Разработка "профиля должности" (на примере должности главного инженера автотранспортного предприятия)
Одним из этапов внедрения системы грейдов на предприятии является разработка "профиля должности" по каждой из должностей в штатном расписании (профилирование должностей). Как к этому подойти, рассказывается в материале.
Профилирование должностей, как этап в формировании системы грейдов, позволяет определить, какие из них являются наиболее важными для предприятия, какими компетенциями должен обладать сотрудник, занимающий ту или иную должность, и соответственно какой оплаты достоин его труд.
В зависимости от специфики деятельности компании профиль одной и той же должности может быть различным, поскольку различаются и зоны ответственности, и требования к знаниям специалиста. Оценка компетенций во многом зависит и от сложившейся в компании корпоративной культуры.
Отметим, что профиль должности - это не то же самое, что должностная инструкция. Хотя инструкция, составленная на основе квалификационных характеристик [1], принимается во внимание как один из источников формирования профиля (в той части, которая излагает требования к знаниям работника и зоны ответственности). Основная работа над профилем заключается в анализе работы сотрудника и определении тех качеств (ключевых знаний, умений, навыков, личностных качеств), которые дают возможность выполнять работу наиболее результативно. Используются при этом различные методы сбора информации, включая наблюдения, интервью с экспертами и т.п.
Все компетенции можно разбить на группы, выделив следующие:
1. Корпоративные - поддерживают миссию и ценности компании, применимы к любой должности. Это, например, такие компетенции, как лояльность, ориентация на работу в команде, ориентация на саморазвитие, ориентация на клиента, ориентация на результат.
2. Управленческие - применяются в отношении должностей всех уровней управления.
Это, например, такие компетенции, как создание и управление командой (создание команды), обучение и развитие персонала, организация и делегирование полномочий, планирование и контроль.
3. Специализированные - применяются в отношении определенных групп должностей разных подразделений (перевозки, ИТ, финансовый отдел, управление персоналом).
Можно отдельно обозначить еще и личностные компетенции (в принципе они присутствуют в той или иной мере в названных группах) - применяются в зависимости от характера деятельности (работа с клиентами, работа с бумагами и т.п.).
Здесь может оцениваться стрессоустойчивость, дисциплинированность, исполнительность, организованность...
В зависимости от уровня должности делается упор на те или иные компетенции. Представим, например, как может выглядеть профиль должности главного инженера автотранспортного предприятия, который курирует целый ряд направлений (на рис. 1 приведена схема подчиненности и зоны ответственности руководителей на примере государственного предприятия "Минск-транс"*(1)). Компетенции, которые могут фигурировать в "профиле", должны учитывать прежде всего своевременное и качественное выполнение главным инженером функций управления (см., например, предложения по оплате труда В.В. Рассадина [2]). В примере, который приводится далее, показано, как может выглядеть заполненный "профиль" (но это, конечно, приблизительный вариант). В правом столбце предлагается расставить приоритеты, означающие степень владения знаниями, - необходимые, рекомендуемые, поверхностные/ознакомительные (так, например, делают в РЖД [3]).
/----------------------\
| Структура филиала |
|"Автобусный парк N 7" |
\----------------------/
|
/----------------------\
| Директор филиала |-----------------------------------------\
|"Автобусный парк N 7" | |
\----------------------/ |
| |
/-------------------------------------------------\ |
| | | | |
/-----------\ /---------------\/----------------\/--------------\ |
|Первый зам.| |Зам. директора ||Зам. директора ||Зам. директора| | /--------\
|директора -| |(по перевозкам)||(по безопасности||по кадрам, | |-|Приемная|
|гл. инженер| \---------------/|движения) ||идеологической| | \--------/
\-----------/ | \----------------/|и социальной | |
| | | |работе | | /-------\
| | | \--------------/ | |Ведущий|
/------------------\ | /--------\ /---------\ | /------------\ | | |инженер|
|Отдел материально-| |-|Зам. гл.| | Отдел | | | Отдел | | /---------\ |-|по ГО и|
|технического |-| |инженера| |перевозок| |-|безопасности| | |Сектор по| | |спец. |
|обеспечения | | \--------/ \---------/ | | движения | |-|работе | | |работе |
\------------------/ | /----------\ | \------------/ | |с кадрами| | \-------/
|-|Ремонтная | | | \---------/ |
/------------------\ | |мастерская| | /----------\ | | /------------\
| Технический |-| \----------/ \--|Здравпункт| | /----------\ | | Отдел |
| отдел | | /--------------\ \----------/ |-|Архивариус| |-|технического|
\------------------/ |-|Отдел главного| | \----------/ | | контроля |
| | механика | | | \------------/
/------------------\ | \--------------/ | /---------------\ |
| Автозаправочная |-| | |Специалист по | | /-------------\
| станция | | /--------------\ | |работе c | | | Планово- |
\------------------/ |-| Котельная | |-|молодежью и | |-|экономический|
| \--------------/ | |культурно- | | | отдел |
/------------------\ | | |оздоровительной| | \-------------/
| Отдел АСУ |-| /--------------\ | |работе | |
\------------------/ |-| Гараж | | \---------------/ |
| \--------------/ | | /-------------\
/------------------\ | | /----------------\\-|Гл. бухгалтер|
| Станция |-/ | |Объект розничной| \-------------/
| диагностики | |-|торговли и общ. | |
\------------------/ | |питания | /-----------\
| \----------------/ |Бухгалтерия|
