Как правильно разделить расходы между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью в целях исчисления налога на прибыль?
Нормами подпункта 14 пункта 1 и пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков вести в целях налогообложения раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений и за счет иных источников. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению со дня их получения.
Исходя из анализа статей 313 и 314 Налогового кодекса можно сделать вывод: по средствам целевого финансирования и целевых поступлений учреждение, как и прежде, должно вести аналитический учет доходов и расходов по каждому виду поступлений.
В письме Минфина России от 18 мая 2011 г. N 03-03-06/4/47 даны разъяснения об особенностях ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы вправе уменьшать на суммы произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Следовательно, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены бюджетными учреждениями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Из этого следует, что налогоплательщик вправе самостоятельно определять группу затрат, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть в рамках коммерческой деятельности.
Для бюджетных учреждений положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой деятельностью и деятельностью, финансируемой из бюджета.
В целях разделения в бюджетном учреждении расходов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью для исчисления налога на прибыль можно рекомендовать сократить перечень расходов, подлежащих распределению, и закрепить методику их распределения в учетной политике для целей налогового учета.
Е.М. Шахова,
аудитор
1 мая 2013 г.
"Бюджетный учет", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100