Новые требования для иностранных работников: обязательное тестирование по русскому языку
С 1 декабря 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных гражданах), касающиеся обязательного тестирования по русскому языку для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в сфере ЖКХ, розничной торговли и бытового обслуживания.
Обращаясь за получением разрешения на работу в указанных сферах, иностранный гражданин должен либо подтвердить свое владение русским языком, предоставив сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному (далее - Сертификат), удостоверяющий, что иностранный гражданин владеет русским языком на уровне не ниже базового, либо предоставить другие документы, речь о которых пойдет ниже.
Это надо знать. Порядок государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному утвержден Приказом Министерства образования РФ от 24 марта 2010 г. N 207.
До принятия указанного закона документ, подтверждающий уровень знания иностранным гражданином русского языка, в том числе Сертификат, требовался только при подаче документов на получение гражданства РФ.
В настоящее время действует следующий порядок сдачи подобного рода тестов. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 18 февраля 2004 г. N 735 утвержден перечень учебных заведений, имеющих право принимать государственные экзамены. В указанном перечне перечислены высшие учебные заведения в каждом из субъектов Российской Федерации. Строго говоря, этот перечень распространяется только на тех лиц, которые намереваются подавать документы на получение российского гражданства. При отсутствии другого перечня предполагается, что органы ФМС будут руководствоваться именно им.
Форма Сертификата установлена Приказом Министерства образования РФ от 15 августа 2008 г. N 237. Сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку является защищенной от подделок полиграфической продукцией, изготавливается типографским способом и подлежит строгому учету.
Установлены следующие требования к форме Сертификата. Он должен быть напечатан на плотной гербовой бумаге голубого цвета формата 210x297 мм. В верхней части документа по центру - надпись: "Российская Федерация". Ниже изображены три полосы - белого, синего и красного цветов. Ниже по центру - надпись: "Сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку" (см. рисунок 1).
"Рисунок 1. Сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку"
Обязательными являются следующие реквизиты Сертификата: его номер; фамилия, имя, отчество гражданина, прошедшего государственное тестирование; страна; уровень владения русским языком (не ниже базового); наименование образовательного учреждения (организации), проводившего государственное тестирование; должность руководителя образовательного учреждения (организации); его подпись, фамилия, имя, отчество. Слева внизу Сертификата указывается дата его выдачи. В нижнем правом углу должна стоять печать образовательного учреждения с изображением Государственного герба РФ. Внизу по центру - типографский номер Сертификата. Организация, принявшая экзамен на знание русского языка, обязана осуществлять учет выданных сертификатов. Однако все эти требования не помешали криминальным структурам начать изготовление подделок этих сертификатов в больших количествах*(1).
Тестирование иностранных граждан в соответствии с федеральными государственными требованиями заключается в объективной оценке уровня владения русским языком как иностранным и степени сформированности у иностранных граждан коммуникативной компетенции. Федеральные государственные требования к знанию русского языка утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2009 N 463 "Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному языку".
Для участия в тестировании иностранные граждане подают в образовательное учреждение, проводящее государственное тестирование, заявление. Комиссия по проведению тестирования информирует иностранных граждан о дате его проведения не позднее чем за неделю до его проведения. При этом организация предоставляет иностранному гражданину возможность:
- ознакомиться с порядком и формой проведения тестирования;
- получить консультации по вопросам проведения тестирования;
- пройти пробное тестирование и ознакомиться с его результатами. Иностранному гражданину, успешно прошедшему тестирование, выдается Сертификат, в котором указывается уровень владения русским языком. Документ выдается обучающей организацией в течение 10 дней со дня проведения тестирования под личную подпись иностранного гражданина при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности*(2).
Иностранному гражданину, не прошедшему тестирование, предоставляется возможность пройти его повторно. Дата повторного тестирования определяется комиссией.
