О законодательных предложениях в сфере ведения бухгалтерского учета
С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" прошло всего четыре месяца, однако уже возникла необходимость внесения ряда изменений, связанных с порядком ведения бухгалтерского учета. В статье данные законодательные инициативы разделены на три блока. Разберем каждый по порядку.
Первый блок законодательных инициатив
Первый блок поправок связан с имплементацией норм международного права в сфере борьбы с подкупом иностранных должностных лиц, чем и обуславливаются предлагаемые изменения.
Как известно, Российская Федерация присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Конвенция) 1 февраля 2012 года. Положения Конвенции обязывают к установлению правил, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов.
Поэтому проектом Федерального закона N 192810-6 вносятся изменения в ст. 9 и 10 закона "О бухгалтерском учете", направленные на ужесточение мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Конвенцией законопроектом предусмотрено внесение изменений в ст. 10 Федерального закона в части регистрации объектов бухгалтерского учета в его регистрах. При этом законопроектом вводятся понятия мнимого и притворного объектов бухгалтерского учета, которые содержательно соответствуют понятиям мнимой и притворной сделок, определенным в ст. 170 Гражданского кодекса РФ.
Обратите внимание! Законопроектом также устанавливается запрет на пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
В проекте прямо устанавливается, что не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки.
Кроме того, прописывается, что у лиц, оформляющих факты хозяйственной жизни, и лиц, ведущих бухгалтерский учет, различные обязанности и ответственность. Так, лицо, ответственное за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. А лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за правильность оформления фактов хозяйственной жизни.
Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.
Таким образом, мнимым объектом бухгалтерского учета будут, например, сфальсифицированные расходы и обязательства, которые в действительности не имели места. Притворным будет считаться объект, отраженный в бухучете вместо другого для того, чтобы "прикрыть" его. Отвечать за эти и другие нарушения придется не только бухгалтерам, но сотрудникам предприятия, занимающимся хозяйственными вопросами.
Так, работник, ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Бухгалтеры в данном случае не должны нести ответственность за правильность оформления фактов хозяйственной жизни. Если экспедитор подделал или неправильно оформил документы, то спросят за это с него. Если ошибся бухгалтер, отвечать будет он. Наказания будут зависеть от того, насколько серьезны наступившие последствия.
Обратите внимание! Проектом закона также запрещается ведение счетов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, неприменяемых экономическим субъектом. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах", которым введено понятие "организатора торговли", а также с учетом положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах", законопроектом предусмотрено соответствующее уточнение ч. 4 ст. 7 Федерального закона.
В целях снижения административной нагрузки при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для организаций инновационного центра "Сколково" законопроектом предусмотрены особенности ведения бухгалтерского учета. Так, система бухгалтерского учета для этих организаций включает в себя учет основных средств и нематериальных активов, который ведется по общим правилам бухгалтерского учета, и учет доходов и расходов, который ведется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах для упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, законопроектом уточнены положения ст. 6 Федерального закона в части освобождения от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Принятие законопроекта обеспечит выполнение принятых Российской Федерацией обязательств в рамках присоединения к Конвенции и будет способствовать совершенствованию норм законодательства РФ о бухгалтерском учете, учитывая особенности различных экономических субъектов.
Организациям инновационного центра "Сколково" повезло, чего нельзя сказать об организациях, находящихся на упрощенной системе налогообложения, - для них с 1 января 2013 года введена обязанность по ведению бухгалтерского учета в полном объеме.
При имплементации положений Конвенции авторы законопроекта исходили из терминологии гражданского законодательства Российской Федерации. Так, применяемые в законопроекте термины "мнимая и притворная сделка" являются общепринятыми и содержатся в Гражданском кодексе РФ.
Второй блок законодательных инициатив
Первый блок законодательных предложений касается повышения дисциплины в сфере ведения бухгалтерского учета, а второй направлен как раз на введение дополнительного основания для освобождения от административной ответственности в данной области. В феврале этого года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Целью проекта является совершенствование административного законодательства в части ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Однако главной направленностью проекта является не только совершенствование административного законодательства, но и защита прав хозяйствующих субъектов путем устранения возможности неоправданного привлечения к ответственности и, как следствие, улучшение условий предпринимательской деятельности, повышение качества представляемой бухгалтерской отчетности.
