Новая справка о состоянии расчетов
ФНС утвердила форму справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц. Чем новая форма справки отличается от старой? Как ее получить?
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе утверждать формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые налоговые органы используют при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения.
Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@ утверждена форма справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (далее - справки о состоянии расчетов), порядок их заполнения и форматы предоставления справок в электронном виде по ТКС. Документ зарегистрирован в Минюсте 27.03.2013 N 27903.
Предыдущая форма справок о состоянии расчетов приведена в приложении 8 к Административному регламенту ФНС*(1), утвержденному Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н. Документ утратил силу 09.12.2012. В новом регламенте формы справок не были предусмотрены. Таким образом, утвержденная форма справок о состоянии расчетов определенный промежуток времени отсутствовала.
Зачастую бухгалтеры путают справки о состоянии расчетов с актом сверки расчетов с налоговым органом. Это разные документы. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@. Формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утвержден Приказом ФНС РФ от 04.10.2010 N ММВ-7-6/476@. Порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по ТКС утвержден Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.
При этом и акт сверки расчетов, и справки о состоянии расчетов, выдаваемые налоговым органом, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@ утверждены:
- форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей (приложение 1);
- форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, (приложение 2);
- порядок заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (приложение 3);
- формат представления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей в электронном виде по ТКС (приложение 4);
- формат представления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в электронном виде по ТКС (приложение 5).
Обратите внимание! Запрашиваемая справка предоставляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Справка о состоянии расчетов нужна налогоплательщику для контроля правильности уплаты налоговых платежей. Поскольку "упрощенцы" уплачивают авансовые платежи по налогу при УСНО ежеквартально, целесообразно контролировать налоговые платежи тоже ежеквартально, тем более если есть возможность сделать это в электронном виде по ТКС. Но один раз в год по итогам налогового периода получать справку о состоянии расчетов просто необходимо для исключения ошибок и недоразумений по налоговым платежам.
Справка о состоянии расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей
Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС и учитывает информацию обо всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе связанных с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Справка о состоянии расчетов в случае предоставления налогоплательщику на бумажном носителе подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС и заверяется ее гербовой печатью.
Дата, на которую формируется справка. Важным моментом является дата, на которую формируется справка о состоянии расчетов. Как указано в порядке заполнения данных справок, они формируются на дату, указанную в запросе. Если в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется справка о состоянии расчетов, или указана будущая дата, она формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.
Если у организации есть обособленные подразделения. Если организация имеет обособленные подразделения, в запросе она должна указать код причины постановки (КПП) интересующего обособленного подразделения. Если в запросе, направленном по ТКС, указан код налогового органа, но не указан КПП организации, справка о состоянии расчетов формируется с учетом всех обособленных подразделений этой организации, состоящих на учете в этом налоговом органе.
Если организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах. Если организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете в разных налоговых органах и хочет узнать о состоянии расчетов по конкретному налоговому органу, в запросе необходимо указать код этого налогового органа. Если в запросе по ТКС организации код налогового органа имеет значение "0000" (для организаций не указан КПП), налоговый орган, получивший запрос по ТКС, формирует справку о состоянии расчетов, а также комплект справок о состоянии расчетов по всем налоговым органам, в которых организация состоит на учете.
Состав данных в справке о состоянии расчетов. В справке о состоянии расчетов отражаются следующие данные:
- в графе 1 - наименование налога (сбора);
- в графе 2 - код бюджетной классификации (КБК);
- в графе 3 - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
а) сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетной системой РФ организации (индивидуального предпринимателя) по всем суммам налогов, сборов, пеней, штрафов без учета сумм денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему РФ, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной, а также сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, и сумм, приостановленных к взысканию;
б) отдельной строкой - суммы денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему РФ, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной (при наличии указанных денежных средств);
- в графах 5, 7, 9 - суммы по налогам, сборам, пеням, штрафам, по которым организации (индивидуальному предпринимателю) предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, а также суммы, приостановленные к взысканию;
- в графе 10 - состояние расчетов с бюджетной системой РФ организации (индивидуального предпринимателя) по процентам за пользование бюджетными средствами, предусмотренным НК РФ и нормативными правовыми актами о реструктуризации задолженности (с учетом приостановленных к взысканию сумм процентов).
Справка о состоянии расчетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Справка о состоянии расчетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - справка о состоянии расчетов физических лиц), формируется также с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС и с учетом информации обо всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Справка о состоянии расчетов физических лиц формируется, как и для организаций и индивидуальных предпринимателей, на дату, указанную в запросе либо на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.
Справка о состоянии расчетов физических лиц в случае предоставления налогоплательщику на бумажном носителе подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС и заверяется гербовой печатью инспекции ФНС.
В справке о состоянии расчетов физических лиц отражаются следующие данные:
- в графе 1 - наименование налога (сбора);
а) сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетной системой РФ физического лица по всем суммам налогов, сборов, пеней, штрафов без учета сумм денежных средств, списанных с банковского счета указанного физического лица, но не зачисленных в бюджетную систему РФ, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной, а также сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), и сумм, приостановленных к взысканию;
б) отдельной строкой - суммы денежных средств, списанных с банковского счета физического лица, но не зачисленных в бюджетную систему РФ, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной (при наличии указанных денежных средств);
- в графах 5, 7, 9 - суммы по налогам, сборам, пеням, штрафам, по которым физическому лицу предоставлена отсрочка (рассрочка), а также суммы, приостановленные к взысканию;
- в графе 10 - состояние расчетов с бюджетной системой РФ физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по процентам за пользование бюджетными средствами, предусмотренным НК РФ (с учетом приостановленных к взысканию сумм процентов).