В настоящее время такое тестирование проводится обычно раз в две недели в каждом из уполномоченных центров. Стоимость экзамена составляет около 3 000 рублей. Предельная стоимость тестирования не ограничена каким-либо нормативным актом, что, на взгляд автора, может побудить некоторые центры увеличить цену. Более того, как указывают некоторые специалисты, существует срок действия таких Сертификатов*(3). Но анализ нормативных документов не позволяет обнаружить подобных требований.
При анализе внесенных в законодательство изменений хотелось бы обратить внимание на следующее.
1. Из текста закона следует, что документ, подтверждающий знание русского языка, требуется для получения разрешения на работу, перед заключением договора: как трудового, так и гражданско-правового.
2. Совершенно непонятно, почему эти дополнительные обязанности по сдаче тестов и, соответственно, ограничения установлены только для иностранных граждан, прибывающих из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. Вряд ли стоит ожидать, что граждане из "визовых" стран имеют хорошие знания русского языка. На наш взгляд, данное положение противоречит принципу запрета дискриминации в области труда и трудовых отношений, установленному ст. 3 Трудового кодекса РФ, а также выходит за пределы ограничений прав и свобод человека, установленных в ст. 55 Конституции РФ.
3. Как определить рамки сфер ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания? Есть ли единый перечень профессий и должностей в этих областях? К сожалению, исчерпывающего перечня, который бы помог как работодателям, так и работникам определить, нужно ли проходить тест на знание русского языка, до сих пор нет. Сложившаяся практика подсказывает вероятные выходы из этой ситуации.
В соответствии с п. 136.1 Административного регламента о выдаче разрешений на работу, утвержденного приказом ФМС РФ N 1 от 11.01.2008*(4), для продления срока действия разрешения на работу иностранный гражданин не позднее чем за 15 рабочих дней до окончания срока его действия предоставляет в территориальный орган ФМС России:
- заявление о продлении срока действия разрешения на работу;
- заключенный в соответствии с законодательством РФ трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг);
- сведения о видах трудовой деятельности, осуществляемой иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу по форме, утвержденной ФМС России*(5);
- документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина наркомании и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
- документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Сведения о видах трудовой деятельности, осуществляемой иностранным гражданином, и будут тем документом, на основании которого следует принимать решение о необходимости сдачи теста. В бланке установленной формы "Сведения о видах трудовой деятельности" иностранный работник обязан указать наименование профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих (ОКПДТР), а также код вида трудовой деятельности по Общероссийскому классификатору занятий (ОК 010-93).
Проблема в том, что оба классификатора используют крайне широкое определение понятия "Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности"*(6).
В соответствии с Общероссийским классификатором занятий работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности выполняют преимущественно функции, связанные с оказанием индивидуальных услуг в сфере бытового обслуживания, защитой и охраной граждан и собственности, продажей и демонстрацией товаров, обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства, обеспечением работ кино- и телестудий, выполнением рекламно-оформительских и реставрационных работ, и другие. К функциям, характерным для данной классификационной группы (группа 5), относят: обслуживание пассажиров на транспорте, включая туристическое обслуживание; обслуживание посетителей предприятий общественного питания; оказание индивидуальных услуг больным в лечебных учреждениях и на дому; обслуживание клиентов в парикмахерских и салонах красоты; химчистку и крашение одежды; стирку белья; индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви; ремонт квартир, мебели, электробытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры, часов и др.; фотосъемку портретов; оказание ритуальных услуг населению; поддержание порядка и законности; обеспечение противопожарной защиты; продажу товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли, в палатках и на рынках; демонстрацию товаров покупателям; обслуживание газового, водопроводно-канализационного и зеленого хозяйства в городах, поселках и населенных пунктах; выполнение рекламно-оформительских и реставрационных работ и работ на кино- и телестудиях. Среди прочих - водолазы, стрелки, егеря и телохранители - тоже относятся к работникам, занятым в сфере бытового обслуживания.
С другой стороны, в этот список не включены организации по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства; ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда, которые относятся к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 гг., утвержденном Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 (действие указанного документа продлено).