| \-----------/
| /------------\
\-| Общежитие |
\------------/
Рис. 1. Структура АТП: схема подчиненности и зоны ответственности
Примерный образец заполнения профиля должности
Профиль должности главного инженера автотранспортного предприятия
Наименование должности | Главный инженер |
Ф.И.О. сотрудника | |
Уровень должности | Топ-менеджмент/руководитель |
Подчиненность | Генеральному директору |
В подчинении | |
Зоны ответственности / задачи / основные обязанности | |
1. Определяет и координирует инвестиционную и инновационную политику, направления технического развития предприятия, пути его реструктуризации, реконструкции и технического перевооружения | |
2. Организует работу технической службы с целью обеспечения технической готовности подвижного состава предприятия | |
3. Обеспечивает эффективность работы технической службы, сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат при выполнении ремонтных работ, их высокое качество | |
4. Руководит разработкой и реализацией планов технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, контролирует их выполнение | |
5. Организует работу по совершенствованию организации и проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств | |
6. Обеспечивает внедрение новой техники и технологий в подчиненных службах | |
7. Обеспечивает своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования | |
8. Организует внедрение новой техники и новейших технологий | |
9. Координирует работу по вопросам патентно-изобретательской деятельности, рационализации рабочих мест | |
10. Принимает меры по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, созданию благоприятных и безопасных условий труда | |
11. Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований органов государственного надзора за охраной труда, природоохранных, санитарных и других органов | |
12. Принимает меры по совершенствованию организации работы работников технической службы, обеспечивает обучение и повышение квалификации персонала. | |
13. Руководит деятельностью технической службы предприятия, контролирует результаты ее работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях | |
14. Несет ответственность за результаты и эффективность деятельности технической службы |
Требования | Степень владения (оценка) |
1 | 2 |
Знания, умения, навыки | |
Уровень образования: высшее профессиональное (техническое) | |
Опыт работы по специальности в отрасли: не менее 5 лет | |
Опыт работы на руководящих должностях: не менее 5 лет | |
Знание: - законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих порядок деятельности автотранспортного предприятия; - перспектив технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия; - профиля, специализации и особенностей структуры предприятия; - производственных мощностей предприятия; - методов хозяйствования и управления предприятием; - порядка заключения и исполнения хозяйственных договоров; - технологии выполнения технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава; - назначения и основных технико-эксплуатационных характеристик - автотранспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, оснащения и оборудования; | |
- правил технической эксплуатации автотранспортных средств; - основных достижений науки в области автомобилестроения; - основ экономики, организации ремонтного производства, труда и управления; - направлений и принципов развития менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности; - этики делового общения и ведения переговоров; - основ экологического законодательства; - основ трудового законодательства | |
Общие профессиональные компетенции | |
Умение внедрять и применять новые знания в работе | |
Умение контролировать и выявлять проблемы | |
Умение анализировать и планировать корректирующие меры | |
... | |
Управленческие компетенции | |
Способность решать проблемы | |
Способность управлять ресурсами | |
Способность грамотно ставить цели | |
Умение организовать рабочее время | |
Способность развивать навыки подчиненных | |
Умение мотивировать сотрудников | |
Умение отстаивать интересы коллектива | |
... | |
Личностные компетенции | |
Стремление к новшествам | |
Стрессоустойчивость | |
Способность обучаться | |
Гибкость в решениях | |
Настойчивость при выполнении и требовании выполнения работ | |
Адаптивность к изменяющимся условиям | |
Ответственность | |
Инициативность | |
Организованность (собранность) | |
Исполнительность (дисциплинированность) | |
Стремление к карьерному и профессиональному росту | |
Лидерские качества | |
Корпоративные компетенции | |
Лояльность к компании (ориентированность на долгосрочную работу в компании) | |
Умение работать в команде | |
Ориентация на клиентов (как внутренних, так и внешних) | |
Открытость (расположенность к общению, обсуждению) | |
Навыки наставничества, способность обучать других | |
Умение выслушать других | |
Умение обосновать свою позицию и вести переговоры | |
... | |
Примечание Степень владения: Н - необходимые знания (оценка 4-5) Р - рекомендуемые знания (оценка 3-4) О - поверхностные (ознакомительные) знания (оценка 1-2) |
Библиографический список
1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (ред. от 14.03.2011).
2. Рассадин В.В. Оплата труда по функциям управления: главный инженер // Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. - 2011. - N 12. - С. 28-34.
3. Профиль должности мастера эксплуатационного вагонного депо в РЖД [Электронный ресурс] URL: doc.rzd.ru.
Л.В. Зудина,
главный редактор журнала
"Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.minsktrans.by/structure/ground-transport/ap7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15609 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru