Единый передаточный (отгрузочный) документ
Федеральная налоговая служба России разработала форму единого отгрузочного документа на основе счета-фактуры. Проект документа (вместе с рекомендациями по его использованию) был размещен для широкого обсуждения бухгалтерским сообществом на форуме главного налогового ведомства.
Предлагаемый документ соединяет в себе функции первички и счета-фактуры.
В настоящее время счет-фактура представляет собой необходимую дополнительную форму для расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. При этом наличие счета-фактуры является обязательным условием для принятия сумм НДС к вычету.
ФНС России предложила дополнить действующую форму счета-фактуры*(1) недостающими реквизитами из числа установленных в качестве обязательных для первичных учетных документов*(2). Тем самым на основе счета-фактуры была разработана форма единого отгрузочного документа (см. образец на с. 25), который может применяться для оформления широкого круга операций по отгрузке товаров (в т.ч. с перевозкой), передаче результатов выполненных работ, подтверждения факта оказания услуг и факта утраты права собственности на имущественные права.
Образец заполнения единого отгрузочного документа (передача результатов выполненных работ юрлицом)
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
СЧЕТ-ФАКТУРА N 147 от "25" апреля 2013 г.(1)
--- -- ------------------
ИСПРАВЛЕНИЕ N - от " - " - (1а)
--- --- ------------------
Продавец ООО "Протон" (2)
---------------------------------------------------
Адрес 125280, г. Москва, ул. Селезнева, д. 2 (2а)
------------------------------------------------------
ИНН/КПП продавца 7703020547/770301001 (2б)
-------------------------------------------
Грузоотправитель и его адрес - (3)
--------------------------------
К платежно-расчетному документу N - (5)
--------------------------
Покупатель ООО "Дельта" (6)
---------------------------------------------------
Адрес 121154, г. Москва, ул. Лазовая, д. 32 (6a)
-------------------------------------------------------
ИНН/КПП покупателя 7702050875/770201001 (6б)
---------------------------------------------------
Грузополучатель и его адрес - (4)
--------------------------------
Валюта: наименование, код российский рубль, 643 (7)
----------------------------------
N п/п | Артикул | Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права | Единица измерения | Количество (объем) | Цена (тариф) за единицу измерения | Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего | В том числе сумма акциза | Налоговая ставка | Сумма налога, предъявляемая покупателю | Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего | Страна происхождения товара | Номер таможенной декларации | ||
код | условное обозначение (национальное) | цифровой код | краткое наименование | |||||||||||
А | Б | 1 | 2 | 2а | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10а | 11 |
1 | - | Проектно-изыскательные работы согласно Приложению N 1 к договору N 176-П от 10.04.2013 | - | - | - | - | 100 00 | без акциза | 18 | 18 000 | 118 000 | - | - | - |
Всего к оплате | х | 18 000 | 118 000 |
Руководитель организации Главный бухгалтер
или иное уполномоченное или иное уполномоченное
лицо Родин Родин И.М. лицо Локтева Локтева Р.П.
------------ ------------- ----------- -------------
(подпись) (ф.и.о.) (подпись) (ф.и.о.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего мест - Масса груза (нетто) - | Масса груза (брутто): -
--------------- ----------- | -----------------
Основание отгрузки/передачи (договор, заказ-наряд, др.) - | Груз принял (по местам, - - -
---------- | по количеству --------------- ------------ ---------
Отпуск груза произвел - - - | (должность) (подпись) (ф.и.о)
-------------- ------------ ------------ |Основание получения (транспортный
(должность) (подпись) (ф.и.о) |документ, доверянность, др.) -
Груз передал/услуги, | -----------------------------------
результаты работ, права |Груз принял грузополучатель/услуги,
сдал и оформил - - - |результаты работ, права принял и
-------------- ------------ ------------ |оформил - - -
(должность) (подпись) (ф.и.о) | --------------- ------------ ---------
| (должность) (подпись) (ф.и.о)
М.П. | М.П. " " 20 года
| --- --------------- ---
Документ составлен ООО "Протон" | Документ составлен
----------------------------------------------- | -----------------------------------------------
(наименование экономического субъекта, составившего документ) | (наименование экономического субъекта, составившего документ)
Новый совмещенный документ может использоваться одновременно в целях исчисления налога на прибыль и расчетов по НДС. В то же время его можно применять и в качестве только первичного документа для отражения перечисленных выше фактов хозяйственной деятельности, равно как и только в целях расчетов по НДС с бюджетом. В последних двух случаях показатели, установленные в качестве обязательных для счета-фактуры и первичного документа соответственно, не заполняются (либо ставится прочерк).
Преимущества совмещенного документа
Идея целесообразности разработки единого первичного документа высказывалась представителями ФНС России и раньше, но особую актуальность она приобрела в условиях отмены с 2013 года обязанности применения унифицированных форм первичных учетных документов.
Основная цель создания такого документа состоит в выработке единого подхода к толкованию налоговиками и компаниями требований законодательства, установленных к составлению первички, в частности для ее использования в целях налогообложения. На практике нередки случаи, когда, к примеру, налоговая инспекция принимала в качестве подтверждений расходной части по налогу на прибыль товарную накладную, при этом по каким-либо основаниям отказывала в вычете по счету-фактуре. Новый документ призван исключить возникновение подобных проблем.
