Проблемы и методы идентификации больных
Неприятная история, которая, к счастью, не дошла до суда
В отделение кардиореанимации (КР) одной из московских больниц одновременно по "Скорой" поступило двое больных, один из них с отеком легких, в крайне тяжелом состоянии, другой - с сильными болями в области сердца. Как и полагается, бригада "Скорой" миновала приемное отделение и доставила больных сразу в КР. Два сопроводительных талона на пациентов были отданы дежурной сестре кардиореанимации. В этот момент сестра была занята: она участвовала в оказании помощи поступившим. И поэтому она не смогла сразу, при сотрудниках "Скорой" оформить истории болезни.
Прошло 30 минут. Одного из больных спасти не удалось. Он умер при явлениях нарастающей левожелудочковой недостаточности. Другой больной после купирования болевого синдрома заснул.
Освободившись, медсестра приступила к оформлению историй болезни. В этот момент больные были перепутаны. В результате врач оформил посмертный эпикриз на пациента, спокойно спящего в реанимационном зале. А утром семье этого больного сообщили о его смерти.
Ситуация прояснилась к обеду, когда больного осматривал консультант. У него было правило обращаться к больным по имени и отчеству. Заглянув в историю болезни, оформленную на имя умершего, врач обратился к больному. Тот в ответ удивился и поправил. После короткого замешательства врач понял, что произошла ошибка.
Через полчаса родным пациента перезвонили, пытались извиниться. Но ситуация уже зашла довольно далеко. Уже были разосланы телеграммы многочисленной родне, вызван похоронный агент. К жене якобы умершего уже вызвали "Скорую".
Пережив стресс, родня решила подать иск о возмещении материальных потерь и морального ущерба.
После долгих и непростых переговоров с адвокатом семьи удалось уговорить их забрать иск и удовлетвориться официальным извинением руководства больницы. Кроме того, главный врач обещал госпитализировать жену пациента в "хорошую" палату и провести "полное" обследование. Обещание было выполнено. Неприятный случай был разобран на клинико-экспертной комиссии.
Дежурной медсестре был объявлен выговор, она была лишена премии.
Общие сведения об идентификации больных
Информация о том, как в той или иной больнице перепутали больных, и о трагических последствиях путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Чтобы предотвратить ошибки, во многих странах разработаны и широко применяются специальные правила идентификации больных. Процесс идентификации может различаться в зависимости от места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной), его типа (пациент детского возраста или взрослый), состояния (в сознании или без сознания, адекватен или нет) и объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии). Обычно обязанности по идентификации больных лежат на среднем медперсонале.
Как проводится идентификация пациента?
Очевидно, что в основе любых действий медперсонала должна лежать четкая идентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к больному, медработник должен убедиться, что это тот больной, которому назначена процедура, что это его история болезни, его емкость с мочой и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента. Рассмотрим особенности идентификации больных в различных ситуациях. Для примера представим работу медсестры клинической лаборатории, которая ходит по отделениям и проводит забор крови у больных.
Особенности идентификации стационарного больного
Ключевой информацией для идентификации стационарного больного при проведении ему процедуры взятия крови для исследования являются ФИО больного, дата рождения и/или домашний адрес. Номер палаты не следует использовать для этих целей.
После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.
Идентификация амбулаторного больного
Амбулаторные больные обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет для взятия крови. Вызывая из приемной пациента по имени, медицинский работник должен помнить о мерах предосторожности и называть только имя и фамилию пациента, ни в коем случае не озвучивая другую информацию конфиденциального характера.
Следующий этап идентификации - необходимо получить подтверждение, что вошедший больной на самом деле тот человек, именем которого он назвался. В кабинет мог войти другой пациент - однофамилец или кто-то без очереди.
Для проведения идентификации можно попросить больного предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ.
Идентификация пациентов, находящихся без сознания, загруженного и в состоянии сна
Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если такой имеется).
Если пациент находится в коме или загружен, то находящиеся рядом медицинская сестра, родственник или друг больного могут помочь идентифицировать больного, сообщив его имя, адрес или дату рождения. И вновь полученную информацию необходимо сопоставить с информацией, содержащейся в заявке на проведение анализа для того, чтобы верифицировать личность больного.
Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности. Необходимо также записать данные человека, который подтвердил идентичность больного.
Идентификация ребенка и подростка
Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако, это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать ребенка, назвав его имя, адрес и/или дату рождения. Данные человека, который верифицировал личность больного, должны быть занесены в его медицинскую карту.
Идентификация больных отделения реанимации
Если в отделение реанимации поступает неопознанный пациент или пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить повышенную внимательность. Пока не станет возможной положительная идентификация больного, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого подходящего устройства больничный номер).
При использовании заявок на проведение диагностических исследований у таких больных необходимо следить за тем, чтобы в заявки/бирки вносился номер временной контрольной идентификации. Нужно заполнить необходимые бирки от руки или с помощью электронных средств и промаркировать ими образцы для анализа этого пациента.
Пациенты с тяжелыми ожогами
Время от времени возникают ситуации, когда идентификационную/опознавательную бирку прикрепляют к кровати больного, а не к его руке. Перечень таких случаев должен быть строго определен и ограничен. Процесс идентификации больного по опознавательной бирке, прикрепленной к его кровати, должен отслеживаться и подтверждаться медицинской сестрой и соответствующей отметкой в медицинской документации. Бирка с именем больного на его кровати или двери палаты, никогда не используется в качестве средства для подтверждения идентичности больного.
Современные технологии идентификации больных
С развитием информационных технологий методы идентификации больных становятся все более совершенными. В некоторых российских медицинских организациях уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о больном (вплоть до полной истории болезни).
Информацию о больном вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.
В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией больного.
Чем больше информации, позволяющей правильно опознать пациента, имеет медицинский работник, тем меньше вероятность ошибки.
Ответственность за ошибки при идентификации больного
Ошибка в идентификации больного является нарушением, за которое медицинский работник может получить дисциплинарное взыскание, уволен с занимаемой должности или даже привлечен к суду. Поскольку ошибки в идентификации пациента могут нести угрозу жизни пациента, они налагают значительную правовую ответственность как на медицинского работника, совершившего такую ошибку, так и на медицинское учреждение, которое наняло на работу данного сотрудника. Для того чтобы не совершать ошибок при идентификации больного, достаточно всегда следовать правилам идентификации больных.
Важнейшие правила идентификации больных
1) Нельзя задавать вопрос в форме "Вы господин Николаев?", потому что больной, который находится на медикаментозной терапии, может повести себя не вполне адекватно: ошибочно произнести какие-то слова, кивнуть головой или ответить "Да". Соответственно, наилучшей тактикой общения в данном случае станет вопрос: "Скажите, как Ваше имя?". В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.
2) Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании.
3) Нельзя брать материал для исследования или проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована, или если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных. Обо всех имеющихся расхождениях медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.
И.И. Ильин,
Врач-эксперт страховой компании
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 4, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".