Бухгалтерский и налоговый учет современных средств связи компании и затрат по их обслуживанию (стационарная и мобильная связь, интернет)
С помощью сотового телефона на предприятиях решается множество служебных вопросов, ведутся переговоры с партнерами, заключаются устные соглашения, которые впоследствии закрепляются документально. Ни для кого это не новость. В этой статье рассмотрен порядок отражения в учете затрат на услуги современных средств связи, а также их включения в состав расходов при расчете налога на прибыль.
Сотовая связь глубоко внедрилась в жизнедеятельность как населения, так и современных хозяйствующих субъектов. Безусловно, данное достижение телекоммуникационных технологий является положительным фактом, но нас интересует прежде всего его отражение в финансово хозяйственной деятельности и отчетности компании. Использование сотовой связи определенной категорией сотрудников делает предприятие более мобильным хозяйствующим субъектом. Что способствует привлечению новых партнеров, заключению выгодных контрактов и положительно влияет в конечном итоге на финансовый результат предприятия в целом.
Правовые основы деятельности в области связи установлены Федеральным законом от 7.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи". В свою очередь, отношения между абонентом и оператором сотовой связи регулируются Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи".
Налоговый кодекс не различает мобильную и стационарную связь, объединяя их в одно понятие "услуги связи" и позволяя принимать их для целей налогообложения в полном объеме (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в бухгалтерском и налоговом учете есть особенности отражения расходов на мобильную связь.
Затраты на мобильную связь включают в себя также расходы на покупку сотовых телефонов и на оплату услуг мобильной связи, которые, в свою очередь, включают расходы на подключение абонентского номера, телефонных переговоров и др. Организация также может использовать телефон сотрудника при решении служебных вопросов.
Мобильный телефон - устройство сложное, совмещающее множество функций, его стоимость может варьироваться в зависимости от модели и количества выполняемых операций, а порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на приобретение зависит от того, является ли он амортизируемым имуществом или нет.
Для правомерности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по приобретению сотовых телефонов необходимо определить, к какой амортизационной группе активов они относятся. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, мобильные телефоны можно отнести к 3-й группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно). И хотя данная Классификация используется для определения срока полезного использования амортизируемого имущества для целей налогового учета, применение его положений для бухгалтерского учета не противоречит действующему законодательству. В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
5) Стоимость объекта должна быть не ниже 40 тыс. руб.
Стоимость объектов основного средства погашается в процессе начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Организация самостоятельно выбирает один из способов начисления амортизации, установленных п. 18 ПБУ 6/01.
22.02.2011 в Минюсте России был зарегистрирован Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н, который внес изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, в частности в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Согласно документу активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Таким образом, стоимость имущества, относимого в состав основных средств по ПБУ, увеличена до 40 тыс. руб. Приказ Минфина вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.
В п. 1 ст. 256 НК РФ сказано, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое находится у организации на праве собственности, используется ею в целях извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. К амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.
Расходы, связанные с приобретением сотового телефона, включаются в полном размере в состав материальных расходов в момент его ввода в эксплуатацию. Указанные расходы являются косвенными, поэтому они уменьшают налогооблагаемый доход того отчетного (налогового) периода, в котором сотовый телефон фактически был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.11.2004 N 03-03-01-04/1/121).
В случае если стоимость мобильного телефона превышает 40 тыс. руб. (без учета НДС), в целях налогообложения она списывается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль организаций, в течение срока его полезного использования. При этом расходами является начисляемая ежемесячно сумма амортизации, рассчитанная исходя из выбранного метода начисления амортизации. Срок полезного использования организация определяет на дату ввода телефона в эксплуатацию. Как правило, организация самостоятельно устанавливает срок полезного использования актива, прибегая для этих целей к классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Он должен находиться в пределах срока, предусмотренного для данной амортизационной группы.
Статья 257 НК РФ устанавливает порядок определения первоначальной стоимости телефона, признанного амортизируемым имуществом. Она складывается из расходов: на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение имущества до состояния пригодного для использования (за минусом суммы НДС и акцизов).
Уменьшить свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организация может, включив начисленную сумму амортизации мобильного телефона в расходы, но только в случае, если телефон передан сотруднику, которому он необходим для решения служебных вопросов. Кроме того, расходы должны быть подтверждены документально и оформлены в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому при покупке и передаче мобильного телефона внутри организации оформляются типовые документы, предназначенные для учета материально-производственных запасов и основных средств.