Форма единого документа с совмещенными функциями отвечает требованиям главы 21 Налогового кодекса и статьи 9 Закона N 402-ФЗ. Поэтому она может использоваться компаниями без налоговых рисков для подтверждения расходов по налогу на прибыль и в целях применения НДС. Также очень удобно, если входные документы от всех контрагентов будут минимально различаться между собой по форме. Безусловно, данное нововведение должно благоприятным образом отразиться на участниках налоговых правоотношений.
Кроме того, создание единого документа в несколько раз сократит объем бумажного документооборота между налоговыми инспекциями и плательщиками налогов. Принимая во внимание все большую ориентацию налоговой службы на создание системы электронного документооборота, целесообразным видится использование универсального документа в электронной форме. Тем более что в формате электронного счета-фактуры, зарегистрированного в Минюсте России, были заложены дополнительные информационные поля, позволяющие включать любую добавочную информацию.
По нашему мнению, важным также является разработка единых требований и конкретных оснований, по которым единый документ может быть признан составленным с нарушением. Аналогично действующей редакции статьи 169 Налогового кодекса применительно к новому документу должны быть указаны ошибки, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку и сумму налога.
Форма единого передаточного (отгрузочного) документа на основе счета-фактуры носит рекомендательный характер. Действительно, на начальной стадии целесообразно применять данный документ на добровольной основе и лишь в случае успешного опыта законодательно вводить его в обязательный документооборот экономического субъекта.
Р. Шишкин,
ведущий юрисконсульт департамента налоговой
безопасности и судебной защиты компании "КСК групп"
Мнение. Объем документооборота сократился вдвое
Алексей Пауков, компании "Электронный экспресс", к.э.н.
Введение единого документа, на мой взгляд, представляется оправданным действием. Безусловно, форма такого документа должна содержать достаточно данных для того, чтобы налоговая могла получить необходимую информацию об отгрузке и в целях подтверждения факта получения товаров (выполнения работ, оказания услуг), и в целях исчисления НДС. Поскольку существенная часть данных в актах (накладных) и счетах-фактурах дублируется, то итоговый документ будет не намного объемнее, чем каждый из двух используемых сегодня. Это означает, что объем документооборота может сократиться примерно вдвое. Это хорошо с точки зрения оптимизации административно-хозяйственных расходов. Если идти дальше и рассматривать возможность перевода такого документа в электронную форму, то "электронизация" единого документа оптимальнее, чем двух с частично дублирующимися полями. На мой взгляд, в целом введение единого документа - это экономически верный шаг в сторону снижения непроизводительной нагрузки на бизнес. Любые частные опасения и риски понятны, но на общем фоне положительного эффекта они выглядят не так уж страшно, и я уверен, что практика выровняет потенциальные неровности, которые сейчас гипотетически представляют некоторые эксперты. Важно, чтобы со стороны налоговой была поддержка: инспекции на местах должны быть хорошо информированы о нововведениях и настроены рассматривать ситуации "по существу".
Мнение. Новая форма счета-фактуры: границы унификации
Наталья Алабушина, начальник отдела методологии бухгалтерского учета ИПБ России
ФНС России инициировала разработку новой формы счета-фактуры, включив в нее реквизиты товарной накладной. Полезна ли эта инициатива для российского бизнеса?
Рациональное ведение бухгалтерского учета предполагает в том числе и рациональный документооборот. Работа по организации последнего, как правило, начинается с формирования перечня всех фактов хозяйственной жизни экономического субъекта и перечня первичных учетных документов, необходимых для оформления этих фактов. Разумное сокращение состава применяемых первичных учетных документов за счет их унификации является одним из элементов рационализации документооборота. Другим таким элементом является оптимизация информации, содержащейся в конкретном первичном учетном документе, которая идентифицируется совокупностью включенных в него реквизитов. Законодательно утвержденный обязательный состав реквизитов придает документу юридическую силу. Реквизиты, включенные в документ сверх обязательных, определяют индивидуальные информационные потребности компаний.
Руководствуясь вышеизложенным, можно сказать, что новация ФНС России в целом содействует рационализации документооборота экономических субъектов, а также его сбалансированности в масштабах страны. В то же время рекомендуемый формуляр-образец является унифицированным первичным документом и вследствие этого характеризуется значительным набором реквизитов (42!), которые (в части реквизитов товарной накладной) могут быть не востребованы одновременно всеми экономическими субъектами. Это обстоятельство не способствует рационализации документооборота. Для его устранения, на мой взгляд, целесообразно было бы включить в предлагаемую форму лишь обязательные реквизиты, общие для всех экономических субъектов. Это будет способствовать повышению эффекта от практического применения нового документа и одновременно снизит риски для компаний в процессе налоговых проверок.
Мнение. Упрощение документооборота
Сергей Елин, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы "АИП"
Данное нововведение в какой-то степени вернет к применению унифицированные формы первичной учетной документации, отмененные с 2013 года. Нужно понимать, что, хотя Федеральная налоговая служба и заявляет о необязательном ее применении, налогоплательщики, во избежание налоговых споров, будут использовать эту форму по сути как обязательную, а аргумент о ее факультативности будет полезен только при спорных ситуациях в суде.
Несмотря ни на что я полагаю, что большинству налогоплательщиков все-таки удобней унифицированная форма. А также учитывая то, что нововведение упрощает документооборот и уменьшает объем бумаг, оно будет воспринято бизнес-сообществом как однозначно положительное. Также хотелось бы упрощения и единого подхода с товарно-транспортной накладной (форма 1-Т), оформляемой при транспортировке груза.
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
*(2) ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.