Сеть свернется? Саморегулирование в интернете
Законодательное регулирование интернет-отрасли - даже не проблема, а просто вопрос времени (что вполне укладывается в общий тренд). Однако остаются сомнения по поводу механизмов подобного регулирования. Альтернативой "регулированию сверху" мог бы стать профессиональный и общественный контроль за развитием медиапространства - если только еще не поздно.
Сегодня не только в нашей стране, но и в мире подрастает совершенно уникальное поколение, в корне отличающееся от тех, что до сих пор были в истории человечества. Большинство взрослых даже не отдает себе отчета в том, что перед нами возникла совершенно новая генерация, которая по-другому мыслит, не зависит от взрослых в получении информации и построении картины мира. Убедиться в последнем, кроме всего прочего, помогает недавнее исследование о влиянии интернета на российских подростков, сделанное группой российских ученых.
Главный вывод работы - дети и подростки не столько пользуются Интернетом, сколько живут в нем. До 93% юных россиян посещают Интернет-ресурсы ежедневно, причем, размер населенного пункта уже практически не влияет на количество "юзеров". Вместе с тем, авторы исследования утверждают, что сеть не стала суррогатной подменой реальности. В социальных сетях дети продолжают общение со своими реальными одноклассниками и друзьями. Более того, они совсем не прочь обсудить полученные ими в Интернете сведения с родителями и учителями. Но, к сожалению, именно последним зачастую бывает некогда вести откровенный и адекватный разговор с детьми. Еще один вывод, к которому пришли исследователи, свидетельствует о том, что интернет-поколение - это люди с более развитым коллективным мышлением, способные к большей солидарности, нежели их родители.
"Фактически в Интернете действует режим коллективного интеллекта, сеть приучает детей к принятию общих решений", - считает один из авторов исследования, президент творческого объединения ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко. При этом, по его мнению, на первый план среди всех интернет-угроз сегодня выходят такие проблемы, как формирование потребительского отношения к жизни и кибер-преследование, когда подростки сводят друг с другом счеты с помощью современных технологий (компрометирующие видеоролики и фотографии, "фэйковые" или ложные странички в соцсетях и на сайтах знакомств, "фотожабы", публичные оскорбления, коллективные бойкоты и т.д.).
Пожалуй, самое неожиданное открытие, сделанное учеными, состоит в том, что подавляющее большинство детей, заходя в Интернет, не интересуется порнографией, насилием и наркотиками. Что, однако же, ничуть не смущает распространителей подобного контента. Особенно потому, что, по словам председателя Комиссии Общественной палаты РФ по соцполитике Елены Тополевой, принимаемые государством меры для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, не являются сегодня достаточно эффективными. "Нужны не только запретительные, но и государственные меры позитивного характера. Необходимо формировать созидательное информационно-коммуникативное пространство в Интернете и на телевидении для детей и подростков", - подчеркивает она. Воспитание интернет-культуры и этики поведения в сети сегодня необходимо не столько даже самим детям, сколько их старшим "братьям по разуму" - т.е. нам, взрослым. Однако для некоторой их части подобные призывы - всего лишь пустой звук, не подкрепленный законодательно закрепленным регулированием.
"Когда убьют, тогда и приходите"
По словам начальника Бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексея Мошкова, кибер-преступность продолжает оставаться серьезной проблемой. Так, в 2012 году было выявлено на 70% больше мошенничеств и краж денежных средств со счетов граждан и организаций, чем в 2011 г. "В минувшем году нами было зарегистрировано 3645 подобных преступлений, в 2011 году - 2123. По итогам расследования в судебные органы было направлено на 50% больше материалов, чем в 2011 году" - отмечает он. В динамике роста кибер-преступности наша страна ничуть не отстает от своих западных соседей, имея тенденцию к росту.
