Амортизация с эксплуатацией и без
Правила амортизации недвижимости изменились еще с нового года. Тем не менее вопросы ее начисления в переходный период по-прежнему возникают. Ответы на них приходится готовить Минфину, что финансовое министерство и сделало в очередной раз, издав письмо от 29 марта 2013 г. N 03-03-06/1/10161. Разобраться в этом документе нам помогли эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера".
С 1 января 2013 года изменен порядок начисления амортизации в целях определения налога на прибыль. Речь идет о правилах, касающихся амортизации недвижимого имущества, переход прав собственности на которое подлежит государственной регистрации.
По общему правилу начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Для объектов, которые подлежат госрегистрации в установленном порядке, ранее действовало дополнительное уточняющее правило. Такие объекты включались в состав амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав собственности.
Как ранее указывал Минфин России (письма от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/1/421, от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/823 и др.), для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат госрегистрации, необходимо было выполнение двух условий. Во-первых, включение данного объекта в соответствующую амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию указанных прав). А во-вторых, ввод объекта в эксплуатацию.
Теперь условие относительно подачи документов на регистрацию прав собственности упразднилось.
Как правильно начать исчислять амортизацию по недвижимости, если она приобретена или построена до вступления в силу данного новшества?
Рассмотрим две ситуации, от которых зависят действия компании. В первой - объект не введен в эксплуатацию до начала 2013 года, во второй - объект эксплуатируется, но документы на госрегистрацию не поданы. В качестве подсказки воспользуемся недавним письмом Минфина России от 29 марта 2013 г. N 03-03-06/1/10161.
Если объект не был введен в эксплуатацию
Итак, объект недвижимости хотя и был приобретен (построен) фирмой до 2013 года, но не был введен в эксплуатацию. Соответственно и никаких документов на регистрацию прав собственности не подавалось. И значит, для такого объекта будут действовать новые правила.
В соответствии с Законом от 29 ноября 2012 г. N 206-ФЗ в Налоговый кодекс внесены изменения, согласно которым исключен пункт 11 статьи 258. Именно этот пункт регламентировал до 2013 года обязательную подачу документов на регистрацию прав собственности для начисления амортизации.
Одновременно в пункт 4 статьи 259 кодекса внесены поправки, изменившие его формулировку. Теперь начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам недвижимости, требующим госрегистрации прав собственности, начинается с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2013 года. И значит, они распространяются на объекты основных средств, которые введены в эксплуатацию после начала нового года.
Таким образом, начиная с 2013 года начисление амортизации для целей налогового учета по налогу на прибыль по основным средствам, право собственности на которые подлежит государственной регистрации, осуществляется в общем порядке. Отсутствие или наличие документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности на такой объект недвижимости никак не влияет на начало его амортизации.
Если объект был введен в эксплуатацию
Ситуация кардинально меняется, если объект недвижимости приобретен (построен) и введен в эксплуатацию до 1 января 2013 года, но документы на госрегистрацию по каким-либо причинам фирмой не подавались.
В этом случае распространять новые правила на недвижимость нельзя, объект к моменту вступления в силу поправок уже введен в эксплуатацию.
Остается единственный выход - амортизировать имущество по старым правилам. То есть для такого объекта начало амортизации будет по-прежнему зависеть от даты подачи документов на госрегистрацию прав собственности. А до подачи документов в регистрирующие органы фирма просто не вправе амортизировать объект.
Именно об этом говорится в письме Минфина России от 29 марта 2013 г. N 03-03-06/1/10161. Специалисты финансового министерства подчеркивают, что изменения, внесенные Законом N 206-ФЗ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года. Значит, по объектам, введенным в эксплуатацию до этой даты, права на которые подлежат госрегистрации, применяется прежний порядок определения начала начисления амортизации. Им должен быть момент подачи документов на регистрацию указанных прав. Подобные разъяснения финансисты приводят во всех своих последних разъяснениях (письма от 28 февраля 2013 г. N 03-03-06/1/5793, от 15 марта 2013 г. N 03-03-06/1/7940, от 18 марта 2013 г. N 03-03-06/1/8157).
Правда, фирма может и не согласиться с таким мнением и начать амортизацию недвижимости с января. Объяснение найти просто: по новым правилам объект уже введен в эксплуатацию, а ждать, когда будут поданы документы на регистрацию прав собственности на это имущество, в 2013 году не надо.
Как видно, эта позиция совершенно противоположна официальной точке зрения, и в этом случае свою правоту компании наверняка придется отстаивать в суде.
К слову сказать, в некоторых случаях арбитры и в прежние годы принимали сторону организаций и признавали право начать амортизацию, как только объект вводился в эксплуатацию, не дожидаясь расписки регистрирующих органов. Например, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2012 г. N 6909/12 сказано, что начало амортизационных начислений в отношении основного средства не должно быть привязано к дате подачи документов на госрегистрацию права. Но поскольку на данный момент по новым правилам арбитражной практики еще не сложилось, предсказать, чью сторону будут занимать служители Фемиды, довольно сложно.
И.М. Акиньшина,
консультант по налогам
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.