Обратите внимание! Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов, а также любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Сегодня ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц.
Субъективная сторона состава данного правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. А приведенный выше дополнительный признак призван исключить возможность назначения административного наказания за любую, даже техническую, ошибку в бухгалтерских проводках.
Следует отметить, что субъектами данного правонарушения могут быть как руководитель организации, так и его главный бухгалтер.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусмотрено, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. 6 и 18 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
В то же время возможность освобождения от ответственности в случае исправления допущенных ошибок и представления организацией уточненных документов ст. 15.11 КоАП в настоящее время не предусмотрена.
Внесенным законопроектом с целью освобождения от ответственности должностных лиц в случае добровольного исправления ими неточностей либо ошибок предлагается дополнить ст. 15.11 КоАП РФ положениями, в соответствии с которыми должностные лица освобождаются от ответственности за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, в случае представления уточненной налоговой декларации и уплаты недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней, а также в случае исправления ошибки в бухгалтерской отчетности в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке.
Таким образом, данный проект является еще одним шагом на пути повышения прозрачности административных процедур в налоговой сфере. Он, безусловно, направлен на смягчение действующей нормы КоАП РФ и должен побуждать налогоплательщиков к совершению полезных с правовой точки зрения действий:
- представлению уточненной налоговой декларации;
- уплате уточненной суммы налогов и пеней;
- исправлению ошибок в бухгалтерской отчетности до ее утверждения. Остается надеяться, что возможность освобождения от ответственности путем совершения данных действий покажется руководителям юридических лиц и бухгалтерам более предпочтительной, чем уплата административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.
Стоит добавить, что протоколы об административных правонарушениях по данной статье составляют должностные лица налоговых органов, а дела рассматривают судьи. За шесть месяцев 2012 года, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, по ст. 15.11 КоАП РФ было рассмотрено 2061 административное дело, 1420 лиц подвергнуто наказанию, а общая сумма штрафов составила 2,8 млн. руб.
Третий блок законодательных инициатив
И, наконец, третий блок касается весьма важного вопроса повышения законности в сфере финансовых операций. 22 февраля 2013 года в первом чтении был принят проект федерального закона N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям (в части противодействия незаконным финансовым операциям)", подготовленный и внесенный в Государственную Думу Правительством РФ.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 "О долгосрочной государственной экономической политике" поставлена задача по повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью фирм-"однодневок". Указанная задача требует усиления борьбы с такими негативными явлениями, как переход реального капитала в теневые секторы, распространенность фирм-"однодневок" и иных организаций, созданных в целях совершения и сокрытия преступлений, криминализация экономики в целом.
Данное негативное явление, с одной стороны, значительно снижает инвестиционную привлекательность страны, а с другой - представляет собой реальную угрозу экономической безопасности государства.
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" разработан в соответствии с поручением Президента РФ от 12.01.2012 под эгидой Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, которая образована по распоряжению Президента РФ от 28.07.2012.
В работе над законопроектом принимало участие большое количество ведомств, в т.ч. Минфин России, Минэкономразвития, ФНС, ФСФР, Росфиннадзор, МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН России, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Банк России. Его главные цели - удар по фирмам-"однодневкам" и приведение российского антиотмывочного законодательства в соответствие требованиям FATF.
Обратите внимание! Законопроект носит комплексный характер и охватывает несколько блоков, начиная от государственной регистрации юридических лиц, возможности дополнительного контроля со стороны государственных органов и заканчивая ответственностью недобросовестных хозяйствующих субъектов и их контролирующих собственников.
Кроме того, в законопроект включены нормы, направленные на обеспечение сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации (вносятся изменения в Закон "О бухгалтерском учете").
Так, пунктом 1 ст. 15 проекта предлагается установить, что документами бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета.
А пунктом 2 ст. 15 предусмотрено, что при смене руководителя экономического субъекта должен быть составлен акт приема-передачи документов бухгалтерского учета, удостоверительных печатей экономического субъекта вновь назначенному лицу.
Таким образом, представляется, что разработанные в настоящее время законодательные инициативы в сфере ведения бухгалтерского учета являются своевременными и востребованными, окажут позитивное влияние не только на транспарентность процессов формирования бухгалтерского учета, но и на соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков.
И. Соловьев,
д.ю.н., проф., заслуженный юрист РФ
"Налоговый вестник", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1