К сожалению, развитие технологий намного опережает отечественное законодательство. Неповоротливый Уголовный Кодекс РФ до сих пор не в состоянии адекватно реагировать на совершаемые кибер-преступления. В отличие от европейского законодательства глава 28 УК РФ "Преступления в сфере компьютерной информации" рассматривает лишь действия, способные причинить имущественный или материальный вред (неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации). Такие деяния, как угрозы, склонение несовершеннолетних к суициду или сексуальным отношениям, изготовление и распространение порнографических или содержащих клевету материалов в сети Интернет никаким образом в УК РФ не квалифицируются. Необходимость внесения соответствующих поправок обсуждается уже несколько лет, но особого успеха не имеет. По сути, правоохранительные органы действуют (если действуют) по факту свершившегося преступления и никак не работают на упреждение.
Очевидно, что крайне остро стоит вопрос о необходимости единообразного подхода к регулированию информационной сферы в общемировом масштабе. В этом смысле важнейшим методом развития законодательства о кибер-преступлениях является заключение международной Конвенции "О преступности в сфере компьютерной информации" (ETS N 185 была подписана 23 ноября 2001 г. в Будапеште). Конвенция направлена на создание единой системы борьбы с кибер-преступностью, мониторинга компьютерных преступлений и платформы для более эффективного сотрудничества национальных органов, уполномоченных вести эту борьбу. Конвенция устанавливает общую классификацию кибер-преступлений и правонарушений, связанных с использование компьютерных средств. Особо выделены правонарушения, связанные с детской порнографией и вовлечением несовершеннолетних в виртуальную проституцию. Кроме того, в Конвенции присутствует ряд положений, способных полноценно обеспечить и с правовой точки зрения обосновать методы построения взаимного сотрудничества по конкретным уголовным делам. Например, предусмотрены получение запроса от зарубежного партнера и выполнение оперативно-следственных мероприятий стороной, получившей такой запрос, а также совместная реализация полученной информации. В настоящее время Конвенция ратифицирована более чем 40 государствами, в том числе Японией, Великобританией, Бельгией, Германией, Турцией, Украиной, ЮАР. Остается только добавить, что Россией эта Конвенция не подписана.
Отрегулировать на троих
Регулирование и саморегулирование сети Интернет - отнюдь не уникальная проблема. В большинстве стран регулирование контент-наполнения сети признано труднореализуемым в силу трех основных причин. Во-первых, в глобализирующемся мире информационных коммуникаций невозможно установить тотальный межгосударственный контроль. Во-вторых, это же не позволяет сделать и огромный объем информации, перетекающей по сетям. В целом все это сформировало два подхода к регулированию интернет-контента. Один - американо-европейский, второй применяется на территории стран Юго-Восточной Азии, таких, как Китай и Сингапур. Там существуют специальные положения и методы ограничения доступа к определенным видам информации. В европейской практике эти методы не одобряются, прежде всего, как непрактичные и малоэффективные. В развитых странах предлагается сочетать законодательное регулирование с саморегулированием, что, по сути, означает применение общего законодательства применительно к виртуальным площадкам общения. Разработанные документы и опыт Евросоюза показывают достаточно эффективную практику трехстороннего регулирования электронных глобальных коммуникационных структур. В этом, прежде всего, участвует государство, провайдеры или частный капитал, которые вкладывают средства в развитие сайтов и обеспечение доступа к ним и пользователи. Причем с приходом электронных коммуникаций в нашу жизнь, новацией в международном регулировании стало признание правовой роли и ответственности как пользователей сети, так и частных коммерческих структур.
