Денежные поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры и их работникам
Постановлением Правительства РФ N 30*(1) предусмотрено предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам. В целях реализации данного постановления Минкультуры разработало Приказ N 306*(2). В нем указано, как осуществляется отбор учреждений культуры, претендующих на получение денежного поощрения, а также каков механизм денежной выплаты победителям.
В соответствии с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 30 (далее - Правила N 30), Минкультуры ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год определяет количество денежных поощрений и размер иных межбюджетных трансфертов для каждого субъекта РФ.
Размер денежного поощрения составляет (п. 4 Правил N 30):
- 100 000 руб. - для лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений;
- 50 000 руб. - для лучших работников учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений.
Конкурс на получение денежного поощрения
Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений, и их работниками утверждены Приказом N 306 (приложение 1) (далее - Правила N 306).
Согласно указанным правилам основными целями и задачами конкурса на получение денежного поощрения являются:
- повышение роли учреждений культуры в обеспечении прав граждан на свободу творчества и участие в культурной жизни своей территории;
- привлечение широких масс общественности к активному участию в культурной жизни своего населенного пункта;
- приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам отечественного и зарубежного искусства, истокам народной культуры, любительскому творчеству, нравственно-эстетическим ценностям;
- стимулирование инициативы, творчества, поиска и внедрения новых технологий, форм и методов работы в деятельность учреждений культуры сельских территорий;
- повышение значимости, престижности в обществе профессии работника культуры, ее популяризация;
- формирование положительного имиджа учреждений культуры, являющихся основными проводниками государственной культурной политики на селе;
- выявление и распространение передового опыта работы муниципальных учреждений культуры;
- активизация работы по привлечению внебюджетных средств в сферу культуры, развитие платных услуг;
- развитие материально-технической базы учреждений культуры сельских территорий, создание условий для организации досуга населения в соответствии с современными требованиями.
Право на участие в данном конкурсе имеют муниципальные учреждения культуры, находящиеся на территориях сельских поселений, и их работники (п. 1.2 Правил N 306).
Конкурсный отбор проводится по следующим критериям в зависимости от сферы деятельности учреждения культуры, претендующего на получение денежного поощрения.
Культурно-досуговая деятельность. При отборе учитываются:
- удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях (в процентах от общего числа населения);
- уровень материально-технической базы (оснащенность техническим оборудованием, пополнение музыкального инструментария и обновление сценических костюмов, создание условий для посетителей в соответствии с их интересами и запросами (наличие игровых и спортивных комнат));
- художественно-эстетический уровень оформления помещений, состояние прилегающей территории (планировка, благоустройство, освещение, озеленение);
- количество клубных формирований. Развитие самодеятельного художественного творчества (количество коллективов, их жанровое многообразие и художественный уровень, процент населения, участвующего в систематических занятиях художественным творчеством);
- поиск и внедрение инновационных форм и методов работы с учетом особенностей различных категорий населения;
- количество проводимых культурно-массовых мероприятий;
- количество культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных групп: людей с ограниченными возможностями, пенсионеров (в процентах от общего числа проводимых мероприятий);
- количество культурно-просветительских мероприятий, ориентированных на детей и юношество (в процентах от общего числа проводимых мероприятий);
- средняя заполняемость зрительных залов на культурно-досуговых мероприятиях;
- взаимодействие с муниципальными и региональными учреждениями культуры, образования, молодежи, социального обеспечения;
- участие в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, праздниках и других массово-зрелищных мероприятиях;
- работа со средствами массовой информации, информационная и PR-деятельность;
- достижения в работе по изучению, сохранению и возрождению фольклора, национальных костюмов, художественных промыслов, народной традиционной культуры;
- работа по развитию жанров народного творчества, в том числе вокального, хореографического, музыкального, семейного, циркового, театрального и др.;
- наличие проектов по изучению и пропаганде истории и культуры "малой Родины", краеведческой работе;
- наличие дипломов, благодарностей, почетных грамот региональных или федеральных органов управления культурой (органов исполнительной власти социальной сферы), других учреждений.
Библиотечное дело. При отборе учитываются:
- число посещений библиотеки за год;
- процент охвата населения библиотечным обслуживанием;
- количество культурно-просветительных мероприятий, в том числе ориентированных на детей и молодежь, социально незащищенные группы населения, на лиц с ограниченными возможностями, за год;
- применение информационных технологий в работе библиотеки;
- наличие краеведческих проектов в деятельности библиотеки;
- наличие проектов по развитию библиотечного дела;
- участие в муниципальных, региональных и общероссийских проектах по развитию библиотечного дела;
- взаимодействие с муниципальными и региональными органами власти, учреждениями культуры, образования, молодежной политики, социального обеспечения;
- работа со средствами массовой информации, информационная и PR-деятельность;
- наличие дипломов, благодарностей, почетных грамот региональных или федеральных органов управления культурой (органов исполнительной власти социальной сферы), других учреждений.