Их формы утверждены Постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и от 21.01.2003 N 7.
Расходы на ремонт мобильного телефона, в случае если он признан амортизируемым имуществом, относятся к расходам на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ). Такие затраты рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и учитываются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. При этом мобильный телефон должен быть закреплен за сотрудником, которому в силу должностных обязанностей необходима сотовая связь.
Личный телефон в служебных целях
Когда работники пользуются в служебных целях личными телефонами, то, как правило, они сами оплачивают счета операторов связи (поскольку договор с оператором сотовой связи заключен не с организацией, а именно с работником). В Письме УФНС России по г. Москве от 20.09.2006 N 20-12/83834.2 отмечено, что размер денежной компенсации расходов по оплате услуг сотовой связи должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности. При подтверждении производственного характера разговоров выплаченную компенсацию оплаты услуг связи можно учесть в целях налогообложения прибыли. Для этого в организации должны храниться следующие документы (или их заверенные копии), выписанные на данное физическое лицо:
договор работника с сотовой компанией об оказании услуг связи;
документы, подтверждающие расходы, понесенные работником при использовании имущества в служебных целях (детализированный отчет оператора сотовой связи, выписанный на имя работника, с расшифровкой исходящих звонков и стоимостью каждого разговора).
По мнению контролирующих органов (Письма Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, УФНС по г. Москве от 20.09.2006 N 20-12/83834.1), форма такого отчета должна содержать детализацию общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру, в том числе номера телефонов всех абонентов, даты и времени переговоров, тарификацию услуги.
В Письме также говорится, что к косвенным доказательствам производственного характера расходов можно отнести письменное распоряжение (служебное задание) сделать звонки, а также отчет сотрудника-исполнителя о его результатах в письменной форме. Причем оба документа составляются в произвольной форме, но с указанием всех реквизитов, предусмотренных для первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
А в Постановлении ФАС ПО от 09.11.2006 N А65-29284/2005-СА2-8 указано, что детализированный счет оператора связи не подтверждает экономическую обоснованность расходов, поскольку не раскрывает их содержание. Поэтому представление детализированного счета для подтверждения расходов необязательно.
В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Денежная компенсация за использование сотового телефона, принадлежащего работнику, не облагается налогом на доходы физических лиц в пределах установленных организацией размеров (это подтверждается Письмом Минфина от 02.03.2006 N 03-05-01-04/43).
В бухгалтерском учете компенсация, выплачиваемая работнику за служебные звонки с личного сотового телефона, признается расходом по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 7 ПБУ 10/99).
Для обобщения информации о расчетах организации по компенсационным выплатам за использование имущества работников в служебных интересах целесообразно открыть одноименный субсчет к счету 73. Начисление компенсации отражается так:
Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 73, субсчет "Расчеты по компенсациям за использование имущества работников".
SIM-карта
SIM-карта представляет собой карту, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера.
Чаще всего SIM-карта приобретается совместно с сотовым телефоном. Но затраты на ее покупку не включаются в первоначальную стоимость сотового телефона и в учете отражаются отдельно, т.е. мобильный телефон и SIM-карта не представляют собой единый инвентарный объект. На это есть ряд причин. Во-первых, SIM-карту можно использовать на другом сотовом телефоне. Во-вторых, используемый сотовый телефон может быть подключен к другому оператору сотовой связи. В-третьих, во время зарубежных деловых командировок чаще всего используется другая SIM-карта, которая обеспечивает более экономный международный роуминг, а в остальное время - обычная SIM-карта. В-четвертых, некоторые модели мобильных телефонов поддерживают одновременную работу двух SIM-карт, что позволяет автоматически выбирать SIM-карту в зависимости от потребностей абонента и качества доступной связи.