Помимо этого следует учитывать, что сведения о видах трудовой деятельности предоставляются только при подаче документов на продление разрешения.
Интересно, что для работодателя тоже установлены определенные ограничения по найму иностранных граждан в торговле. В соответствии со ст. 18.1 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1243, на 2013 г. установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1), - в размере 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Как и в случае с установлением допустимой доли иностранных работников, следовало бы поручить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовить список профессий и должностей, для работы на которых иностранному гражданину необходимо сдавать тест на знание русского языка. До получения таких разъяснений иностранному работнику и работодателю следует руководствоваться перечнем тех профессий, которые включены в группу 5 Общероссийского классификатора занятий либо имеют соответствующий код в ОКПДТР.
Сдача экзамена на владение русским языком не требуется, если иностранный работник предоставил:
1) документ об образовании (не ниже уровня основного общего образования), выданный на территории иностранного государства и признаваемый на территории РФ, с нотариально удостоверенным переводом его на русский язык, если в данном документе имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка;
2) документ об образовании (не ниже уровня основного общего образования), выданный на территории иностранного государства, с нотариально удостоверенным переводом его на русский язык и со свидетельством о признании данного документа на территории Российской Федерации, если в нем указано, что его обладатель прошел курс русского языка. Свидетельство о признании документа об образовании на территории РФ выдается по результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, - Рособрнадзором РФ. Свидетельство о признании документа об образовании не требуется, если он выдан на территории страны, заключившей соответствующий международный договор с Российской Федерацией, и (или) документ выдан иностранными образовательными организациями, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации;
3) документ государственного образца об образовании (не ниже уровня основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;
4) документ государственного образца об образовании, выданный образовательным учреждением на территории РФ с 1 сентября 1991 г.
Кроме того, сдача теста не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык - государственный, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Русский язык является государственным в Республике Беларусь наряду с белорусским (ст. 17 Конституции Республики Беларусь от 14.05.1995). Русский язык признан официальным языком на государственном уровне: в Республике Казахстан (п. 2 ст. 7 Конституции Республики Казахстан от 30.08.1995: "в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык"), в Республике Кыргызстан (п. 2 ст. 10 Конституции Кыргызской Республики от 17.06.2010: "в Кыргызской Республике в качестве официального употребляется русский язык"), в частично признанной Южной Осетии наряду с осетинским и грузинским (ст. 4 Конституции Республики Южная Осетия: "русский язык, наряду с осетинским... признается официальным языком органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления в Республике Южная Осетия"). Таким образом, если толковать закон буквально, только граждане Белоруссии имеют возможность не сдавать экзамен на знание русского языка. Впрочем, граждане указанных государств - Республики Беларусь и Казахстана имеют преференции, позволяющие им работать на территории РФ без разрешения на работу.
Что касается Украины, то в административных единицах, где доля носителей языка составляет более 10%, при соответствующем решении местных советов региональный язык может приниматься как официальный (ст. 7 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики" от 03.07.2012 N 5029-VI). По всей видимости, следует ожидать официальных разъяснений от федеральных органов исполнительной власти РФ по данному вопросу - могут ли, например, граждане Одесской области Украины, где русский язык признан региональным и используется как официальный в работе государственных органов, не сдавать тесты.
Какие последствия введение обязательного тестирования на знание русского языка повлечет за собой для работодателей? На первый взгляд, никаких. Разве что для тех работодателей, которые намереваются продолжить трудовые отношения и перезаключить срочный трудовой договор с иностранным гражданином. Так, в соответствии с Законом об иностранных гражданах, если иностранный гражданин намерен заключить новый трудовой договор в течение срока действия разрешения на работу, а работа по новому трудовому договору предусматривает осуществление трудовой деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания населения, то он обязан подтвердить владение русским языком (на уровне не ниже базового). Следовательно, в успешной сдаче тестирования будет заинтересован и работодатель.
