эффективных рыночных образцов отечественных стандартов деятельности коучей, зарубежных профессиональных стандартов, данных отечественных и зарубежных исследований, профессиограмм специалистов по коучингу (коучей) сформировать рабочий понятийный аппарат, создать терминологическую базу и разработать унифицированный план профессиональных стандартов;
- провести широкомасштабное исследование "Система компетенций и квалификаций в коучинге: профессиональный клиринг и профессиограмма "Специалист по коучингу";
- организовать проведение рейтингового процесса в среде коучинговых организаций и индивидуально практикующих специалистов по коучингу (коучей);
- сформировать рабочую модель профессиональных стандартов специалистов по коучингу (коучей) на базе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки коучей как специалистов смежных специальностей с учетом результатов исследования и рейтингового мониторинга;
- осуществить углубленную проработку должностных обязанностей, перечня базовых знаний, умений и навыков, формулировок основных требований к компетенции и квалификации специалистов по коучингу (коучей), провести апробацию полученных результатов;
- провести обсуждение проекта должностных обязанностей специалистов по коучингу (коучей) в независимых и (или) специально сформированных фокус-группах, провести углубленные интервью, в т.ч. на заседаниях круглых столов, в дискуссионных клубах, на семинарах, конференциях и форумах;
- провести презентацию проекта профессиональных стандартов специалистов по коучингу (коучей) на форумах, конференциях, выставках, других мероприятиях, в т.ч. в рамках Национальной премии в области развития общественных связей "Серебряный лучник".
- разработать пакет документации и провести согласование профессиональных стандартов "Специалист по коучингу" в профильных министерствах и ведомствах.
- внести разработанный и согласованный пакет документации, содержащий профессиональные стандарты "Специалист по коучингу" и квалификационные характеристики в профильное министерство с целью институционализации профессии "специалист по коучингу" ("коуч").
Очередь из "первых лиц"
Не следует путать специалистов, занимающихся тренинговой деятельностью (бизнес-тренеров, тренинг-менеджеров, HR-тренеров и проч.), и коучей (в российской юрисдикции - специалистов по коучингу). Несмотря на внешнюю схожесть этих консалтинговых понятий, функции тренеров и коучей различны. "Чисто" тренеры осуществляют "внутрифирменное обучение", направленное на повышение эффективности производственной деятельности, повышение результативности организации.
Коуч (англ. coach - тренер, репетитор, наставник) осуществляет индивидуальное консультирование, обучение, сопровождение руководителей и топ-менеджеров. Соответственно, коучинг представляет собой органичное сочетание методик индивидуального консалтинга и социально-психологического тренинга, подразумевает мотивацию и тренировку личности (как правило, "первых лиц" - лиц, принимающих решения).
Поэтому коучинг - это не VIP-тренинг. Суть коучинга - научить клиента достигать своих целей, привить ему навыки "самообучаемости" и выработки новых алгоритмов поведения, научить умению эффективно взаимодействовать с "первыми лицами", функционирующими в "эшелонах власти", развивать свой эмоциональный интеллект, приемам нестандартного (креативного) мышления на основе аналитико-синтетической переработки больших и даже очень больших объемов информации.
Направления деятельности в коучинге в большинстве случаев формируются на основе "обратной связи". Общение с "группами влияния", "заинтересованными сторонами" - стейкхолдерами, их потребности и запросы во многом определяют динамичный процесс развития коучинга как элитной и дорогой бизнес-услуги.
И, хотя технология коучинга изначально разрабатывалась для профессиональных спортсменов (отсюда и "спортивность" термина - coaching - тренировать для специальных целей, наставлять, воодушевлять, готовить к решению определенных задач), бизнес-среда, политика, лоббизм разработали свой терминологический ряд: лайф-коучинг, стратегический коучинг, организационный коучинг, личный (индивидуальный) коучинг, селф-коучинг, самокоучинг, групповой коучинг, ситуационный коучинг, коактивный коучинг, проектный коучинг, трансформационный коучинг, системный коучинг, креативный коучинг, инновационный коучинг, бизнес-коучинг, GR-коучинг, корпоративный коучинг, кросс-культурный коучинг, коучинг принятия решений, дианалитический коучинг, экзистенциальный коучинг, тайм-коучинг, карьерный коучинг, коучинг в обучении, дистанционный коучинг, интернет-коучинг, телефонный коучинг (заочные телефонные сессии) и др.
