Понятие "особо ценное имущество" в бюджетных учреждениях
Понятие "особо ценное имущество" впервые было введено в лексикон законодательства в 2007 г. для негосударственных организаций, а именно для автономных учреждений с целью выделения имущества, распоряжение которым ограничено (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях"), а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений.
С 2011 г. данное понятие было распространено и на бюджетные учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). Но до сих пор определение того, относится ли имущество к особо ценному или нет, на практике вызывает множество вопросов. Попытаемся систематизировать требования законодательства.
Основные положения. В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) имущество в оперативное управление учреждению может поступать либо путем его закрепления собственником, либо путем его приобретения (создания, получения дара и пр.) (п. 2 ст. 299 ГК РФ). То есть во втором случае решение собственника имущества о закреплении его за учреждением не требуется, а имущество поступает в оперативное управление на основании сделок купли-продажи, дарения и др.
При этом учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее - особо ценное имущество), закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (пп. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ).
Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Отметим, что для бюджетных учреждений аналогичной нормы нет. Но логично предположить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества также должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным учреждением или о выделении средств на его приобретение, так как в противном случае становится невозможным корректное отражение операции на счетах бухгалтерского учета (для учета операций с особо ценным имуществом в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" предусмотрены отдельные счета).
Важно понимать, что указанные решения учредитель может принимать не каждый раз при закреплении имущества или выделении средств, а разово, путем опубликования своего решения об установлении критериев отнесения движимого имущества к особо ценному.
Таким образом, автономные и бюджетные учреждения ограничены в распоряжении особо ценным имуществом, которое:
1) либо закрепляется за ними собственниками;
2) либо приобретается за счет средств, выделенных собственниками для приобретения данного имущества.
Критерии отнесения к особо ценному имуществу. В качестве критериев определения имущества, в распоряжении которым ограничены учреждения, можно выделить:
- факт закрепления имущества собственником за учреждением. О факте закрепления имущества обязательно должно свидетельствовать решение собственника в лице учредителя. Причем в случае закрепления движимого имущества за учреждением данное решение должно содержать прямое указание на то, что имущество закрепляется в качестве особо ценного, или данный вывод должен следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу;
- имущество приобретено за счет целевых средств, выделенных собственником на приобретение имущества (причем в любой форме: субсидии, инвестиции и др.).
В случае приобретения движимого имущества учреждением, как и в случае выше, может присутствовать отдельное решение учредителя о том, что имущество, приобретаемое за счет выделяемых средств, является особо ценным движимым имуществом, или данный вывод может следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу.
Учредители при принятии решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества обязаны руководствоваться критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (далее - Постановление N 538), а именно:
1) превышение первоначальной стоимости объекта некоторого предела, установленного учредителем;
2) имущество относится к имуществу, без которого осуществление деятельности учреждения будет существенно затруднено (определяется учредителем);
3) имущество относится к виду имущества, определенному учредителем в качестве особо ценного имущества;
4) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке (музейные коллекции, документы архивного фонда и т.п.).
Порядок определения принадлежности имущества. Алгоритм определения того, является ли поступившее в учреждение имущество особо ценным, можно представить в виде схемы, содержащей последовательность вопросов, на которые нужно ответить в порядке очередности (см. рисунок).
/-------------------------------------------------------------\ /---\
Нет |1. Поступившее имущество закреплено за учреждением| | |
/---|собственником или приобретено за счет его целевых средств? | | |
| \-------------------------------------------------------------/ | О |
| Да | с |
| /-------------------------------------------------------------\ Да | о |
| |2. Поступившее имущество является недвижимым? |---| б |
| \-------------------------------------------------------------/ | о |
| Нет | |
| /-------------------------------------------------------------\ | ц |
| |3. Стоимость поступившего имущества превышает предел| Да | е |
| |установленный учредителем? |---| н |
| \-------------------------------------------------------------/ | н |
| Нет | о |
| /-------------------------------------------------------------\ | е |
| |4. Поступившее имущество относится к имуществу, без которого,| Да | |
| |по мнению учредителя осуществление деятельности учреждения|---| и |
| |будет существенно затруднено? | | м |
| \-------------------------------------------------------------/ | у |
| Нет | щ |
| /-------------------------------------------------------------\ | е |
| |5. Поступившее имущество относится к виду имущества, напрямую| Да | с |
| |отнесенную учредителем к особо ценному? |---| т |
| \-------------------------------------------------------------/ | в |
| Нет | о |
| /-------------------------------------------------------------\ | |
| |6. Поступившее имущество подлежит отчуждению в специальном| Да | |
| |порядке? |---| |
| \-------------------------------------------------------------/ \---/
| Нет
| /-------------------------------------------------------------\
\--| Не особо ценное имущество |
\-------------------------------------------------------------/
Порядок определения принадлежности имущества
Заключение. Если недвижимое имущество закрепляется за учреждением или приобретается за счет средств, выделенных на его приобретение, то данное имущество автоматически приобретает статус особо ценного имущества, и какого-либо дополнительного подтверждения того, что это имущество является особо ценным, учреждение от учредителя получать не обязано.
Если же движимое имущество поступает в учреждение путем его закрепления или приобретается за счет целевых средств собственника, то в данном случае возможны следующие варианты:
1) если имеется ранее опубликованное решение учредителя, содержащее критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, то обращаться к учредителю за дополнительным подтверждением статуса данного имущества не следует (если иное не установлено учредителем). Данный статус учреждение определяет самостоятельно на основании решения учредителя, а перечень особо ценного движимого имущества ведет на основании данных бухгалтерского учета (п. 5 Постановления N 538);
2) при отсутствии ранее опубликованного решения учредителя, содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, имущество будет признаваться особо ценным движимым только в случае, если при принятии решения о закреплении указанного имущества за учреждением или о выделении средств на его приобретение учредитель также принял решение об отнесении данного имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
4. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.
5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Д.А. Бессонов,
кандидат экономических наук, аудитор, начальник отдела ревизии,
аудита и методического обеспечения
Уральский федеральный университет
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 9, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).