Необходимость саморегулирования в этой сфере активно обсуждалась Общественной палатой РФ с привлечением членов Совета Федерации и профильных министерств еще в 2008 году. Если в самом начале становления интернет-индустрии в нашей стране ведущими игроками рынка были государство и провайдеры, то сегодня все больше регуляторных полномочий берут на себя сами пользователи. Предпосылки для трехстороннего сорегулирования всех участников и пользователей публичного пространства интернет среды де-факто сформированы. Так, по линии госрегулирования только за последнее время были приняты знаковые решения. В системе Роскомнадзора начал функционировать "Единый реестр запрещенных сайтов". Комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества приступила к разработке Стратегии кибер-безопасности РФ, где будут определены основные цели, задачи и перечень необходимых действий как для государственных органов, так для бизнеса и общества. Одновременно с этим в обществе активно обсуждается "Концепция регулирования правоотношения в сети Интернет", подготовленная в администрации президента с участием ряда депутатов Госдумы. Примечательно, что в самой концепции сразу оговорено положение о том, что "участие в подготовке предложений по регулированию сети интернет должны принимать и органы власти, и бизнес-сообщество, и общественные организации, и граждане".
И бизнес, и граждане к этому готовы. Особенно в той части, где речь идет о социальных сетях, регулирование которых, возможно, будет отдано на откуп самим профессионалам этого молодого рынка. Так, развитием института саморегулирования в сфере интернет-бизнеса и, в частности, повышения уровня саморегулирования рынка медиаконтента в России намерена заняться Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). При РАЭК действуют комиссии по праву, информационной безопасности и кибер-преступности, электронной коммерции, образованию и кадрам, а так же Комиссия хостинг-провайдеров и регистраторов. Именно последняя, в качестве одной из главных целей обозначила разработку рекомендательных стандартов и оптимизацию регуляции отрасли, включая разработку принципов саморегулирования в сети. Ассоциация выступает организатором конференций и форумов, в качестве дискуссионной площадки выступая мостом в диалоге между государством и бизнесом. Членами Ассоциации уже стали около 120 компаний, включая крупнейшие международные корпорации, такие как Google, Microsoft, WebMoney, Mail.Ru Group. Но вот примечательный факт - в начале года владелец одной из самых крупных социальных сетей в нашей стране заявил о выходе своего ООО из Российской ассоциации электронных коммуникаций. Это решение представители данной сети объяснили тем, что данная профессиональная организация не имеет смысла и влияния.
Сегодняшние власти нередко упрекают в том, что под предлогом контроля интернет-контента они стремятся ограничить свободу слова в стране. Но вот наглядный пример - интернетовский бизнес, объединившись в профессиональную ассоциацию, готов выработать такие пути самоконтроля, которые позволят учесть и коммерческие интересы и сохранить "чистоту рядов" участников рынка. Однако самый крупный из игроков считает подобное объединение неэффективным. Парадокс же заключается в том, что если сообщество профессионалов в этой сфере не будет действовать сообща, их возможности ведения бизнеса могут быть ограниченны с самых неожиданных сторон. Так, например, членство нашей страны в ВТО обязывает не просто закрывать страницы и сайты, содержащие контрафактный и нелегальный контент, но и преследовать провайдеров, потворствующих пиратам. А поскольку Россия и США в конце 2012 года уже подписали соответствующее двухстороннее соглашение о защите интеллектуальной собственности, можно не сомневаться, что его условия будут исполнены. Особенно учитывая тот факт, что, согласно экспертным оценкам
Ассоциации американских предпринимателей, контрафактное производство товаров, охраняемых авторскими правами и патентами, обходится экономике США в 200 миллиардов долларов ежегодно.
С другой стороны, не менее строгий контроль в нашей стране за наполнением сетей и защитой прав, свобод и безопасности в инете намерены осуществлять его пользователи в лице многочисленных добровольных организаций. Одна из них - "лига безопасного интернета", выступившая с рядом инициатив, включая создание в одной из областей России территории, свободной от противоправного контента. Эта же идея оказалась созвучной и нескольким отечественным операторам сотовой связи, вступившим в некоммерческое партнерство "Чистый интернет", цель которого - выработать принципиальные для интернет-сообщества вопросы, касающиеся создания позитивной интернет-среды. Согласно ранее сделанному заявлению министра связи Николая Никифорова, в будущем "Чистому интернету" может достаться от Роскомнадзора и функция ведения реестра запрещенных сайтов.