За истекшее десятилетие по этим видам коучинга изданы десятки книг российских авторов, защищены две кандидатские диссертации. Большой популярностью пользуются и переведенные на русский язык книги, написанные практикующими зарубежными коучами.
Коучей, как правило, привлекают к работе "первые лица" - руководители высшего звена, топ-менеджеры, представители бизнес-элиты, стейкхолдеры. Например, превращение компаний в основную форму существования российского крупного бизнеса и использование мирового рынка в качестве ключевого источника внешнего финансирования потребовали их существенной внутренней трансформации. Чтобы соответствовать новым требованиям, требовались и "новые услуги", в т.ч. - коучей. В результате большинство компаний-лидеров прошло через этап совершенствования корпоративного построения (внедрение норм good corporate governance).
На втором месте по популярности коучинг стоит у представителей "эшелонов власти". На третьем - пьедестал занимает "спорт высоких достижений", привлекающий "покорителей олимпийских высот". Далее большой интерес к коучингу проявляют представители шоу-бизнеса и "люди искусства". Завершают "пятерку лидеров" - заказы в среде среднего (редко малого) бизнеса.
Как показала практика, иногда единичные заказы (на сугубо конфиденциальной основе) поступают от представителей органов государственного и муниципального управления. Несмотря на это, опросы показали определенную заинтересованность в GR-коучинге и органов государственного управления, и органов местного самоуправления. Интерес государственного и муниципального секторов экономики сконцентрирован в основном на лайф-коучинге. Как показали исследования, несмотря на небольшую историю коучинга в современной России, он всё еще остается довольно редким видом бизнес-услуг, а, например, GR-коучинг - архиредким, в силу своей элитности.
В процентном соотношении структура клиентских запросов на услуги российских коучей представлена на рис. 1.
Ключевые тренды рынка
В ходе аналитического исследования "Цивилизованный рынок услуг специалистов по коучингу в России: новые тренды развития и перспективы глобального сотрудничества", которое в режиме рейтингового мониторинга проводит Экспертно-аналитическая и информационно-рейтинговая компания "ЮНИПРАВЭКС" в рамках Подкомитета по рейтинговому мониторингу конкурентной среды в сфере услуг образования Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам образования, были определены основные положительные и отрицательные тенденции (тренды) в данном сегменте рынка.
Главной положительной тенденцией, следующей за поступательным развитием российских бизнес-элит, явился всё возрастающий рост интереса к коучингу как к элитной бизнес-услуге. Это отметили около четверти экспертов. На 1% меньше (23%) респонденты, после "роста", определили "развитие творческого и интеллектуального потенциала посредством технологий коучинга". Формирование у клиентов "чувства личной ответственности" за принятые решения и последствия их реализации выделил каждый пятый опрошенный.
Создание системы всех видов партнерства (в т.ч. социального) как основного принципа взаимодействия коуча и клиента было отмечено положительно в 18% ответов. Важную роль интеграции российских специалистов-коучей в международную профессиональную среду подчеркнули 15% респондентов. Ключевые тренды рынка коучинга "со знаком плюс" представлены на рис. 2.
Отрицательные тренды роднят коучинг с консультационными услугами в части отсутствия законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. Этой проблемой были озабочены 36% опрошенных. Отсутствие единых стандартов профессии, квалификационных характеристик и должностных обязанностей тревожит каждого третьего коуча. Переизбыток на рынке большого числа специалистов из "смежных профессий", формирующий "искаженную картину конкурентной среды", мешает целенаправленному развитию коучинга как "персонального вида консалтинга" каждому пятому коучу.
Отсутствие полноценной инфраструктуры рынка услуг специалистов по коучингу отметили 8% респондентов. А несформированную у клиентов потребность в регулярном приглашении коучей для решения своих проблем, основанную на слабом информационном взаимодействии, выделили 4% профессионалов данного вида услуг. Ключевые тренды рынка коучинга "со знаком минус" представлены на рис. 3.
