Мы представляем нашим сотрудникам собственные автобусы для проезда от места проживания до места работы и обратно. Должна ли наша организация страховать гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу своих работников?
Однозначного ответа на этот вопрос дать пока нельзя, но мы считаем, что у организации нет обязанности страховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в связи с осуществлением доставки своих работников до места работы и обратно собственным автомобильным транспортом.
Доставка работников до места работы от места жительства и обратно осуществляется:
- не транспортом общего пользования;
- не в соответствии с договором фрахтования;
- без оформления договора перевозки.
Федеральный закон от 14.06.12 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном" предусматривает, что перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены этим федеральным законом (ч. 1 ст. 5).
Перевозки пассажиров подразделяются на следующие виды (ст. 5 указанного закона):
- регулярные перевозки;
- перевозки по заказам;
- перевозки легковыми такси.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования, при этом заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (части 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 20 указанного закона).
Деятельность организации по доставке своих работников на производственные объекты с использованием автобусов относится к специальным автобусным перевозкам (подп. 1.2.3.3 п. 1.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса России от 08.01.97 N 2), т.е. не к перевозкам транспортом общего пользования.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключённого в письменной форме (ч. 1 ст. 27 указанного закона). По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ).
Таким образом, нет оснований считать организацию в этом случае перевозчиком, обязанным страховать свою гражданскую ответственность.
Ответ на вопрос подготовлен при
содействии Минфина и Минтруда России
1 июня 2013 г.
"Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455