Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 2013 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в статью 85 части первой и статьи 284 и 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Поправки, внесенные опубликованным законом в формулировку пункта 9.2 статьи 85 Налогового кодекса РФ, практически отменяют порядок представления органами местного самоуправления сведений о земельных участках.
Так, ранее муниципалитет должен был ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговую службу информацию о земельных участках по состоянию на первое число текущего года. Теперь такие сведения должны передаваться только если они не были переданы ранее. При этом уточнено, что сведения должны передаваться только по тем объектам земли, которые были выделены (предоставлены) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". На практике эта информация уже должна быть предоставлена налоговикам. Таким образом, новая норма фактически отменяет обязанность муниципальных органов отчитываться по земельным участкам.
Как известно, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ сведения о недвижимом имуществе, в том числе земельных участках, о правах и сделках с ними, а также об их владельцах передают в налоговую службу органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрирующие органы отчитываются оперативно - в течение 10 дней со дня совершения новых сделок или объектов.
После вступления в силу вышеуказанного закона, получение или перепродажа земельных участков невозможна без регистрации прав в том самом регистрирующем органе. Передача сведений о земле в налоговую инспекцию по сути является дублированием функций регорганов.
Финансовое министерство неоднократно обращало внимание, что органы местного самоуправления должны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках только в том объеме, которым они располагают, и в первую очередь ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-05-04-02/09, от 28.10.2011 N 03-05-04-01/39).
Минфин России подтверждал, что в налоговых органах сформирована база данных по земельным участкам, выделенным (предоставленным) на основании актов органов местного самоуправления до 1998 года, поэтому муниципальные органы могут не отчитываться ежегодно перед налоговой инспекцией.
Рыбохозяйственных льготников стало больше
Опубликованным законом были внесены также поправки в отношении налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Расширен перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые имеют право применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Так, с 1 января 2013 года "новыми" сельхозпроизводителями признаются сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют следующим условиям:
- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации собственных уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;
- если рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или суда используются на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
Те сельхозпроизводители и рыбохозяйственные предприятия, которые не перешли на уплату ЕСХН, могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций.
Ранее ее применяли:
- организации и индивидуальные предприниматели, выращивающие, перерабатывающие и реализующие свою сельскохозяйственную продукцию, а также различные сельскохозяйственные кооперативы, при условии, что доля реализации собственной продукции составляет не менее 70 процентов (указаны в п. 2 ст. 346.2 НК РФ);
- градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом членов семей составляет не менее половины численности населения города или поселка, при условии, что доля реализации их собственного улова составляет не менее 70 процентов (указаны в подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
С 2013 года действие нулевой ставки опубликованным законом распространено на "новых" сельхозпроизводителей - сельскохозяйственные производственные кооперативы (рыболовецкие артели, колхозы и прочие аналогичные предприятия).
И.М. Акиньшина,
консультант по налогам
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.