В штате организации имеются работающие пенсионеры, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Нужно ли начислять дополнительные тарифы страховых взносов на их заработок?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, применяются к выплатам в пользу всех сотрудников организации, работающих на работах, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в том числе и к выплатам в пользу работающих пенсионеров.
Обоснование позиции:
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования. Помимо прочего, нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) дополнены новой статьей 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года".
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отнесены к плательщикам страховых взносов (как страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования) подпунктом "а" п. 1 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ.
Частями 1 и 2 вновь вступившей в силу ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ на 2013 год предусмотрены дополнительные тарифы страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в размере 4% и 2% соответственно, подлежащие применению плательщиками страховых взносов (страхователями), указанными в п. 1 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ.
Частью 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ предусмотрена прямая норма, согласно которой плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по вышеупомянутым дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. В настоящее время упомянутый в части 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ порядок "специальной оценки условий труда" ни одним федеральным законом не установлен. Иных оснований для неприменения дополнительных тарифов страховых взносов Закон N 212-ФЗ не предусматривает.
Норм, из которых можно было бы сделать вывод, что дополнительные тарифы, установленные ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, не применяются в отношении сотрудников, являющихся пенсионерами, не содержит ни Закон N 243-ФЗ, ни иные акты пенсионного законодательства.
Таким образом, по нашему мнению, дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются ко всем сотрудникам организации, работающим на работах, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), в том числе и к пенсионерам.
К сведению:
При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам величина базы для начисления взносов по дополнительным тарифам не ограничивается (ч. 3 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Рассматриваемые дополнительные взносы направляются только на страховую часть трудовой пенсии (ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ), при этом вся сумма перечисленных взносов идет на солидарную часть тарифа страховых взносов (ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Пунктом 3 ст. 17 Закона N 173-ФЗ установлен механизм перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности работающего пенсионера исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
25 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.