Сложившаяся ситуация выглядела бы вполне себе перспективной, если бы не одно "но". В настоящее время, видимо, не считая существующие механизмы саморегулирования Интернет-среды достаточными, Администрация Президента начала готовить новый законопроект "Об интернете". Представители профессионального сообщества не были привлечены к обсуждению этой инициативы. Закон обяжет интернет-провайдеров и регистраторов доменных имен раскрывать правоохранительным органам информацию о пользователях по первому требованию. Также будут введены единые правила при регистрации доменных имен.
В сентябре 2012 года президент Владимир Путин на совещании по патриотическому воспитанию молодежи в Краснодарском крае говорил, что "обоснованные требования к рекламе, к работе СМИ, к интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей", хотя "идеологическая цензура" неуместна, так как она "убивает творчество". На пресс-конференции в Париже премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "речь не идет о тупом вмешательстве в эту сферу". Однако премьер-министр уверен в том, что "какие-то международные правила на сей счет должны присутствовать". Еще ранее Медведев отмечал, что "нельзя регулировать все, но, с другой стороны, существовать вне правового поля интернет тоже не может". Госдума летом 2011 года также обсуждала необходимость принятия базового закона "Об интернете" и даже проводила парламентские слушания по рамочному закону "Об интернете", разработанному депутатами несколько лет назад. Представители интернет-отрасли отмечали, что закон разрабатывался без их участия и выглядит непрофессионально, а также успел устареть за несколько лет разработки его парламентариями.
Нынешний вариант законопроекта курирует советник президента, экс-министр по связи и коммуникациям Игорь Щеголев. Как сообщает "Газета.Ru", представители отрасли и в этот раз не были привлечены к разработке профильного закона. Более того, к разработке пока не привлекли даже Министерство по коммуникациям и связи.
"Это будет концепция единого закона, регулирующая взаимоотношения различных субъектов в интернете, своего рода интернет-кодекс. Это своего рода "дорожная карта", которая будет наполняться на всех стадиях обсуждения закона, в том числе с учетом мнения экспертного сообщества", - пояснил "Газета.Ru" депутат Госдумы из комитета по информационной политике и СМИ Роберт Шлегель, участвующий в разработке законопроекта. По словам Шлегеля, в законе пропишут базовые понятия - кто такой провайдер, что такое IP-адрес и так далее - и будут отрегулированы основные вопросы, касающиеся области интернет-права: вопрос интеллектуальной собственности, механизм удаления и ответственности за размещение противозаконной информации и так далее.
Пока Закона.NET
Обсуждение законопроекта в Государственной думе РФ запланировано на апрель текущего года. Председатель правления Регионального собственного центра интернет-технологий Марк Твердынин считает, что на первый взгляд инициативы, касающиеся соблюдения интеллектуального права, являются неплохими и разумными, однако не ясным остается механизм определения недобросовестности и злого умысла, а также санкции за неисполнение положений закона. "Важно, кого назначат уполномоченным делать провайдеру представление на удаление информации, как именно будет поступать сигнал о противоправном контенте и так далее. Например, будет ли работать механизм "горячих линий" и смогут ли провайдеры работать напрямую по жалобам пользователей или же обязательно будет в этой цепочке наличие госорганов. Что касается охраны интеллектуального права, то, например, тот же YouTube работает по жалобам пользователей, если, например, изображение какого-то пользователя демонстрируют на видео без его разрешения. Также есть вопрос, как именно будет приниматься решение о нарушении интеллектуального права: будут ли экспертизы, кто их будет проводить, кто ответственный за финальное решение. Главное, чтобы в результате принятия закона противоправный контент не оставался в доступе еще дольше, чем сейчас, чтобы процесс принятия решений не стал забюрократизированным".
Будет ли привлечены представители отрасли и Интернет-сообщества к подготовке и обсуждению законопроекта - неясно. Одно понятно уже сейчас: если механизмы саморегулирования не работают - рано или поздно регулирование превращается в ограничение извне.
В. Михаилов
"Саморегулирование & Бизнес", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.