Формула успеха
Анализ рынка услуг специалистов по коучингу (коучей) выявил тесные взаимосвязи между коучингом и консалтингом как дополняющими друг друга видами услуг. Так, по мнению А.С. Огнева, доктора психологических наук, профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, консультанта по организационному развитию, "организационное консультирование связано с целесообразным упорядочением взаимоотношения людей, стремящихся координировать свои усилия для достижения общих целей. И этот вид консультирования не является чем-то противоположным коучингу". Придавая своей деятельности черты коучинга, организационный консультант добивается:
- роста эффективной работы и организации в целом, и ее отдельных подразделений, и ее сотрудников в ходе их личностной самореализации;
- увеличения быстроты и результативности действий организации в кризисных ситуациях;
- культивирования ответственного отношения сотрудников к своей работе, осознания своей роли в общем деле, понимания смысла своей работы и работы всей организации, заботы об общем успехе;
- выбора сотрудниками оптимальных путей развития организации.
Представим основную идею коучинга в виде философской формулы, выдвинутой известным коучем Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey), оказавшим заметное влияние на процесс формирования профессии коуча в среде менеджмента и консалтинга. Он считает, что для великих достижений необходим терпеливый индивидуальный тренер, обеспечивающий высокий уровень подготовки и результатов. Его формула стратегии развития заключается в следующем:
Успех в профессиональной деятельности = Потенциал - Помехи
Здесь имеется в виду, что задачей первостепенной важности в деятельности коуча является освобождение самопознания и потенциала, скрытого в каждом руководящем работнике. Ключ к решению этой задачи - развитие самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью в любых сферах бизнеса, политики, государственного или муниципального управления, спорта, шоу-бизнеса, искусства или культуры. Поэтому различные виды коучинга представляют собой комплекс взаимосвязанных задач, решение которых осуществляется в т.ч. и на основе технологий консалтинга (например, оргдиагностика).
Вместе с тем коучинг как вид самостоятельной деятельности в прямой постановке не представлен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). В этой связи классификационные группировки требуют дополнений, соответствующих сложившейся в реалиях российского рынка научной типологии и экономической практики коучинга, с целью приведения данных разделов ОКВЭД в соответствие с видами фактически осуществляемой коучами деятельности на территории Российской Федерации по заказам многочисленных клиентов из базовых отраслей и ведущих секторов экономики.
Самые востребованные услуги
Согласно информации, собираемой и анализируемой Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компанией "ЮНИПРАВЭКС" в режиме рейтингового мониторинга (по итогам каждого полугодия, а затем - всего года), наиболее часто клиенты обращались к коучам для решения следующих проблем:
- лайф-коучинг (life-коучинг); экспертное консультирование руководителей; повышение личной эффективности руководителей; персональный коучинг руководителей;
- карьерный коучинг; личный (индивидуальный) коучинг; селф-коучинг; тайм-коучинг; формирование индивидуального стиля управления (личностный коуч-менеджмент);
- стратегический коучинг; позитивные изменения цикла деятельности организации посредством активизации внутренних ресурсов и влияния на внешние условия, "корректировка целей";
- ситуационный коучинг; коучинг отношений; устранение проблем, связанных с "конфликтом интересов" (в организации, в системе межкорпоративных коммуникаций, в референтной группе);
- инновационный коучинг; дианалитический коучинг; создание инновационных технологий с целью дальнейшего развития организации;
- корпоративный коучинг; выявление "проблемных зон" (посредством организация "мозгового штурма" и других технологий коучинга);
- коактивный коучинг; определение "точек роста" (корпоративных, личностных);
- креативный коучинг; экзистенциальный коучинг; настройка "цветового баланса" при выводе клиента из кризисной ситуации; использование самоиронии и "включение чувства юмора" для построения модели успешного бизнеса; спортивный ("олимпийский") коучинг; коучинг отдыха;
- бизнес-коучинг; психологическая поддержка бизнеса; проектный коучинг; PR-коучинг, GR-коучинг, IR-коучинг;
- дистанционный коучинг; интернет-коучинг; телекоммуникационный коучинг; телефонный коучинг (заочные телефонные сессии).
Формула "ЭФФЕКТ"
Как видно из представленного выше перечня самых востребованных видов коучинга, не каждая организация (в лице ее руководителя) еще "созрела" и "доросла" до заказа подобного вида бизнес-услуг. Эксклюзивность коучинга определяется и его стоимостью. Как показало изучение, система ценообразования на услуги коучей зависит прежде всего от конъюнктуры рынка. Здесь в основном используются "гибкие тарифы" при назначении цен.
