Торговая наценка и ее списание
Бюджетное (автономное) учреждение занимается розничной торговлей покупными товарами. При этом товары в учете учреждения отражаются по продажным ценам. В этом случае фактическая стоимость товаров увеличивается на сумму торговой наценки. Рассмотрим порядок формирования продажной стоимости товаров и списания торговой наценки по ним.
Учреждение, занятое розничной торговлей покупными товарами, вправе отражать их в бухгалтерском учете не по фактической себестоимости, а по продажным ценам. В этой ситуации фактическую стоимость товаров увеличивают на сумму торговой надбавки. В сумму надбавки включают как непосредственно доход учреждения, так и сумму косвенных налогов, учитываемых в продажной цене товаров (налог на добавленную стоимость).
Торговая наценка
Продажная стоимость товаров, по которой они будут отражены в бухгалтерском учете, будет определяться по формуле:
Фактическая стоимость товаров + Торговая наценка (в том числе НДС) = Продажная стоимость товаров
Обратите внимание: действующее законодательство устанавливает по ряду товаров предельные (максимальные) суммы торговой наценки. Например на некоторые виды лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При завышении установленных размеров торговой надбавки как учреждение, так и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 14.6 Кодекса об административных правонарушениях. Данная статья, в частности, предусматривает ответственность:
- в отношении должностных лиц - в виде штрафа в размере 50 000 рублей или дисквалификации на срок до трех лет;
- в отношении организации - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Пример
За счет приносящей доход деятельности учреждение приобрело партию товаров, которые предназначены для реализации в розницу. Продажная стоимость товара облагается НДС по ставке 18%.
Покупная стоимость всей партии товаров составляет 2 360 000 руб. (в т.ч. НДС - 360 000 руб.). Расходы по доставке товаров до склада учреждения равны 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).
В соответствии с учетной политикой учреждения затраты по заготовке и доставке товаров включаются в их фактическую стоимость. При этом товары отражаются в бухгалтерском учете учреждения по продажной цене. Решением руководителя учреждения по данным товарам установлена надбавка в размере 25%.
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по приобретению партии товаров будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 34 730
- 360 000 руб. - учтены сумма "входного" НДС по товарам и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 2 106 34 340 Кредит 2 302 34 730
- 2 000 000 руб. (2 360 000 - 360 000) - учтены затраты на приобретение партии товаров и кредиторская задолженность перед поставщиком (без "входного" НДС);
Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 201 11 610
- 2 360 000 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику товаров;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
- 360 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по товарам;
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 22 730
- 9000 руб. - учтена сумма "входного" НДС по транспортным услугам;
Дебет 2 106 34 340 Кредит 2 302 22 730
- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - затраты на доставку товаров до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (без "входного" НДС);
Дебет 2 302 22 830 Кредит 2 201 11 610
- 59 000 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
- 9000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по затратам на доставку товаров.
Фактическая стоимость товаров составит:
2 000 000 + 50 000 = 2 050 000 руб.
Сумма торговой наценки по товарам составит:
2 050 000 руб. х 25% = 512 500 руб.
Сумма НДС, включаемая в продажную стоимость товаров, будет равна:
(2 050 000 руб. + 512 500 руб.) х 18% = 461 250 руб.
Общая сумма торговой надбавки с учетом НДС составит:
512 500 + 461 250 = 973 750 руб.
При включении купленного имущества в состав товаров и отражении торговой надбавки в учете делают записи:
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 106 34 340
- 2 050 000 руб. - купленные ценности учтены в составе товаров;
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 105 39 440
- 973 750 руб. - начислена торговая надбавка (с учетом суммы НДС).
Списание товаров и торговой наценки по ним
Порядок списания стоимости материалов и товаров при их выбытии (например в результате продажи или утраты) не отличается. Как и материалы, товары списывают одним из следующих способов:
- по фактической стоимости каждой единицы;
- по фактической средней стоимости.