Можно ли в этом случае заключать ученический договор для оплаты расходов работнику на тестирование? По всей видимости, да, поскольку в соответствии со ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
На практике. Весьма любопытное решение было принято Ленинградским областным судом 17 июля 2012 г. по делу N 7-428/2012*(7). ООО "Дружба" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250 тыс. рублей. В свою очередь, ООО "Дружба" обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на заключение ученического договора с иностранным работником, не имеющим разрешения на работу. Решением от 17 июля 2012 г. постановление о привлечении к административной ответственности было оставлено в силе, поскольку "ученический договор, который, исходя из положений главы 32 Трудового кодекса РФ, сам по себе предполагает, что на учеников распространяется трудовое законодательство", с иностранным гражданином был заключен. А согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ, под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Таким образом, заключение ученического договора возможно лишь в том случае, если у иностранного гражданина имеется разрешение на работу.
На основании вышеизложенного думаю, что составители проекта указанного закона поторопились с заявлением о том, что внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации не потребуется. Вопросы, затронутые в данной статье, требуют либо дополнительных разъяснений, либо внесения изменений в нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
В заключение приведем следующие выводы:
1. Тестирование по русскому языку требуется для иностранного гражданина, въехавшего из безвизовой страны, и намеревающегося работать в сферах ЖКХ, розничной торговли (кроме розничной торговли фармацевтическими товарами, в палатках и на рынках и прочей розничной торговли вне магазинов, где допустимая доля иностранных работников равна нулю) и бытового обслуживания как по гражданскому, так и по трудовому договору.
2. Определить, относится ли выполняемая работа к сфере ЖКХ, розничной торговле и бытовому обслуживанию, можно на основании Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора профессий рабочих. Если в ОКПДТР в колонке кода по ОКЗ напротив профессии указан код, начинающийся с цифры 5, скорее всего, потребуется сдача теста на знание русского языка.
3. Сдача теста не потребуется для граждан Казахстана, Беларуси и Кыргызстана.
4. Тест не надо сдавать, если у иностранного гражданина есть документы об образовании, полученном в СССР, выданные образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г., либо документы об образовании в Российской Федерации, выданные образовательным учреждением после 1 сентября 1991 г. Можно подтвердить знание русского языка документом, выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории РФ. Но процедура признания документа об образовании, на мой взгляд, сложнее, чем сдача теста.
5. Заключение ученического договора с кандидатом на вакантную должность для оплаты такого тестирования тоже требует наличия разрешения на работу.
А. Облезова,
кандидат юридических наук,
руководитель юридического отдела, Пермь
"Кадровик.ру", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Мигранты в массовом порядке раскупают поддельные сертификаты о знании русского языка. // ЕвроСМИ: Информационно-аналитическая газета. 01.12.2012. URL: http://www.eurosmi.ru/956migranty_v_massovom_poryadke_raskupayut_poddelny e_sertifikaty_o_znanii_russkogo_yazyka.html (дата обращения 16.02.2013).
*(2) Приказ Минобрнауки РФ от 13.07.2010 N 765 "Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории РФ или за рубежом, которому Минобрнауки РФ разрешено проведение такого тестирования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 37. 13.09.2010.
*(3) Мигранты не торопятся сдавать экзамены по русскому языку. Бум ожидается летом. 24.12.2012. URL: http://vmdaily.ru/news/migranti-ne-toropyatsyasdavatekzameni-po-russkomu- yaziku-bum-ozhidaetsya-letom1356362391.html (дата обращения 16.02.2013).
*(4) Кстати, в этот нормативный акт еще не внесены соответствующие Федеральному закону изменения о предоставлении Сертификата либо иного документа об образовании, подтверждающие знание русского языка.
*(5) Приказ ФМС РФ от 20.07.2010 N 223 "Об утверждении форм сведений о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином (лицом без гражданства)" // Росс. газета. N 231. 13.10.2010.
*(6) Группа 5 Общероссийского классификатора занятий.
*(7) Решение Ленинградского областного суда от 17 июля 2012 г. N 7-428/2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"