"Ценовой фактор" в коучинге рассматривается и как "маркетинговый инструмент" воздействия на заказчика, отсекающий финансово несостоятельных клиентов, бесцеремонно отнимающих у профессиональных коучей драгоценное время, а также "назойливых" клиентов, разбалованных бонусно-дисконтными привилегиями "магазинного сервиса", безосновательно требующих "существенных скидок".
Скидки в коучинге чрезвычайно редки, и если предоставляются, то на сугубо индивидуальной основе, только "очень постоянным", весьма лояльным (верным) и достаточно состоятельным клиентам. Но в очень ограниченном диапазоне - не более 3-5%. Да и то не на все виды услуг. Например, скидка может быть предоставлена при авансовом платеже лишь за организацию и проведение первой (предварительной) (диагностической) коуч-сессии.
Стоимость работ в коучинге рассчитывается, как правило, на основе базовых почасовых ставок. Прайс-листы разрабатываются коучами, исходя из набора предоставляемых ими услуг, своих профессиональных возможностей, графика загруженности на ближайший период (полугодие, год), наличия заказов в данный момент времени, "сезонных факторов". Фиксированный гонорар за установленный объем услуг согласовывается с клиентом в каждом отдельном случае.
При разработке системы ценообразования в коучинге иногда применяется понятная для клиентов формула "ЭФФЕКТ". Она включает в себя основные виды затрат, к которым важно подготовить клиентов до выставления итогового счета, и выглядит следующим образом:
ЭФФЕКТ = Э + Ф + Ф + Е + К + Т,
где затраты, необходимые для проведения коуч-сессии любого уровня, включают в себя:
Э - эмоциональные затраты,
Ф - физические затраты,
Ф - финансовые затраты,
Е - ежегодные затраты,
К - креативные затраты,
Т - телекоммуникационные затраты.
Эмоциональные затраты клиентов определяются их психологической готовностью к работе с коучем, адекватностью "психологического контура", степенью душевного волнения, возникающего в результате воздействия внешних и внутренних раздражителей.
Эмоция клиента (от лат. emovere - возбуждать, потрясать, волновать) определяет его психическое переживание, связанное с положительной и (или) отрицательной ("синусоидной") динамикой развития бизнеса (например, акции имеют то "бычий", то "медвежий" тренды); неблагоприятной для клиента политической конъюнктурой (сложившейся в данный момент времени); психологической травмой, полученной в связи с неудачей в спортивных состязаниях (от проигрыша в товарищеском матче до поражения на Олимпийских играх). Другими словами, составляя для клиента смету расходов, к основным затратам коучи должны прибавить стоимость "эмоционального фона" заказа.
Физические затраты определяются физиологическими особенностями клиентов. К "жаворонкам" требуется один подход, к "совам" - совсем иной. Эти факторы очень важны для коуча. Например, если клиент привык работать в изматывающем режиме "кто рано встает, тому Бог дает", коуч должен рассчитать и свои физические возможности, предусмотрев все компенсационные затраты, связанные с "25-часовым" графиком работы клиента.
Финансовые затраты определяются "платежеспособностью" клиента, его готовностью к инвестициям в "человеческий капитал". В данном случае - в себя самого. При формировании сметы расходов коучу требуется "финансовая прозорливость", поскольку стремление клиентов к экономии в российских реалиях "свободного от условностей" рынка носит гипертрофированный характер. При появлении признаков "халявы" коучу следует свернуть "бурную деятельность", еще не начав ее. Если "гарантированные обещания" клиента не подкрепляются оперативной оплатой счета в течение трех дней - выставленный ему счет не будет оплачен никогда. Таковы суровые законы российского рынка коучинга. И к этому надо быть готовым.
Ежегодные затраты еще именуются "периодическими", поэтому их можно конкретизировать: "хотя бы ежегодные затраты". Речь идет о постоянном взаимодействии с коучами. Многие клиенты считают, что "одноразовой" коуч-сессии вполне достаточно, чтобы "вылечить проблему". Однако у коучей другое мнение на этот счет.