Пример
За счет приносящей доход деятельности в течение месяца учреждение приобрело четыре партии товаров, предназначенных для последующей реализации. Стоимость товаров НДС не облагают. В учете учреждения числится 300 ед. аналогичного товара. Его средняя фактическая стоимость составляет 320 руб./ед. Общая стоимость - 96 000 руб. (300 ед. х 320 руб./ед.). Товары списываются по средней себестоимости.
Партии товаров были приобретены так:
- 10 сентября - 900 ед. - 450 руб./ед.;
- 15 сентября - 850 ед. - 350 руб./ед.;
- 23 сентября - 200 ед. - 550 руб./ед.;
- 28 сентября - 500 ед. - 420 руб./ед.
В течение месяца товары были реализованы в количестве:
- 12 сентября - 650 ед.;
- 25 сентября - 1420 ед.;
- 29 сентября - 550 ед.
На 12 сентября (дату первого списания реализованных товаров) их средняя фактическая стоимость составила:
(96 000 руб. + 900 ед. х 450 руб./ед.) : (300 ед. + 900 ед.) = 417,50 руб./ед.
Стоимость товаров, которая должна быть списана, составит:
417,50 руб./ед. х 650 ед. = 271 375 руб.
На 12 сентября количество товаров в остатке составило:
300 + 900 - 650 = 550 ед.
Их стоимость равна:
417,50 руб./ед. х 550 ед. = 229 625 руб.
На 25 сентября (дату второго списания реализованных товаров) их средняя фактическая стоимость составила:
(229 625 руб. + 850 ед. х 350 руб./ед. + 200 ед. х 550 руб./ед.) : (550 ед. + 850 ед. + 200 ед.) = 398,20 руб./ед.
Стоимость товаров, которая должна быть списана, составит:
398,20 руб./ед. х 1420 ед. = 565 444 руб.
На 25 сентября количество товаров в остатке составило:
550 + 850 + 200 - 1420 = 180 ед.
Их стоимость равна:
398,20 руб./ед. х 180 шт. = 71 676 руб.
На 29 сентября (дату третьего списания реализованных товаров) их средняя фактическая стоимость составила:
(71 676 руб. + 500 ед. х 420 руб./шт.) : (180 ед. + 500 ед.) = 414,23 руб./ед.
Стоимость товаров, которая должна быть списана, составит:
414,23 руб./ед. х 550 ед. = 227 826,50 руб.
На 29 сентября количество товаров в остатке составило:
180 + 500 - 550 = 130 ед.
Их стоимость равна:
414,23 руб./ед. х 130 ед. = 53 849,90 руб.
Операции по оприходованию и списанию товаров будут отражены в учете учреждения записями:
- 10 сентября:
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 302 34 730
- 405 000 руб. (900 ед. х 450 руб./ед.) - оприходована первая партия товаров.
- 12 сентября:
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 38 440
- 271 375 руб. - списано 650 ед. реализованного товара.
- 15 сентября:
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 302 34 730
- 297 500 руб. (850 ед. х 350 руб./ед.) - оприходована вторая партия товаров.
- 23 сентября:
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 302 34 730
- 110 000 руб. (200 ед. х 550 руб./ед.) - оприходована третья партия товаров.
- 25 сентября:
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 38 440
- 565 444 руб. - списано 1420 ед. реализованных товаров.
- 28 сентября:
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 302 34 730
- 210 000 руб. (500 ед. х 420 руб./ед.) - оприходована четвертая партия товаров.
- 29 сентября:
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 34 440
- 227 826,50 руб. - списано 550 ед. реализованных товаров.
Если выбывшие товары учтены по продажным ценам, списанию подлежит и торговая наценка по ним. Эту операцию отражают методом "красное сторно" по дебету счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту счета 0 105 39 440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения".
Сумму списываемой наценки определяют на основании расчета реализованного торгового наложения*(1). Порядок такого расчета для бюджетных и автономных учреждений законодательством не определен. Соответственно, учреждения вправе установить его самостоятельно, закрепив в качестве элемента учетной политики. За основу можно взять принципы расчета валового дохода, установленные в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (далее - Рекомендации)*(2). Данный документ устанавливает четыре способа расчета (см. таблицу).
