О необходимости гражданско-правового регулирования вопросов качества услуг
В статье Я.В. Вольвач исследованы положения гражданского законодательства России с целью выявления гражданско-правовых факторов проблемы качества услуг.
Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию*(1).
Определение адвокатской деятельности как квалифицированной юридической помощи вполне очевидно влечет обязанность адвоката при исполнении соглашения ориентироваться не только на проявление максимальных усилий, но и на получение дополнительных знаний, выявление, анализ и разработку возможных путей решения теоретических и практических проблем гражданского законодательства, возникающих в процессе осуществления адвокатской деятельности. Достаточно часто, представляя интересы доверителей в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, по искам, вытекающим из договоров об оказании услуг, приходится сталкиваться с проблемой качества услуг.
В теоретической литературе, как юридической*(2), так и экономической*(3), одно из главных свойств услуги - неформализованность качества и сложность его определения квалифицируется в качестве одной из основных правовых проблем, связанных с услугами. Как указывает Д.И. Степанов, "несмотря на возражения, которые можно нередко слышать, понятия "услуга" и "качество" - вещи несовместимые, о качестве можно вести речь лишь применительно к результату работы, развитие экономического оборота привело к тому, что участники гражданско-правовых отношений нередко пытаются найти такие критерии качества самостоятельно, даже в отсутствие каких-либо разработок в доктрине или законодательстве"*(4). Вопрос качества услуг составляет также одну из сложнейших проблем отечественной судебно-арбитражной практики*(5).
В связи с изложенным представляется необходимым рассмотреть положения гражданского законодательства с целью выявления каких-либо предпосылок для решения указанной проблемы.
Современному российскому законодательству свойственно разделение действий, совершаемых по тому или иному обязательству, имеющему своим предметом действия (деятельность) должника, на работы и услуги. Но едва ли этот подход можно назвать дифференцированным.
В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ ("Договор возмездного оказания услуг") правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ. Перечисленные главы посвящены соответственно подряду, выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозке, транспортной экспедиции, банковскому вкладу, банковскому счету, расчетам, хранению, поручению, комиссии и доверительному управлению имуществом, а следовательно - оказанию услуг, имеющих вещественную форму. Таким образом, к группе отношений по оказанию услуг причислены и те отношения, которые регламентируются в рамках конкретных институтов, таких как подряд (гл. 37), выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38) и так далее, где предмет всегда обособлялся и именовался "работа".
Отсутствие дифференцированного подхода подтверждается также ст. 783 ГК РФ, согласно которой общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782, регулирующим положения о возмездном оказании услуг, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Этот же подход усматривается из положений Закона "О защите прав потребителей" и, в частности, из легального определения недостатка, существенного недостатка и безопасности товара (работы, услуги) в его преамбуле. В этой части также можно констатировать, что законодатель, предпринимая попытку определения качества услуг через определение недостатка товара, подчиняет услуги в этой части договорной конструкции купли-продажи. Кроме того, направленность подхода законодателя следует и из легального определения договора подряда, где указано, что заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ), в отличие, например, от ст. 350 ГК РСФСР, где указано, что "заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу".
Думается, что употребляемое в ГК РФ словосочетание "результат работы" - показатель значимости самого процесса, характера действий или деятельности для достижения результата, что отличается от словосочетания "выполненная работа" и однозначно характеризует изменение позиции законодателя и в той части, что термин "выполнение" несет смысловую нагрузку в смысле выполнения только работы. Выполнить услугу невозможно (термин, отсутствующий в гражданском законодательстве), в отличие, например, от смысловой нагрузки термина "исполнить", поскольку исполнить можно любое обязательство, в том числе и по оказанию услуги, и по выполнению работы. Получается, что в употребляемый ныне термин "работа" законодатель вкладывает несколько иное значение, преодолевая разделение на "работы" и "услуги" и объединяя их в общее понятие - отношение по оказанию услуг.
Но действительно, имеются ли какие-либо веские основания противопоставлять работы и услуги? С точки зрения автора настоящей статьи, это может быть оправдано в случае разной природы, основы и характера этих категорий, а также в случаях, если ими опосредуются объекты, имеющие специфический правовой режим.
В основе практически любой дефиниции услуги определяющим является критерий действия*(6) - деятельности*(7). Но поскольку собственно действие (деятельность), составляющее услугу, может иметь специфический характер и определяться субъективно условиями договора, имеется ли та основа (критерий), который всеобъемлюще характеризует и определяет эти действия (деятельность), составляющие услугу и работу?
Да, имеется. И этот критерий - основа есть труд.
Имеет ли этот труд цель? Вторым признаком, характеризующим услугу, является совершение действий в пользу заказчика и т.д. Следовательно, этот труд, составляющий услугу, имеет цель удовлетворять потребность лица, в пользу которого он совершается.
Для того чтобы удовлетворить потребность, этот труд как процесс должен иметь некий результат, который будет пригоден для потребления лицом и обществом, т.е., другими словами, этим результатом должно быть создание потребительной стоимости. "Под трудом в общем смысле понимается общественно-полезный труд: 1) имеющий своей целью и результатом создание потребительных стоимостей, то есть жизненных благ, предназначенных и пригодных для потребления человеком и обществом, независимо от того, создаются ли они в форме преобразованного материала природы или невещественного полезного продукта (услуги)"*(8). Кроме того, по мнению крупнейшего исследователя в этой области - О.С. Иоффе, с позиций права любые акты обмена имущественных ценностей могут быть разбиты на две группы: а) обмен вещей независимо от того, чьей деятельностью они созданы; б) обмен результатов труда, даже когда они не воплощены в создании какой-либо вещи*(9).