Расходы на подключение SIM-карты - это разовый платеж, уплачиваемый при заключении договора с оператором сотовой связи. Расходы на подключение SIM-карты являются оплатой услуг оператора по выделению личного телефонного номера и доступа к сети подвижной связи. Это означает, что стоимость SIM-карты в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли учитывается обособленно от стоимости сотового телефона. Однако для учета SIM-карт все же необходимо закреплять метод ее учета в учетной политике и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения. Расходы на подключение для целей бухгалтерского учета учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы на подключение в целях налогообложения признаются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом возможны два случая признания расходов по приобретению SIM-карты. Первый: когда в договоре между сотовым оператором и организацией оговорен срок его действия, - расходы списываются равномерно в течение указанного в договоре промежутка времени. Второй: когда в договоре не указывается срок его действия - расходы списываются согласно закрепленным в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения положениям по учету SIM-карт. При приобретении SIM-карты, срок использования которой не установлен, организация осуществляет единовременный платеж. Для целей налогового учета затраты на приобретение SIM-карты включаются в состав текущих расходов организации в том периоде, в котором они были произведены. Чтобы не увеличивать трудозатраты, организации в учетной политике чаще всего закрепляют положение о том, что в бухгалтерском учете расходы по приобретению SIM-карт с неустановленным сроком использования учитываются в том периоде, когда эти расходы осуществлены.
Для документального подтверждения мобильных расходов необходимы: счет, выставленный оператором сотовой связи, и счет-фактура, который является учетно-контрольным документом и основанием для исчисления налога на добавленную стоимость. При этом наличие акта об оказании услуг не обязательно для признания расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, так как он используется для подтверждения только работ и услуг производственного характера, а услуги мобильной связи к ним не относятся.
В случае если SIM-карта принадлежит работнику, то счета за оказанные услуги связи оператор выставляет на имя физического лица. Их оплачивает работник. Подобные затраты нельзя признать экономически обоснованными и документально подтвержденными в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Такие расходы не отражаются и в бухгалтерском учете, ведь оператор связи предъявляет счета не организации, а физическому лицу.
В данной ситуации компания признает в составе прочих расходов не только стоимость услуг сотовой связи, но и затраты на приобретение SIM-карты. Основание - подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на покупку SIM-карты организация распределяет равномерно в течение периода подключения к сети либо иного срока, установленного ею самостоятельно (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ).
В бухгалтерском учете подобные затраты включаются в расходы по обычным видам деятельности согласно пп. 5 и 7 ПБУ 10/99, то есть отражаются по дебету счета 20, 25, 26, 29 или 44. Если в договоре с оператором срок действия SIM-карты не ограничен, то ее стоимость учитывается по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" и в дальнейшем списывается на затраты в течение периода, установленного организацией в бухгалтерской учетной политике.
Таким образом, если услуги сотовой связи, оказываемые непосредственно работникам организации, носят производственный характер и организация может документально подтвердить их (в том числе распорядительными документами организации о порядке использования личных мобильных телефонов для производственных нужд), то компенсация этим работникам оплаты указанных услуг учитывается в целях налогообложения прибыли.
Особенности учета при подключении мобильной связи могут возникнуть, если приобретение SIM-карты сопровождается частичным или полным зачислением средств на счет покупателя (предприятия торговли или общественного питания). Если стартовый платеж в полной сумме зачисляется на лицевой счет абонента, расходы по подключению равны нулю, а уплаченные предприятием средства признаются в учете авансом за услуги связи. Это имеет определенные последствия. В бухгалтерском учете организации торговли или общественного питания стоимость таких SIM-карт не учитывается. Стоимость SIM-карты отражается на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Авансы выданные", до тех пор, пока оператор сотовой связи не выставит счет за оказанные услуги. В целях налогообложения расходы по подключению признаются также только после получения от оператора счета за фактически оказанные услуги мобильной связи.
Поскольку SIM-карты имеют нулевую стоимость, фирма организует их аналитический учет по каждому телефонному номеру и (или) каждому работнику, которому выдана SIM-карта. С этой целью можно использовать унифицированные формы первичных учетных документов для учета МПЗ.
Если стартовый платеж частично зачисляется на лицевой счет абонента, тогда разница между суммой, уплаченной при подключении сотового телефона, и суммой, поступившей на лицевой счет, признается стоимостью приобретения SIM-карты. То есть эту разницу можно включить в расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете и в прочие расходы, связанные с производством и реализацией в налоговом учете. В зависимости от того, зафиксирован в договоре с оператором сотовой связи срок подключения к сети или нет, расходы распределяются в течение данного срока либо списываются единовременно, если это закреплено в учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
Налоговый кодекс устанавливает дату осуществления прочих расходов. Ею признается момент оплаты сторонним организациям за выполненные работы (предоставленные услуги) и считается одна из нескольких дат:
К расходам на услуги связи также относят расходы, осуществляемые организацией торговли и общественного питания в целях оплаты деятельности сотового оператора по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). Основанием оказания услуг предприятиям сотовыми операторами является заключенный между ними договор об оказании услуг связи, соответствующий требованиям Гражданского кодекса и Правилам оказания услуг связи.