Затраты на общение с коучами должны осуществляться на более или менее регулярной основе. Тогда и будет виден "системный ЭФФЕКТ". Периодические затраты предполагают не только "ежегодную коуч-профилактику", но и другие, приемлемые для клиента периоды обращения к услугам коучей - ежеквартальные, ежемесячные, еженедельные. Для самых "ленивых" - как минимум каждое полугодие.
Креативные затраты предполагают способность клиента к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, в т.ч. при общении с коучами: постановке задачи, обсуждении проблемы, предвкушении "неожиданного ЭФФЕКТа". Креатив (от англ. create, CTeative, creativity - создавать, творить, производить, "творческий порыв") является самым затратным элементом всей системы коуч-бизнеса. Если клиент "креативен", креативным должен быть и коуч - предлагать клиенту "новые подходы", "иные способы", "новые возможности", "незаезженные варианты", "инновационные решения" для достижения цели.
Креативные клиенты отличаются прежде всего высоким интеллектуальным уровнем (даже в бытовой, повседневной реальности) и могут сами прекрасно и рационально решать свои проблемы.
Однако зачастую предпочитают действовать на основании интуиции и высоко ценят именно иррациональность в себе и других. Как правило, такие клиенты приглашают коучей не для решения проблем, а для самоутверждения. Если у коуча хватит ума, такта и мужества признать, что "клиент - лучший", финансовый успех "креативной коуч-сессии" обеспечен. Но "спящая креативность" клиента может иметь и отрицательные последствия для коуча. Некоторые "капризные" заказчики, по мнению коучей, "много хотят, еще больше требуют, но сами не знают, чего хотят и что требуется от коуча". В случае если клиент еще не готов к "креативным затратам", лучше его "не мучить идеями", а ограничиться стандартным набором "методов и научений". При "креативной" сумме гонорара.
Телекоммуникационные затраты относятся к разряду межличностно-дистанционного, "неотложного" общения в режиме online. К примеру, стоимость одной телефонной коуч-сессии, организованной для решения срочной и сложной проблемы клиента, может достигать огромных размеров, отраженных в счетах телекоммуникационных компаний, выставленных клиенту за многочасовое заочное общение с коучем, плюс почасовые затраты коуча на ее проведение.
К телекоммуникационным затратам относятся все расходы, связанные со стоимостью междугородних и (или) международных телефонных переговоров, оплата услуг интернет-провайдеров, почтово-телеграфных и курьерских услуг. Но самое главное - оплата клиентом всех услуг мобильной связи, предоставляемых операторами сотовой связи при эксплуатации мобильного телефона коуча (VIP-обслуживание, экспресс-справки, SMS, MMS, GPRS, WAP и другие современные услуги сотовой связи, позволяющие оперативно обмениваться с клиентом текстовыми сообщениями, звуковыми файлами, цветными фотоизображениями, выходить в Интернет и проч.).
При назначении цены коучи исходят из всех предполагаемых затрат, в т.ч. по формуле "ЭФФЕКТ", а также "отталкиваются от величины расходов, связанных с исполнением поручения клиента". Накладные расходы оплачиваются клиентами отдельными счетами и в ряде случаев могут значительно превышать гонорар за всю работу.
Если клиенту потребуется постоянное присутствие коуча на весь период действия договора, он обязан оплатить все затраты, сопровождающие бизнес-процесс, а именно: командировочные расходы (проездные билеты "туда и обратно" (не ниже уровня "бизнес-класса"), проезд на любых видах транспорта при всех переездах, согласно плану командировки и утвержденному регламенту работы, различного вида страховые услуги, одноместный гостиничный номер (с баром), полноценное трехразовое питание по заранее несогласованному меню, представительские расходы); транспортные расходы (трансфер, аренда автомобиля (с водителем)); расходы на бухгалтерские услуги и банковское обслуживание; стоимость телефонных переговоров (все без исключения и предварительного согласования с клиентом междугородние и международные переговоры, а также мобильный телефон коуча); почтово-телеграфные расходы; оплата Интернета; расходы на канцелярские товары, принадлежности, оргтехнику, бумагу, печать и тиражирование материалов; затраты на приобретение справочных изданий, литературы, баз знаний и (или) баз данных по теме выполняемой работы, подписку на периодические СМИ; затраты на проведение исследований (при необходимости более полного "погружения" клиента в проблему); расходы, связанные с привлечением дополнительного персонала (секретари, менеджеры и др.).