Выделение группы обязательств по оказанию услуг является следующим шагом на пути обособления гражданско-правовых обязательств, поскольку мыслима деятельность таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более овеществленном результате*(10).
Указанные мнения приведены в целях подтверждения позиции автора о том, что:
- деятельность по оказанию услуг изначально предполагает достижение результата;
- форма результата не влияет и не может влиять на вывод о его отсутствии (наличии);
- продукт труда, не имеющий вещественной формы, является результатом действий (деятельности).
Поскольку услуги представляют собой определенные действия или деятельность, соответствующие обязательства могут исполняться лишь в позитивной, активной форме, нельзя оказать услугу путем воздержания от известного действия. Соответственно, действия, составляющие объект обязательства по оказанию услуг, являются положительными, aliguid facere*(11).
Действия, составляющие услугу, выступают средством исполнения обязательства, а также являются предпосылкой его существования. Характер действий, составляющих услугу, определяется соглашением сторон путем указания в договоре на вид услуг. Порядок и последовательность действий (модель поведения) определяются законодательством.
Момент возникновения результата в процессе труда или по его окончании не является классифицирующим признаком.
Услугодателями и услугополучателями могут быть как с одной, так и с другой стороны организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, за исключением ограничений в статусе, правоспособности, наличии лицензий и удовлетворении требованиям, прямо установленным в законодательных актах. Исполнитель оказывает услугу на свой риск и своим иждивением - своими силами и средствами. Обязательство исполнителя оказать услуги лично установлено диспозитивной нормой. Договор - возмездный. И заказчик, и исполнитель вправе отказаться от исполнения договора. Правовое регулирование договора оказания услуг: ст. 779-782 ГК РФ, а также общие положения о подряде (ст. 702-720), положения о бытовом подряде (ст. 730-739).
Из всего сказанного можно сделать следующее заключение: то специфическое, что отличает услуги от результатов работы в форме материальных благ, - это их натуральная форма. То общее, что их объединяет - это их экономическое содержание, их бытие в качестве потребительной стоимости и продукта человеческого труда.
Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе необходима формализация качества услуг посредством применения к услуге критериев качества работы и, следовательно, подчинения в названной части договорной конструкции выполнения работ, к чему, по мнению автора, имеются предпосылки в гражданском законодательстве Российской Федерации.
В отношении данного вывода предвижу вполне обоснованные возражения, одним из основных среди которых является то, что по общему правилу законодательство в договорной конструкции оказания услуг*(12), в отличие от подряда, не связывает вопрос достижения (недостижения) полезного эффекта (результата) от услуги с надлежащим исполнением обязательства. Однако с позиций ослабления правового регулирования означенных вопросов (и на этом фоне - роста судейского усмотрения) представляется, что законодатель даже на пути дальнейшего обособления гражданско-правовых обязательств должен стремиться к формализации качества услуги, обеспечив тем самым определение качества услуг.
Библиография:
Белогруд Н.Е. Римское право. Источники, история, институции. Изд. 2-е, испр. и доп. - Киев, 1897.
Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций). Отдельные виды обязательств. - Л., 1961.
Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юридическая литература, 1975.
Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. - М., 1972.
Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. 1994. N 8,9.
Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве / Избранное: Труды. Статьи. Выступления. - М., 1998.
Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1993.
Красавчиков О.С. Советская наука гражданского права (предмет, состав и система). - Свердловск, 1961.
Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. - М., 1950.
Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (серия "Классика российской цивилистики"). - М., 1998.
Романец Ю. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10.
Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные проблемы гражданского права / под ред. М.И. Брагинского. Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. - М.: Статут, 1998.
Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. - М.: Статут, 2005.
Тыкоцкий Л.И. Определение производительного труда и его значение для социально-экономической характеристики сферы обслуживания: автореф. - Вильнюс, 1970.
Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг / Сб. ученых трудов. - Свердловск, 1964. Вып. 3.
Я.В. Вольвач,
адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва,
филиал "Адвокатская консультация N 71"),
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
*(2) Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (в серии "Классика российской цивилистики"). М., 1998. С. 89-106; Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные проблемы гражданского права / под ред. М.И. Брагинского. Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. М.: Статут, 1998. С. 141; Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М.: Статут, 2005. С. 185.
*(3) См., например: Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993. С. 638, 639.
*(4) Степанов Д.И. Указ. соч. С. 185.
*(5) Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.01.01 г. N КГ-А41/6023-00, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.02.02 N 803/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 7. С. 28, 29.
*(6) Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С.45.
*(7) Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций). Отдельные виды обязательств. Л., 1961. С. 211-213; Красавчиков О.С. Советская наука гражданского права (предмет, состав и система). Свердловск, 1961. С. 303-306; Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг / Сб. ученых трудов. Свердловск, 1964. Вып. 3. С. 177; Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М., 1972. С. 63; Он же. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. 1994. N 8, 9. С. 79-88; Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве / Избранное: Труды. Статьи. Выступления. М., 1998. С. 29-34; Степанов Д.И. Указ. соч. С. 177-181.
*(8) Тыкоцкий Л.И. Определение производительного труда и его значение для социально-экономической характеристики сферы обслуживания: автореф. Вильнюс, 1970. С. 9.
*(9) Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С. 412.
*(10) Там же. С. 488.
*(11) Белогруд Н.Е. Римское право. Источники, история, институции. Изд. 2-е, испр. и доп. Киев, 1897. С. 192.
*(12) Романец Ю. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10. С. 120.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О необходимости гражданско-правового регулирования вопросов качества услуг
Автор
Я.В. Вольвач - адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва, филиал "Адвокатская консультация N 71"), кандидат юридических наук
"Адвокат", 2013, N 5