Дата признания оплаты услуг сотового оператора предприятием |
Дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров |
Дата предъявления налогоплательщиком документов, служащих основанием для, произведения расчетов |
Последнее число отчетного (налогового) периода |
Один из вариантов устанавливается в учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения предприятия |
Организация должна контролировать сумму расходов по сотовой связи. Для этого руководитель организации приказом устанавливает лимит переговоров посредством мобильной связи для каждой категории сотрудников, а стоимость сверхлимитного времени оплачивается за счет самих сотрудников.
Налоговый кодекс не содержит четко установленного перечня документов, которыми организация подтверждает осуществление расходов на оплату услуг сотовой связи. Напомним, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода. Документально подтвержденными считаются расходы, оформленные документами, составленными в соответствии с законодательством РФ.
Однако существует перечень документов, которые организации в общем случае оформляют за оказанные услуги мобильной связи.
Документальное подтверждение расходов на мобильную связь в налоговом учете предприятия
Договор с оператором на оказание услуг сотовой связи - должны быть оговорены все существенные условия;
счет оператора сотовой связи, выставленный за определенный период - должен иметь детализацию общей суммы платежа;
приказ организации, утверждающий работников, которым в силу должностных обязанностей необходима сотовая связь - указывается номер мобильных телефонов и SIM-карт, список базовых телефонных номеров, с которых ведутся переговоры;
должностные инструкции для работников, трудовой или коллективный договор - должна быть зафиксирована необходимость сотовой связи сотруднику;
специальные ведомости передачи сотрудникам мобильных телефонов и SIM-карт, например, отчет сотрудника в произвольной форме о звонках со служебного мобильного телефона с указанием абонентов, с которыми велись переговоры, и цель переговоров.
При детализации общей суммы платежа в счете, выставленном оператором, указываются номера всех телефонов абонентов, с которыми велись переговоры с данного телефона, коды городов (стран), дата и время переговоров, продолжительность и стоимость каждого разговора.
К другим документам, подтверждающим служебный характер отношений с абонентом, также относятся: письменное распоряжение руководителя (служебное задание) о необходимости изучить уровень цен на какой-либо товар в данном регионе и письменный отчет работника-исполнителя о его результатах; приказ руководителя организации о проведении маркетингового исследования рынка сбыта (предложений поставщиков) с использованием сотовой связи и отчет о его результатах.
Пример 1: Согласно выставленному счету оператора сотовой связи расходы на телефонные переговоры по служебным мобильным телефонам на предприятии торговли ООО "Василек" составили 8850 руб.
(в т.ч. НДС - 18%). Приказом руководителя организации установлен лимит расходов на мобильные переговоры - 7080 руб. (в т.ч. НДС - 18%). Стоимость личных переговоров сотрудников организации составляет 1770 руб. (8850 руб. - 7080 руб.). Эта сумма удерживается из зарплаты сотрудников.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
1) включена в расходы стоимость услуг связи согласно установленному приказом руководителя лимиту (7080 руб. - ((7080 руб. x 18%) / 118%) = 7080 руб. - 1080 руб. = 6000 руб.):
Дебет счета 44
Кредит счета 60 6000 руб.;
2) отражен налог на добавленную стоимость по услугам связи:
Дебет счета 19
Кредит счета 60 1080 руб.;
3) принят к вычету налог на добавленную стоимость по услугам связи:
Дебет счета 68
Кредит счета 19 1080 руб.;
4) оплачены переговоры по мобильным телефонам ООО "Василек":
Дебет счета 60
Кредит счета 51 8850 руб.;
5) отражена задолженность сотрудников за личные переговоры со служебных сотовых телефонов предприятия:
Дебет счета 73
Кредит счета 60 1770 руб.;
6) удержана из заработной платы работников стоимость личных переговоров, превышающих установленный лимит:
Дебет счета 70
Дебет счета 73 1770 руб.