Музейное дело. При отборе учитываются:
- художественно-эстетический уровень экспозиций музея;
- количество посетителей музея за год;
- количество выставок, в том числе передвижных, за год;
- количество культурно-просветительных мероприятий, в том числе ориентированных на детей и молодежь, социально незащищенные группы населения, на лиц с ограниченными возможностями, за год;
- поиск и внедрение инновационных форм и методов работы с населением;
- популяризация культурного наследия "малой Родины", краеведческая работа;
- работа со средствами массовой информации, PR-деятельность;
- количество новых поступлений предметов музейного фонда за год;
- применение информационных технологий в учетно-хранительской работе музея;
- количество научных публикаций на основе изучения фондовых коллекций;
- проведение повышения квалификации музейных кадров;
- наличие дипломов, благодарностей, почетных грамот региональных или федеральных органов управления культурой (органов исполнительной власти социальной сферы), других учреждений.
Детские школы искусств, детские музыкальные школы и другие образовательные учреждения дополнительного образования в сфере культуры. При отборе учитываются:
- процент охвата детского населения работой детской школы искусств;
- эффективное взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, организациями культуры, общественными организациями и объединениями в целях реализации образовательных и социокультурных проектов;
- достижения детей в значимых творческих мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках, постановках, концертах, олимпиадах и др.);
- уровень и объем культурно-просветительской работы с населением;
- использование современных методик преподавания, разработка авторских методик;
- уровень педагогического мастерства и квалификации;
- положительная динамика развития материально-технической базы за последние три года.
Процедура отбора лучших муниципальных учреждений культуры и их работников осуществляется в следующем порядке:
- создается комиссия, которая проводит конкурс на основе указанных критериев отбора и определяет рейтинг лучших учреждений культуры и их работников;
- к участию в конкурсе привлекаются эксперты в сфере культуры;
- на основании определенного рейтинга в соответствии с объемом утвержденных иных межбюджетных трансфертов комиссия формирует список победителей конкурса;
- на основании списков победителей конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ издает распоряжение о присуждении денежных поощрений, определенных конкурсной комиссией.
Соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов на выплату поощрений
В соответствии с п. 6 Правил N 30, п. 4.1 Правил N 306 выплаты денежных поощрений победителям осуществляются при наличии:
- указанного распоряжения о присуждении денежных поощрений;
- соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на выплату денежного поощрения, заключенного между уполномоченным органом субъекта РФ и Минкультуры. В данном соглашении должны быть предусмотрены следующие условия:
а) наличие принятого в установленном порядке закона субъекта РФ или иных нормативных правовых актов, определяющих расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам и предусматривающих обязательства субъекта РФ:
- по предоставлению иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам при наличии принятого в установленном порядке муниципального правового акта, определяющего расходные обязательства муниципального образования по выплате денежного поощрения муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам;
- по перечислению иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в соответствии с заявками органов местного самоуправления по форме и в сроки, которые установлены соглашением между уполномоченным органом субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления, но не позднее 1 мая текущего года;
б) обязательства по представлению консолидированного отчета субъекта РФ по выплатам денежного поощрения, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты;
в) порядок осуществления контроля за выполнением условий, установленных при предоставлении иных межбюджетных трансфертов;
г) ответственность сторон за нарушение условий, установленных при предоставлении иных межбюджетных трансфертов.
Стоит отметить, что форма данного соглашения приведена в приложении 2 к Приказу N 306.
Механизм выплаты денежных поощрений победителям
В соответствии с п. 12 Правил N 30 денежные средства перечисляются лучшим муниципальным учреждениям культуры на лицевой счет учреждения, а лучшим их работникам - на счет, открытый в кредитной организации.
Денежные средства перечисляются на счета получателей в трехмесячный срок со дня вступления в силу распоряжения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о присуждении денежных поощрений, но не позднее текущего года.
Осуществление расходов бюджетов субъектов РФ на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, контролируют Минкультуры и Росфиннадзор (п. 13 Правил N 30).
К сведению. Неиспользованные остатки иных межбюджетных трансфертов, предоставленные на выплату денежных поощрений, не перечисленные в доход федерального бюджета, подлежат взысканию как нецелевое использование бюджетных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Л. Семина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 30 "О порядке распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам".
*(2) Приказ Минкультуры РФ от 02.04.2013 N 306 "О реализации Постановления Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 30".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"