С помощью данной справки о состоянии расчетов физических лиц гражданин может, например, получить информацию о ранее предоставленном налоговым органом размере имущественного налогового вычета по НДФЛ.
Напомним, что налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, только один раз и только по одному объекту недвижимости из числа поименованных в указанном подпункте как в сумме, израсходованной на приобретение, в частности, квартиры, так и в сумме процентов, уплаченных по этому объекту недвижимости.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, в том числе в сумме процентов, уплаченных банку по кредитному договору.
По вопросу получения информации о ранее предоставленном налоговым органом размере имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе обратиться с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий личность, в инспекцию ФНС по месту жительства (Письмо УФНС по г. Москве от 05.03.2012 N 20-14/19001@).
Как получить справку о состоянии расчетов от налогового органа?
Как мы отметили в начале, справки о состоянии расчетов налоговый орган предоставляет налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в течение пяти дней со дня поступления запроса.
Отдельный порядок направления запроса, а также его форма не установлены. При этом действующим Административным регламентом *(2), утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 N 99н, предусмотрен порядок индивидуального информирования о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании запросов в письменной форме, а также в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС.
Основанием для выдачи справки о состоянии расчетов является обращение заявителя с письменным запросом о ее предоставлении в инспекцию ФНС по месту его учета.
Рекомендованная форма письменного запроса приведена в приложении 8 к настоящему Административному регламенту (см. стр. 44). Особо отметим, что она носит рекомендательный характер, то есть запрос может быть направлен в произвольной форме с указанием необходимых реквизитов.
Рекомендованная форма запроса о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам
Письменный запрос о предоставлении справки о состоянии расчетов может быть подан заявителем непосредственно или направлен по почте. В запросе может быть указан способ получения такой справки (лично или по почте). Если в запросе не указан способ получения такой справки, она направляется заявителю по почте.
Налоговый орган имеет право отказать в выдаче справки о состоянии расчетов при наличии хотя бы одного из оснований, которые указаны в п. 27 Административного регламента.
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
- для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - отсутствие его подписи (в запросе, представленном на бумажном носителе), указания его фамилии, имени, отчества (при наличии) и почтового адреса (адреса электронной почты);
- для организации (индивидуального предпринимателя) - отсутствие в запросе:
а) указания полного наименования организации (ФИО (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) указания ИНН заявителя;
в) указания почтового адреса (адреса электронной почты) заявителя;
г) подписи и указания фамилии и инициалов физического лица - представителя организации, представившего и (или) подписавшего запрос, отсутствие печати организации (в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом);
- отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя в запросе, представленном в электронной форме по ТКС;
- непредставление уполномоченным представителем заявителя документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего запроса на бумажном носителе;
- отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получения информации о заявителе;
- представление запроса, текст которого не поддается прочтению.
Других оснований для отказа нет. По просьбе заявителя представитель налогового органа проставляет отметку об отказе в приеме письменного запроса, указывает свои фамилию, инициалы и должность, а также дату отказа в приеме запроса.
При отсутствии оснований для отказа в приеме письменного запроса должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, принимает этот письменный запрос, по просьбе заявителя на втором экземпляре запроса проставляет отметку о его приеме и прилагаемых к нему документов, а также указывает свои фамилию, инициалы и должность, дату приема запроса.
Аналогичный порядок действует и при направлении запроса по почте.
Справка о состоянии расчетов может быть получена физическим лицом непосредственно при предъявлении документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение этой справки).
При получении справки о состоянии расчетов физическое лицо на соответствующем запросе проставляет отметку в получении оригинала справки и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, а также дату получения справки.
Обратите внимание! Если физическое лицо не предъявило должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги, документ, удостоверяющий личность (подтверждающий полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение справки о состоянии расчетов), ему сообщается, что указанная справка будет направлена по почте, при необходимости уточняется почтовый адрес заявителя.
Если заявитель, указавший в письменном запросе о предоставлении справки о состоянии расчетов на ее получение лично, не обратился за ней в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока для ее предоставления, должностное лицо не позднее следующего рабочего дня передает справку о состоянии расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления ее заявителю по почте. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения справки о состоянии расчетов, она направляется заявителю по почте.
При получение справки о состоянии расчетов по ТКС никуда ходить не надо, механизм в целом аналогичен рассмотренному: в налоговый орган направляется запрос, который регистрируется. Заявителю отправляется квитанция о приеме. Если нет приведенных выше оснований для отказа, формируется справка о состоянии расчетов и отправляется заявителю.
При наличии оснований для отказа формируется уведомление об отказе в приеме запроса по ТКС о предоставлении справки о состоянии расчетов с указанием причин.
Датой направления заявителем запроса по ТКС о предоставлении справки о состоянии расчетов через специализированного оператора связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки, указанная в квитанции о приеме.
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.
*(2) Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"