Интернет в организациях и расходы на его обслуживание
Нашу жизнь уже сложно, даже невозможно представить без использования интернета. Имея доступ к сети Интернет, организация получает оперативную и разностороннюю информацию, получает возможность пользоваться электронной почтой, рекламировать и приобретать товары и так далее.
Многие организации используют Интернет в своей производственной деятельности.
Интернет - это всемирная информационно-коммуникационная сеть, которая обеспечивает передачу данных между компьютерными устройствами, в которую входят все взаимоувязанные сети электросвязи, осуществляющие передачу компьютерных данных, за исключением выделенных и ведомственных сетей связи.
С 1.01.2004 г. согласно ст. 2 и ст. 57 Закона N 126-ФЗ, услуги по передаче информации и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа относятся к универсальным услугам связи.
Необходимость использования в организациях сети Интернет в производственных целях должна быть подтверждена приказами, распоряжениями руководителя организации, должностными инструкциями и тому подобными документами.
Напомним, что согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", "все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет".
Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы за пользование сетью Интернет, является счет, который выставляет Интернет-провайдер.
Таким образом, при наличии полного комплекта первичных документов, подтверждающих непосредственную связь расходов на Интернет с управлением производством, организация может отнести данные расходы на себестоимость продукции или издержки обращения. В этом случае расходы по оплате услуг доступа к сети Интернет будут включаться в состав расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99.
Напоминаем, что для целей бухгалтерского учета расходы признаются при наличии требований, установленных пунктом 16 ПБУ 10/99.
На основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы) уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Статьей 252 НК РФ установлено, что:
"Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода".
Оказание услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС (статья 146 НК РФ).
Следовательно, Интернет-провайдер (если он является плательщиком НДС) обязан выставить организации счет за услуги доступа к сети Интернет с учетом НДС, а также оформить и выставить счет-фактуру в порядке, предусмотренном статьями 168, 169 НК РФ.
Сумма НДС, уплаченная организацией за услуги доступа к сети Интернет, может быть принята к вычету из бюджета на основании статьи 171 и статьи 172 НК РФ.
Бухгалтерский учет расходов на подключение к сети Интернет.
Подключение к сети Интернет организациями может осуществляться несколькими способами:
- коммутируемое (сеансовое) модемное (Dial-Up);
- ADSL-модемное;
- подключение по наземной выделенной линии путем прокладки волоконно-оптического кабеля и так далее;
- физическая выделенная линия (проводная либо оптоволоконная);
- подключение с использованием сети FrameRelay;
- полный (двунаправленный) спутниковый канал;
- односторонняя спутниковая связь (комбинированный канал);
- использование мобильной связи для соединения с Интернетом.
Подключение к сети Интернет может осуществляться различными способами в зависимости от канала передачи данных и их пропускной способности.
От выбранного организацией способа подключения и метода оплаты будет зависеть и отражение таких операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Расходы, связанные с подключением к Интернету, оплачиваются пользователем единовременно, независимо от того, как и на какой срок составлен договор с провайдером.
За организацией сохраняется право выбора расчета за услуги пользования сетью. В настоящее время на рынке присутствуют различные тарифные планы, включая
абонентский тариф, действие данного тарифного плана основано на внесении ежемесячной абонентской платы, зафиксированной в договоре с провайдером. В этом случае организация не будет ограничена временными рамками, а также временем выхода в сеть.
Основываясь на подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, все расходы по использованию информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы) относятся к числу прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией. Однако для избежания разногласий с налоговыми органами организации стоит помнить, что только экономически оправданные и документально подтвержденные расходы будут приняты в качестве расходов в целях налогообложения. Исходя из этого, не будет лишним подтвердить внутренними нормативными документами порядок и производственную необходимость применения сети Интернет.
Постоянное высокоскоростное подключение к Интернет-сети, через выделенную линию, используется теми организациями, которым необходим постоянный высокоскоростной доступ в Интернет в силу специфики их деятельности.
При заключении договора с провайдером необходимо обратить внимание на наличие у него действующей лицензии на предоставление услуг передачи данных. Копия такой лицензии должна быть приложена к договору. Это связано с тем, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензию, и соответствующие перечни лицензионных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Отражение в учете организации затрат на подключение к сети Интернет зависит от того, будет ли приобретать организация в собственность оборудование по выделенной линии или оно останется на балансе провайдера. Варианты таковы:
После подключения к сети Интернет оборудование будет принадлежать организации.
