Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39
Опубликованным приказом утверждены формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, порядок их заполнения и форматы представления справок в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Данным приказом утверждены формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями; порядок их заполнения; форматы представления справок в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Отметим, что обязанностью налоговых органов является:
- предоставление налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налоговой инспекции. При этом запрашиваемая справка должна быть предоставлена в течение пяти дней со дня поступления в ИФНС соответствующего письменного запроса;
- предоставление ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах его полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы по налогу на прибыль организаций.
Это указано в пунктах 10 и 10.1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Формирование справки
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России. Она учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых соответственно организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе связанных с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков; физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Справка формируется на дату, указанную в запросе.
Допустим, в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется справка, или в запросе указана будущая дата. Тогда справка о состоянии расчетов формируется на дату регистрации этого запроса в ИФНС.
Предоставление справки
Справка может предоставляться как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.
Справка о состоянии расчетов, в случае предоставления налогоплательщику на бумажном носителе, подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России и заверяется печатью инспекции ФНС России с воспроизведением Государственного герба РФ.
Отражаемые данные
В справке о состоянии расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей отражаются:
- наименование налога (сбора), КБК, код по ОКАТО.
- сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетом РФ по всем суммам налогов, сборов, пеней, штрафов;
- суммы денег, списанные с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленные в бюджет РФ, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной;
- суммы по налогам, сборам, пеням, штрафам по которым организации (индивидуальному предпринимателю) предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит или проводится реструктуризация;
- суммы, приостановленные к взысканию;
- состояние расчетов с бюджетом РФ организации (индивидуального предпринимателя) по процентам за пользование бюджетными средствами, в связи с реструктуризацией задолженности.
В справке о состоянии расчетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, отражаются:
- наименование налога (сбора), КБК, код по ОКАТО;
- сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетом РФ по всем суммам налогов, сборов, пеней, штрафов;
- суммы денежных средств, списанные с банковского счета данного физического лица, но не зачисленные в бюджет РФ, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной;
- суммы по налогам, сборам, пеням, штрафам, по которым физическому лицу предоставлена отсрочка (рассрочка), а также суммы, приостановленные к взысканию;
- состояние расчетов с бюджетом РФ физического лица по процентам за пользование бюджетными средствами.
Направление запроса о выдаче справки
Напомним, что приказом Минфина России от 2.07.2012 N 99н утвержден Административный регламент ФНС России (далее - Административный регламент) по предоставлению госуслуги по бесплатному информированию (в т.ч. в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- о действующих налогах и сборах;
- о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
- о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- по приему налоговых деклараций (расчетов).
Индивидуальному информированию о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании запросов в письменной форме посвящены пункты 125-144 этого Административного регламента.
Индивидуальному информированию о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании запросов в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС посвящены пункты 145-160 данного Административного регламента.
Так, согласно Административному регламенту, с письменным запросом о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам заявителю следует обратиться в инспекцию ФНС России по месту его учета. Рекомендованная форма этого письменного запроса приведена в приложении 8 к Административному регламенту.
Заявитель может представить запрос непосредственно или направить по почте.
В запросе может быть указан способ получения такой справки (непосредственно или по почте). Если способ получения документа не указан, справка направляется заявителю по почте.
С запросом по ТКС о предоставлении такой справки заявителю следует обратиться в инспекцию ФНС России по месту его учета.
Конечным результатом выполнения административной процедуры по индивидуальному информированию о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании запросов в письменной форме (запросов по ТКС) являются предоставление заявителям справок о состоянии расчетов, письма (уведомления) о непредоставлении госуслуги.
Основания для отказа в выдаче справки
Согласно пункту 27 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для выдачи справки являются:
- для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (в запросе, представленном на бумажном носителе) - отсутствие подписи физического лица, указания его фамилии, имени, отчества и почтового адреса (адреса электронной почты);
- для организации (индивидуального предпринимателя) - отсутствие в запросе полного наименования организации (фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя). А также ИНН заявителя, его почтового адреса (адреса электронной почты), подписи. В том числе фамилии и инициалов физического лица - представителя организации, представившего и (или) подписавшего запрос, отсутствие печати организации (в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом);
- отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя в запросе, представленном в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
- непредъявление уполномоченным представителем заявителя документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего запроса на бумажном носителе;
- отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получения информации о заявителе;
- представление запроса, текст которого не поддается прочтению.
Основания, при наличии которых госуслуга по выдаче справки не оказывается, поименованы в пункте 30 Административного регламента. Это могут быть содержащиеся в запросах:
- нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц налоговых органов и (или) членов их семей;
- исправления и (или) повреждения, влекущие невозможность однозначного прочтения запросов;
- вопросы, по которым с заявителями в установленном порядке прекращена переписка;
- вопрос, на который заявителю многократно (два раза и более) давались ответы в связи с ранее представленными запросами, и при этом в запросе не приводятся новые доводы или обстоятельства, либо представление третьего и последующих экземпляров одного запроса, направленных в различные органы государственной власти.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 10, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.