Шкала доходов
В среднем цены (тарифы) на услуги коучей (без учета вышеперечисленных накладных расходов) ориентировочно находятся в интервале от 3000 до 9000 руб./ч. за индивидуальную сессию первого уровня при условии 100%-ной предоплаты авансовым платежом и заказа не менее пяти сессий.
Стоимость услуг бизнес-коучинга в среднем начинается от 12 000 руб./ч., в зависимости от предмета консультации и квалификации коуча. Дисперсия (степень разброса) цен (тарифов) на отдельные виды услуг коучей зависит от множества факторов и никак не приводится "к общему знаменателю". Поскольку эти услуги не только строго индивидуальны, но и "суперконфиденциальны". Так, коуч со стажем 4-5 лет может зарабатывать столько же, как и его коллега, посвятивший этому бизнесу в три раза больше времени - по 15 000 руб./ч. Коуч со средним стажем 6-11 лет может запросить сумму от 18 000 до 40 000 руб./ч.
Иногда цена одного часа "суперпрофессионала-катализатора" может "зашкаливать" за 90 000 рублей. При проведении IR-коучинга (например, в ходе организации и сопровождения IPO - Initial Public Offering - первичного публичного размещения акций) цена может быть и выше. А при комплексном проекте, реализованном в ходе GR-коучинга, - еще выше.
Длительность работы персонального коуч-менеджера средней квалификации составляет 5-15 сессий не менее чем по 60 мин. (чистого времени, без перерывов) в период времени - от одного месяца - до полугода. После окончания срока действия основного договора (на год) может быть заключен приоритетный договор на следующую серию сессий (на два-три года) или эксклюзивный долгосрочный договор (на четыре-пять лет).
Коуч-сессии проходят в режиме tete-a-tete - с глазу на глаз. Строгая конфиденциальность и высочайший уровень доверия сторон являются отличительными особенностями данного вида услуг. В отдельных случаях, когда по разным причинам непосредственный контакт с клиентом ограничен или на какой-то период времени невозможен, рабочие сессии из разряда face to face - лицом к лицу переходят в разряд "дистанционных" - phone to phone. Коучинг по телефону (2500-3500 руб./ч.), так же как и e-mail coaching (коучинг по электронной почте) (2000-3000 руб./ч.), в последнее время стал достаточно распространенной и востребованной услугой.
Возможно, это связано с менее затратными для клиента условиями таких "заочных коуч-сессий". Поскольку главный принцип очных консультаций - полное "отключение" клиента от "ежедневной текучки" на период коуч-сессии, заочные консультации при умеренных ценах на каком-то этапе могут быть более выгодными для заказчика, т.к. тоже могут внести заметные позитивные изменения в деятельность организации.
Прогноз
На основе проведенного анализа можно сделать прогноз стратегии развития рынка коучинга на очень долгосрочную перспективу:
- динамика развития рынка в значительной мере будет определяться факторами, влияющими на бизнес-процессы, "финансовая емкость" заказов будет находиться в прямой зависимости от "интереса к собственному развитию" и платежеспособности "бизнес-элит", представителей крупного бизнеса, профессиональных спортсменов и деятелей культуры и искусства;
- рынок услуг в сфере коучинга будет активно развиваться, определенный импульс при наличии заинтересованных инвесторов получит развитие инфраструктура, появится "дифференцированность" видов услуг коучей в связи с процессом институционализации профессии "специалист по коучингу" ("коуч");
- повысится степень конкурентоспособности российских коучинговых организаций по отношению к их конкурентам - иностранным коучам, действующим преимущественно в "индивидуальном режиме" на территории Российской Федерации, появятся стабильные узнаваемые бренды российских специалистов по коучингу, которые будут определенной гарантией качества оказанных услуг;
- в поисках новых заказов "усилится процесс интеграции" коучей, сформируются предпосылки для формирования индивидуальных программ лояльности и бонусно-дисконтных привилегий для привлечения новых клиентов и удержания "старых";
- будет введен в практику коучинг "Индекс удовлетворенности клиентов".
В. Зимин,
генеральный директор Экспертно-аналитической
и информационно-рейтинговой компании "ЮНИПРАВЭКС",
член правления Московской торгово-промышленной палаты
"Консультант", N 7, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.