Комментарий к приказу Минфина России от 18.12.2012 N 164н
Микропредприятия могут не использовать двойную запись в бухгалтерском учете.
Государство всячески пытается поддерживать малый бизнес. Прежде чем говорить о конкретных мерах, напомним, кто относится к малому бизнесу.
Субъекты малого бизнеса
Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 млн. рублей. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Не будем останавливаться на этом требовании, поскольку обычно оно неактуально - в подавляющем большинстве у представителей малого бизнеса учредителями являются физические лица.
Микропредприятия - это фирмы, в которых численность работников до 15 человек, а выручка не больше 60 млн. рублей. Именно этой категории и посвящен комментируемый приказ N 164н. Он предусматривает поистине революционное новшество: вести бухгалтерский учет можно без применения двойной записи. То есть не нужно делать привычные проводки дебет такого-то счета, кредит такого-то. Осмелимся предположить, что на практике это должно выглядеть так: при поступлении какого-либо имущества или денег операция отражается только по дебету, а при расходовании средств только по кредиту. Остается неясность, как заполнять баланс и остальные формы бухотчетности. Если вы не уверены, как правильно упрощать учет и отчетность, лучше дождаться официальных разъяснений Минфина России. Судя по всему, финансовое министерство скоро опубликует их на своем сайте.
Привилегии малого бизнеса
Подробно о преимуществах малого бизнеса писал Минфин России (см. информацию N ПЗ-3/2012). Мы выделим основные моменты.
"Малыши" могут вести учет кассовым методом. При этом полученные авансы нужно отражать в составе доходов по мере фактического поступления средств. А вот выданную предоплату сразу списывать запрещено: придется дождаться, пока контрагент исполнит свои обязательства.
Малым предприятиям разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2001 N 94н). Иными словами, допускается "укрупненное" использование счетов. Так, можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках малым предприятиям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.
Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Суть простой формы в том, что регистрация всех хозяйственных операций осуществляется только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант специалисты рекомендуют для фирм с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.
Наконец, малые предприятия имеют полное право игнорировать требования некоторых ПБУ. В частности, это ПБУ 18/02 и ПБУ 8/2010. Кроме того, все малые предприятия могут учитывать абсолютно все проценты по кредитам и займам как прочие расходы. Неважно, на покупку инвестиционного актива получены заемные средства или нет.
Что касается бухгалтерской отчетности, то у представителей малого бизнеса есть три варианта. Вариант первый - действовать по аналогии с остальными компаниями (заполнять все формы отчетности). Вариант второй - заполнять только баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Остальные же формы в состав отчетности можно не включать. Ну и третий вариант - для малых предприятий предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Они приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 2.07.2010 N 66н. В упрощенных формах показатели еще более укрупнены, чем обычно. Почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа N 66н.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 8, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.