После подключения к сети Интернет оборудование остается на балансе провайдера.
В практической деятельности очень часто встречаются такие варианты, когда оборудование по установке выделенной линии Интернет остается на балансе провайдера, а только право пользования на основании договора передается организации.
Таким образом, осуществляя подключение к сети Интернет и взимая абонентскую плату за пользование ею, провайдер тем самым оказывает организации универсальные услуги связи.
Суммы ежемесячной абонентской платы являются в бухгалтерском учете управленческими расходами, связанными с оплатой услуг по эксплуатации сети Интернет, и признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
В налоговом учете такие затраты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.
После подключения к сети Интернет оборудование провайдера берется в аренду организацией.
Пример 2: Торговая организация ООО "Василек" заключила договор с провайдером интернет-услуг на подсоединение к выделенной линии Интернет. Спутниковое оборудование остается на балансе провайдера, к торговой организации переходит только право пользования оборудованием.
Согласно прописанным условиям в договоре расходы по установке спутникового оборудования составили 11 800 руб. (в том числе НДС 18% - 1800 руб.). Также установлена ежемесячная абонентская плата в размере 6000 руб. (в том числе НДС 18% - 1080 руб.).
В учете организации будут сделаны следующие проводки:
1) уплачено провайдеру за установку спутникового оборудования:
Дебет счета 60 Кредит счета 51 - 18 000 руб.;
2) уплата провайдеру за установку спутникового оборудования включена в состав расходов на продажу:
Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 - 10 000 руб.;
3) учтен НДС по абонентской плате:
Дебет счета 19 Кредит счета 60 1800 руб.;
4) принят к вычету НДС:
Дебет счета 68, субсчет "НДС",
Кредит счета 19 1800 руб.;
5) произведена уплата провайдеру абонентской платы за пользование сетью Интернет:
Дебет счета 60 Кредит счета 51 7080 руб.;
6) абонентская плата включена в состав расходов на продажу (ежемесячная корреспонденция на протяжении всего срока договора):
Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 6000 руб.;
7) учтен НДС по абонентской плате: Дебет счета 19
Кредит счета 60 1080 руб.;
8) принят к вычету НДС по абонентской плате: Дебет счета 68, субсчет "НДС",
Кредит счета 19 1080 руб.
Как учитывают расходы на интернет организация, находящиеся на упрощенном режиме налогообложения:
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают расходы на оплату услуг доступа к сети Интернет в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на:
расходы на почтовые,
телефонные,
телеграфные,
расходы на оплату услуг связи,
другие подобные услуги.
"Перечень расходов, на которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право при определении объекта налогообложения уменьшить полученные доходы, определен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень расходов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему, вправе уменьшить полученные доходы на расходы в части оплаты почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг, оплаты услуг связи.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" услуга связи представляет собой деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Таким образом, при соблюдении всех перечисленных выше условий расходы на оплату услуг мобильной радиотелефонной (сотовой) связи могут быть учтены в составе затрат по оплате услуг связи, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу.
Что касается расходов на оплату услуг информационных систем, в том числе Интернета, то данные затраты не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Следовательно, организация не может включить такие затраты в расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О Связи".
2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
3. Постановление Правительства от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи".
4. Налоговый Кодекс РФ (пп. 25 п. 1 ст. 264, п. 1. ст. 256, п. 2 ст. 318, ст. 257, п. 1 ст. 252, ст. 260, пп. 25 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 272).
5. Трудовой Кодекс РФ (ст. 188).
6. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 24.02.2009) "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы".
7. ПБУ 6/01 "учет основных средств" п. 17, п. 18.
8. ПБУ 10/99 "Расходы организации" п.п. 5 и 7.
9. Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 185н.
10. Письмо Минфина России от 22.11.2004 N 03-03-01-04/1/121.
11. Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а и от 21.01.2003 N 7.
12. Письмо УФНС России по г. Москве от 20.09.2006 N 20-12/83834.2.
13. Письмо Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15.
Н.Н. Парасоцкая,
доцент кафедры "Бухгалтерский учёт"
Финансового университета при Правительстве РФ,
кандидат экономических наук
Я. Вдовиченко,
Финансовый университет
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427