Согласно исполнительному листу в связи с неуплатой налогов с дохода работника ежемесячно удерживается 30%. Данному работнику производятся выплаты за дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Следует ли производить удержание с сумм выплат, производимых за дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание по исполнительному листу не должно обращаться на такой вид дохода, как суммы оплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
Обоснование позиции:
Порядок принудительного исполнения судебных актов установлен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 98 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Статьей 101 Закона N 229-ФЗ установлен закрытый перечень видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено. Очевидно, что со всех иных видов доходов, не поименованных в этом перечне, удержание может производиться.
Так, например, к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному листу, отнесены компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами (п. 5 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ), а также страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности (п. 9 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ).
При этом в указанной статье нет прямого указания на такой вид дохода, как оплата за четыре дополнительных выходных дня в месяц, предоставляемых согласно части первой ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению.
Данная выплата не может признаваться страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, поскольку не поименована в ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" среди видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В то же время она определенно носит компенсационный характер, поскольку по смыслу части первой ст. 262 ТК РФ направлена на компенсацию одному из родителей (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида неполученного заработка за предоставляемые ему четыре дополнительных выходных дня в месяц для ухода за таким ребенком (нетрудоспособным гражданином). Аналогичной позиции придерживаются суды, характеризуя выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом как меры государственной поддержки, направленные на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 1798/10, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2010 по делу N А45-15160/2009, постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2013 N Ф09-2338/13 по делу N А50-17776/2012).
Отметим, что оплата каждого такого дня должна производиться в размере и порядке, которые установлены федеральными законами (часть первая ст. 262 ТК РФ). До сих пор федеральный закон, которым регулировались бы данные вопросы, не принят (письмо Минздравсоцразвития РФ от 08.10.2009 N 4719-17). В то же время частью 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" урегулирован вопрос об источнике финансирования данной выплаты: согласно этому закону с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетным трансфертом признаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, оплата за четыре дополнительных выходных дня в месяц, предоставляемых согласно части первой ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, производится за счет средств федерального бюджета.
На этом основании мы полагаем, что данная выплата может быть отнесена к числу компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами. Следовательно, в силу п. 5 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ взыскание на эту выплату обращено быть не может.
Однако, к сожалению, материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики в подтверждение или опровержение своей позицию нам обнаружить не удалось. В связи с этим настоятельно рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу судебных приставов России (такое обращение можно направить, заполнив соответствующую форму на официальном сайте службы по адресу: http://www.fssprus.ru/form/).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
8 мая 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.