Способы расчета валового дохода
N п/п | Способ расчета | В каких случаях применяют соответствующий способ |
1 | По общему товарообороту (п. 12.1.4 Рекомендаций) | Если на все товары установлен одинаковый процент торговой надбавки. При изменении надбавки в течение отчетного периода рассчитывают объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров надбавки |
2 | По ассортименту товарооборота (п. 12.1.5 Рекомендаций) | Если на разные группы товаров применяются разные размеры торговой надбавки. Данный способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой |
3 | По среднему проценту (п. 12.1.6) | Может применяться в любых случаях |
4 | По ассортименту остатка товаров (п. 12.1.7 Рекомендаций) | Если есть данные о суммах начисленной и реализованной наценки по каждому наименованию товара |
Рассмотрим третий способ как наиболее простой и применяемый большинством торговых организаций. При его использовании сумму реализованной торговой наценки можно определить по формуле:
РТН = Т х П,
где
РТН - реализованная торговая наценка;
Т - продажная стоимость реализованных товаров (товарооборот);
П - средний процент реализованной торговой наценки.
Средний процент реализованной торговой наценки определяют по формуле:
,
где
П - средний процент реализованной торговой наценки;
- торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 0 105 38 000 "Товары - иное движимое имущество учреждения" на начало отчетного периода);
- торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 0 105 39 000 "Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения" за отчетный период);
- торговая надбавка по товарам, которые выбыли в отчетном периоде по причинам, не связанным с их реализацией. Например в результате выявления порчи, недостачи или хищения (дебетовый оборот счета 0 105 39 000 "Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения");
Т - продажная стоимость реализованных товаров (товарооборот);
ОК - остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 0 105 38 000 на конец отчетного периода).
Пример
Учреждение занимается розничной реализацией товаров. Согласно учетной политике учреждения товары отражаются в бухгалтерском учете по продажным ценам. На начало отчетного периода в учете числится товар, фактическая стоимость которого составляет 120 000 руб. По нему начислена торговая наценка в размере 35 760 руб. (с учетом НДС, начисленного по ставке 18%).
В течение отчетного периода был приобретен товар фактической стоимостью 450 000 руб. (без НДС). За него поставщику было уплачено 531 000 руб. (в т.ч. НДС - 81 000 руб.). По товару начислена торговая наценка в сумме 134 100 руб. (с учетом НДС, начисленного по ставке 18%).
В отчетном периоде реализован товар на сумму 441 320 руб. (по продажным ценам). Выбытия товаров по причине, не связанной с их реализацией в отчетном периоде, не было. Остаток товара на конец отчетного периода составил 298 540 руб.
Средний процент реализованной торговой наценки составит:
((35 760 + 134 100) : (441 320 + 298 540)) х 100 = 22,9583%
Сумма реализованной торговой наценки, которая должна быть списана, будет равна:
441 320 руб. х 22,9583% = 101 320 руб.
Указанные операции отражают в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится):
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 34 730
- 81 000 руб. - учтены сумма "входного" НДС по товарам и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 302 34 730
- 450 000 руб. - учтены затраты на приобретение партии товаров и кредиторская задолженность перед поставщиком (без "входного" НДС);
Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 201 11 610
- 531 000 руб. (81 000 + 450 000) - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику товаров;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
- 81 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по товарам;
Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 105 39 440
- 134 100 руб. - начислена торговая надбавка (с учетом суммы НДС);
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 38 440
- 441 320 руб. - списана стоимость реализованного товара;
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 105 39 440
- 101 320 руб. - сторно - списана сумма реализованной торговой наценки;
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 04 730
- 67 320 руб. (441 320 х 18 : 118) - начислена сумма НДС с выручки от реализации товаров.
Указанный метод расчета реализованной торговой наценки не является достаточно точным. Поэтому учреждение обязано проводить периодическую инвентаризацию остатка товаров, уточняя ее фактический размер*(3).
"Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 47 Инструкций по применению Плана счетов БУ, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, и Плана счетов АУ, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
*(2) утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5
*(3) п. 125 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.